С ХОРОШИМИ ДЕВОЧКАМИ ТАКОЕ НЕ СЛУЧАЕТСЯ! О феномене «справедливого мира»
---
Изнасиловали девчушку в одной из тихих, экономически благополучных европейских стран, где обычно ничего не случается, разве что лист с дерева упадёт, да веточка под ногой хрустнет. Просто так вышло. Нет, она не была пьяной и не задирала мини-юбку у них на глазах.
Она вообще — синий чулок, отличница в больших очках, и всю жизнь носила брюки и вязаные жилеты в ромбиках. И вот начинается обсуждение происшествия по одному и тому же сценарию: «С нормальными — такое не случается! Эти шлюхи сами мечтают, чтобы арабы их натянули!» или «А не надо ходить, где не следует, и всё будет в порядке», «Надо держать себя в форме, спортом заниматься, убежала бы, дала сдачи, закричала».
Меня умиляет, когда рассказывают, что, например, нужно было ходить на курсы самообороны. «Она сама виновата, что шатается в позднее время по улицам. Вот и нашла приключение на свою задницу, дура!» сказала наша соседка о девушке, которую ограбили. Позднее выяснилось, что ограбили её средь бела дня, в самом центре города. В толпе подошёл человек и приставил нож к боку. Тихо, на ухо, сказал: «Деньги давай». Она всё мгновенно отдала и была чуть ли не счастлива, что он оставил хотя бы её паспорт и зачётную книжку…И что толку от курсов карате или спорта? Ты можешь пять лет поднимать штангу, ходить в спортзал, виртуозно владеть приёмами рукопашного боя. Человек подойдёт и приставит к боку нож. И всё! Вот твоя прекрасная спортивная форма, умение бегать, делать захват — всё это тебе не пригодится. Одно движение — и ты станешь инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
Понятие «феномена справедливого мира»(англ. Belief in a just world; гипотеза справедливого мира) — было сформулировано Мелвином Лернером. Это когнитивный диссонанс, который заставляет людей поверить в то, что всё в этой жизни происходит не просто так, а из-за определённых качеств людей и их поступков. Даже случайным событиям приписывается особое значение. Этим когнитивным диссонансом часто «приторговывают» и религиозные деятели. Ты будь хорошим, святым, покупай индульгенции, свечки ставь и куличи освещай и рано или поздно (чаще всего после твоей смерти) тебе воздастся по заслугам, ты будешь жить в раю. Те, кто в этой жизни богаты — значит, в прошлой были праведниками. А если ты — бедный и больной, так это исключительно наказание.
Каббалист и в некотором роде провокатор Микаэль Лайтман уверен в том, что в трагедии Холокоста и погромах — виноваты сами евреи. Они своим неправильным поведением настроили против себя мировое сообщество, что и привело к трагедии такого масштаба. Более того, у многих был шанс уехать и искать убежище, но они до конца не верили, что нечто подобное может произойти. Если в мире добро и зло — уравновешены, а господь — справедлив и карает грешников, получается, что …эти люди погибли не из-за определённого страшного стечения обстоятельств, а были все наказаны за неправильное поведение, что ли? И дети, и младенцы, которых пытали…
Несколько лет назад стала широко известна история о том, как двое малолетних родителей играли в компьютерные игры и выставили в холодное время года коляску с младенцем на балкон, чтобы он не мешал им своим плачем. Заигрались, и ребенок замёрз насмерть. Нашлось немало людей, которые высказывались в духе: «А вы не представляете, какие бывают дети! Иного прямо башкой хочется об стенку стукнуть, будь моя воля!» или «Наказал бог, теперь будут думать…» и т.д. Но есть ли вероятность, что во всём мире нет случаев, когда с поздним и желанным ребёнком ответственных родителей случилась похожая трагедия?
