Байконур. Часть 1: берег Вселенной
---
Великая Степь если сама не похожа на космос, то словно ближе к нему: земля и небо, и ничего лишнего между ними. Ещё с первых путешествий по Казахстану меня не покидало ощущение, что я хожу по берегу Вселенной. Так назвал эти места Сергей Королёв, когда построил на этом берегу порт - космодром Байконур, главные ворота Земли за её пределы. Побывать на Байконуре много лет было моей мечтой, и вот в июне, после полугода подготовки, я осуществил эту мечту. О Байконуре я расскажу в 5 частях - про город, музеи, космодром и собственно запуск, но сначала - общая канва: история, колорит, устройство и конечно же, - нюансы посещения.
В прошлых частях - о том, куда с Байконура летали: про орбитальные станции и планеты Солнечной системы.
Утром 2 июня мы с estrella_de_sur покинули вагон скоростного "Тулпара" на маленькой станции Тюратам. Обычная в общем-то станция Ташкенсткой железной дороги, о которой, вместе с соседними Казалинском, Джусалами или Кызылордой, я уже писал когда-то. Вокзальчик второго класса (1906) ничем не выделяется среди десятков таких же, когда-то построенных царскими солдатами в пустой степи, но по ту сторону состава, как и подобает порту, лежат целые горы контейнеров:
2.
А мемориальная доска на стене советской пристройки, ставшей ныне основным вокзалом, извещает, что 12 января 1955 года здесь высадился отряд военных строителей, положивших начало космодрому Байконур. В дате явная ошибка - ведь только план был утверждён месяцем позже. Но чего ещё ждать от Тюратама - это обыкновенный среднеазиатской посёлок (9,5 тыс. жителей) с пылью улиц и шумом базаров. У водонапорки - похожий на "медузу ракеты" воинский мемориал за заборчиком (а никак корова забредёт или верблюд?), а рядом с ним - разобранная юрта:
3.
По магистрали "с востока на запад и с запада на восток" ходит поезд. Но на краю посёлка от магистрали ответвляется другая колея с небольшими платформами и свежим накатом на рельсах. По ней курсирует мотовоз, связующий город с космодромом:
4.
Байконур - название случайное, пришедшие из СМИ, для которых местоположение космодрома обозначили на 300 километров севернее близ аула Байконур под Жезказганом. Ветераны космической отрасли по привычке называют космодром Тюратам, а город, соответственно, Ленинск:
5.
Железная дорога и трасса, а стало быть и посёлок Тюратам, абсолютно свободный к посещению, расположены между городом и космодромом. Космодром раскинулся на 70-90 километров, и в основном это обычная красноватая степь с колючками, сусликами и верблюдами, из марева над которой то и дела выплывают многочисленные "площадки" - стартовые столы, монтажно-испытательные комплексы, городки военных (к коим относился и весь обслуживающий персонал), станции связи, остановочные пункты мотовозов и многое другое. У города же своя доминанта - огромная, но с виду очень какая-то архаичная ТЭЦ с неизменным шлейфом чёрного дыма:
6.
Тюратам лежит от города к северу. У дороги к космодрому - большая мечеть (2011):
7.
От которой просматривается и увенчанная шестом пира (святого) могила, где покоится Торе-баба. На русский это прозвище можно было бы перевести как "отец Чингизид": торе - потомки Потрясателя Вселенной, среди казахов уважаемые почти как потомки Пророка. Подобные могилы местночтимых святых - в принципе привычная часть Средней Азии:
7а.
У Чингиза Айтматова в его длинном романе о "Буранном полустанке" был сюжет о процессии, шедшей к могиле да упёршейся в забор космодрома. На самом деле - в КПП №1 с неуклюжим памятником, официальное название которого давно забыто, а народное - "Семья ГАИшника":
8.
С запада к Байконуру примыкает ещё один аул Большой Акай, отмеченный маленькой мечетью с ракетоподобным минаретом:
9.
И симпатичным сквериком со скульптурами барсов да верблюдов и миниатюрной репликой монумента на Московской ВДНХ:
10.
Акай отделяет город от аэродрома со звучным названием Крайний - а как ещё называться месту, с которого покидают планету? Сюда, на предпоследнюю ступень, привозят из подмосковного Чкаловского космонавтов, а также всякий персонал, официальную прессу и крупных шишек типа главы "Роскосмоса", директора "Энергии" или даже "первых лиц". Есть с Крайнего и прямой пассажирский рейс в Москву, но довольно дорогой (кажется, 20 тыс. рублей в одну сторону) и неизвестный сервисам поиска авиабилетов. Пассажирским терминалом Крайний обзавёлся в 2012 году, сам функционирует с 1964-го, а вот метеостанция осталась от более старого аэродрома (1955-66) с ласковым названием "Ласточка":
11.
