Какие советские фильмы можно считать культовыми?
---
При описании многих старых фильмов, часто авторы употребляют термин (культовый фильм). Грешен, я тоже иногда его вставляю. А что такое культовое кино? И чем оно отличается просто от популярных фильмов? И какие советские фильмы действительно можно назвать культовыми?
Если обратиться к терминологии - легче не становится. Большинство определений больше запутывают, чем объясняют.
К примеру вот: Культовый фильм - фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах.
Т.е. получается, что фильм должен быть не просто популярным, а становится именно объектом почитания.
В другом словаре попалось вот такое определение: Культовый фильм должен привлекать относительно небольшую аудиторию и раздражать любителей массовой культуры
В таком случае, культовыми никак не могут быть популярные у широких слоёв населения фильмы. В нашем случае, если относить термин "культовые" к советским фильмам, то получается, что вылетают и комедия Гайдая, и комедии Рязанова, и популярные в народе истерны "Белое солнце пустыни" и "Неуловимые мстители", и такие многосерийки как "Место встречи изменить нельзя" и "17 мгновений весны". Это просто популярные в народе фильмы.
Но есть ещё вот такая формулировка: культовое кино — это кино, к которому определенная аудитория (она может быть определена с разной степенью точности) испытывает устойчивый, неослабевающий и высокий интерес. И вот под неё почти все вышеперечисленные фильмы подходят. Ибо что такое просто популярный фильм? Он может быть популярным в момент выхода, на него будут ломиться зрители в кино. Но через пару лет о нём забыли. А эти фильмы люди с удовольствием смотрят уже десятилетиями
Хотя, всё таки, с формулировкой "привлекать относительно небольшую аудиторию" я не согласен. Это не главное правило, делающее фильм культовым. Не совсем согласен и с "устойчивым интересом". Это важный фактор, но не определяющий. Главное, что он "становится объектом почитания". То есть фильм становится объектом культа, своего рода почитания у определённой группы людей. И кстати, все перечисленные фильмы опять же не подходят под это определения. Они популярны, но объект культа? Сомнительно. Ну разве что "17 мгновений весны", с шагнувшим из фильма в анекдоты Штирлицом. Но разве анекдотов достаточно, чтобы стать культом?
Тогда какие фильмы попадают под определяющие факторы? Таких наберётся не так много. На вскидку я назову, наверное три: "Кин-дза-дза!", "Асса" и (только не смейтесь) "Гостья из будущего". У этих фильмов стойкие сообщества фанов. Они в чём-то выражают философию поколения. И все они прошли проверку временем.
А Такие фильмы как "Место встречи изменить нельзя", "Ирония судьбы", "17 мгновений весны", "Белое солнце пустыни", всё же, просто популярные фильмы имеющие элементы культовости, но не ставшие ими. Частью культуры - да. Культом, как таковым - нет, и большого влияния на зрителя они не оказали.
А вот какие советские фильмы назовёте культовыми? И главное - почему?
В коллаже использованы персонажи из х/ф
"Кин-дза-дза!", реж. Г. Данелия
"Асса", реж. С. Соловьёв
"Гостья из будущего", реж. П. Арсенов
Взято: dubikvit.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]