Лернер в 1966 году в своей совместной работе с Кэролайн Симмонз предположил, что основой тенденции обвинять жертв в случившихся с ними неприятностях является не злонамеренность и жестокость, а страх за себя, понимание собственной незащищённости и стремление к справедливости. Например: «Отчим приставал? Да это ты всё в трусах перед ним разгуливала по дому, мужика у матери родной отбиваешь, не мог он к тебе приставать, тебе там показывать нечего ещё, ничего не выросло, но ты, дрянь, его спровоцировала!», «Яков Петрович — хороший человек, я его знаю! Был бы алкаш какой или безработный…» и т.д. и т.п. То есть, вместо того, чтобы сочувствовать жертве и правильно дать оценку ситуации, люди не хотят согласиться и допустить, что такое может случиться, по сути, с каждым.
Результаты исследований позволяют считать, что люди априори убеждены в том, что в мире существует некий нерушимый баланс, благодаря которому каждому воздаётся по заслугам: трудолюбивый непременно получит высокооплачиваемую работу, на хорошую жену муж не поднимет руку, в логичное и взвешенное решение — не может оказаться не верным. Это когнитивное искажение одно из самых коварных, потому что ложью люди стараются защитить себя от нежелательной правды. Да, ты можешь быть щедрым, добрым, умным и осторожным, но тебя всё равно могут обмануть, ограбить, избить. Ты можешь никогда не водить машину, переходить дорогу в положенном месте, но тебя всё равно может сбить грузовик. А если ты или кто-то другой, совершил подлость, это ещё не гарантирует, что за этим последует наказание. Множество преступлений вообще остаются нераскрытыми, а какие-то раскрывают лишь благодаря тому, что у преступника не выдерживают нервы и он приходит с повинной сам.
Вы наверняка замечали, что художественных книг и фильмов с открытым финалом не так уж и много, а тех, где протагонист не «жил долго и счастливо», а его колотила жена и ходила налево — и вовсе не сыщешь. Ну, чтобы волк съел бабушку и Красную Шапку, потом съел всех охотников и лесника, например, и конец. Или Гарри Поттер стал старым и толстым, разучился колдовать, женщины его не хотели, а Волан-Де-Морт — напротив, поработил весь мир, и всё погрузилось в хаос. В жизни это случается сплошь и рядом, а вот таких волшебных историй нет и не будет, потому что они лишают нас последней надежды и дурацкой, ошибочной веры в справедливость.
Она вообще — синий чулок, отличница в больших очках, и всю жизнь носила брюки и вязаные жилеты в ромбиках. И вот начинается обсуждение происшествия по одному и тому же сценарию: «С нормальными — такое не случается! Эти шлюхи сами мечтают, чтобы арабы их натянули!» или «А не надо ходить, где не следует, и всё будет в порядке», «Надо держать себя в форме, спортом заниматься, убежала бы, дала сдачи, закричала».
Меня умиляет, когда рассказывают, что, например, нужно было ходить на курсы самообороны. «Она сама виновата, что шатается в позднее время по улицам. Вот и нашла приключение на свою задницу, дура!» сказала наша соседка о девушке, которую ограбили. Позднее выяснилось, что ограбили её средь бела дня, в самом центре города. В толпе подошёл человек и приставил нож к боку. Тихо, на ухо, сказал: «Деньги давай». Она всё мгновенно отдала и была чуть ли не счастлива, что он оставил хотя бы её паспорт и зачётную книжку…И что толку от курсов карате или спорта? Ты можешь пять лет поднимать штангу, ходить в спортзал, виртуозно владеть приёмами рукопашного боя. Человек подойдёт и приставит к боку нож. И всё! Вот твоя прекрасная спортивная форма, умение бегать, делать захват — всё это тебе не пригодится. Одно движение — и ты станешь инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
Понятие «феномена справедливого мира»(англ. Belief in a just world; гипотеза справедливого мира) — было сформулировано Мелвином Лернером. Это когнитивный диссонанс, который заставляет людей поверить в то, что всё в этой жизни происходит не просто так, а из-за определённых качеств людей и их поступков. Даже случайным событиям приписывается особое значение. Этим когнитивным диссонансом часто «приторговывают» и религиозные деятели. Ты будь хорошим, святым, покупай индульгенции, свечки ставь и куличи освещай и рано или поздно (чаще всего после твоей смерти) тебе воздастся по заслугам, ты будешь жить в раю. Те, кто в этой жизни богаты — значит, в прошлой были праведниками. А если ты — бедный и больной, так это исключительно наказание.
Каббалист и в некотором роде провокатор Микаэль Лайтман уверен в том, что в трагедии Холокоста и погромах — виноваты сами евреи. Они своим неправильным поведением настроили против себя мировое сообщество, что и привело к трагедии такого масштаба. Более того, у многих был шанс уехать и искать убежище, но они до конца не верили, что нечто подобное может произойти. Если в мире добро и зло — уравновешены, а господь — справедлив и карает грешников, получается, что …эти люди погибли не из-за определённого страшного стечения обстоятельств, а были все наказаны за неправильное поведение, что ли? И дети, и младенцы, которых пытали…
Несколько лет назад стала широко известна история о том, как двое малолетних родителей играли в компьютерные игры и выставили в холодное время года коляску с младенцем на балкон, чтобы он не мешал им своим плачем. Заигрались, и ребенок замёрз насмерть. Нашлось немало людей, которые высказывались в духе: «А вы не представляете, какие бывают дети! Иного прямо башкой хочется об стенку стукнуть, будь моя воля!» или «Наказал бог, теперь будут думать…» и т.д. Но есть ли вероятность, что во всём мире нет случаев, когда с поздним и желанным ребёнком ответственных родителей случилась похожая трагедия?
Лернер в 1966 году в своей совместной работе с Кэролайн Симмонз предположил, что основой тенденции обвинять жертв в случившихся с ними неприятностях является не злонамеренность и жестокость, а страх за себя, понимание собственной незащищённости и стремление к справедливости. Например: «Отчим приставал? Да это ты всё в трусах перед ним разгуливала по дому, мужика у матери родной отбиваешь, не мог он к тебе приставать, тебе там показывать нечего ещё, ничего не выросло, но ты, дрянь, его спровоцировала!», «Яков Петрович — хороший человек, я его знаю! Был бы алкаш какой или безработный…» и т.д. и т.п. То есть, вместо того, чтобы сочувствовать жертве и правильно дать оценку ситуации, люди не хотят согласиться и допустить, что такое может случиться, по сути, с каждым.
Результаты исследований позволяют считать, что люди априори убеждены в том, что в мире существует некий нерушимый баланс, благодаря которому каждому воздаётся по заслугам: трудолюбивый непременно получит высокооплачиваемую работу, на хорошую жену муж не поднимет руку, в логичное и взвешенное решение — не может оказаться не верным. Это когнитивное искажение одно из самых коварных, потому что ложью люди стараются защитить себя от нежелательной правды. Да, ты можешь быть щедрым, добрым, умным и осторожным, но тебя всё равно могут обмануть, ограбить, избить. Ты можешь никогда не водить машину, переходить дорогу в положенном месте, но тебя всё равно может сбить грузовик. А если ты или кто-то другой, совершил подлость, это ещё не гарантирует, что за этим последует наказание. Множество преступлений вообще остаются нераскрытыми, а какие-то раскрывают лишь благодаря тому, что у преступника не выдерживают нервы и он приходит с повинной сам.
Вы наверняка замечали, что художественных книг и фильмов с открытым финалом не так уж и много, а тех, где протагонист не «жил долго и счастливо», а его колотила жена и ходила налево — и вовсе не сыщешь. Ну, чтобы волк съел бабушку и Красную Шапку, потом съел всех охотников и лесника, например, и конец. Или Гарри Поттер стал старым и толстым, разучился колдовать, женщины его не хотели, а Волан-Де-Морт — напротив, поработил весь мир, и всё погрузилось в хаос. В жизни это случается сплошь и рядом, а вот таких волшебных историй нет и не будет, потому что они лишают нас последней надежды и дурацкой, ошибочной веры в справедливость.
Взято: kibernetika.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]