Здесь же и своеобразный "фасад" Байконура для тех, кому не побывать за КПП - монумент "Невесомость". О том, что это официальное название и прототипом был Алексей Леонов, байконурцы хотя бы помнят, а так-то он для всех Рыбак, который поймал во-о-о-о-т такую рыбу! На свадьбу о Рыбака, как о корабельный форштевень, бьют бутылки - отсюда выщерблены на мозаике. А вдалеке - дома с ракетами на торцах:
12.
И белая линия забора, опоясывающего город. В степи забор хорошо заметен, но неизменный атрибут байконурского быта - это Дырки в Заборе, через которые жители аулов ходят в город, а жители города водят гостей, не удосужившихся оформить пропуск. Со стороны Акая дырка буквально в прямой видимости КПП, и прямо при нас сквозь неё проползал человек:
13.
Третья граница города - это Сырдарья, охватывающая бывший Ленинск с востока и юга. За Сырдарьёй - пустыня Кызлкумы, неимоверно древние крепости Джетыасар, к которым в дни запуска нереально найти свободную машину, и чабаны, "которые как в средневековье живут" - так говорили мне о них казахи с "ближнего" берега. За Сырдарьёй до самой границы с Узбекистаном действительно нет городов и крупных аулов, и на том берегу, как из Омска или Семипалатинска в 19 веке или как в современной Монголии, просматриваются настоящие юрты.
14.
Но как легально миновать эти границы? Если вы хотите просто попасть в город, обратитесь заранее в местный ЦУН ("Центр услуг населению" - казахстанский аналог МФЦ), и за 1000 рублей вам сделают гостевой пропуск. С космодромом и тем более запуском всё гораздо сложнее, и хотя цена туров выглядит неадекватной, по своему опыту могу дать совет - покупайте тур! Ибо на любой альтернативный вариант вы потратите столько времени, нервов и сил, что денежные траты покажутся наименьшим из зол. Даже если у вас есть свой информационный вес: турфирмы сами едва выходят в ноль и на рекламу тратиться себе не могут позволить, а "Роскосмос" с блоггерами работает неохотно, предпочитая профессиональных технических фотографов или "звёзд Инстаграмма", которые дадут красивую картинку и не расскажут никому о том, что "король-то голый!". Ещё вариант - покрутиться пару лет среди "популяризаторов космонавтики", найти там себе друзей, и в конце концов какой-нибудь вариант посещения запуска за вменяемую цену обломится. Я же сам прорабатывал пяток вариантов, под конец из них рабочими оказались два - купить тур с очень большой скидкой или поехать в автопробег "Звёздный путь" с петербургским отделением Федерации Космонавтики.
15.
На конец апреля, когда я принимал решение, второй вариант казался интереснее, но первый - надёжнее, и в тоге я поехал на Байконур с фирмой "РокетТрип", специально под меня и собранную мной небольшую группу сделавшей 5-дневную программу вместо стандартной 3-дневной. Теперь они ещё и полёты в невесомости из Звёздного городка организуют. Расценки у всех турфирм примерно одинаковые (плюс-минус несколько тысяч), так как все они фактически являются посредниками. Дороже и видимо качественнее возит "Вежитель", дешевле - "Астроверты", но когда я спросил последних, бывают ли у них 5-дневные туры, меня просто проигнорировали. Ценообразование меняется год от года, но с 2012-го балансирует на уровне 30-50 тыс. рублей за 3 дня и 60-90 за 5, в обоих случаях без учёта дороги до Байконура. На запуск "Союза МС-09" 6 июня 2018 года звёзды сложились так, что 3-дневный тур был максимально дорог, а 5-дневный максимально дёшев, и я решил не упускать этот шанс.
Каждому гостю режимных объектов выдаётся бейджик:
16а.
А напоследок выдают ещё и очень симпатичный значок:
16б.
На туристов сверху поглядывают пресса и специалисты. Главный минус тура - даже не цена, а то, что "Роскосмос" слишком уж явно делит гостей Байконура на два сорта, и космонавтов туристам покажут лишь через спины прессы, а взлёт ракеты - за холмом, скрывающим стартовый стол.
16в.
И хотя среди туристов немалую часть составляют те же обыватели, приехавшие посмотреть на необычное зрелище, всё же процент интересных людей тут в любом туристическом автобусе будет довольно высок. Именно в автобусе - даже если ты на внедорожнике приехал, по космодрому ездить сподручнее автобусом, так как помимо гида любую группу сопровождает безопасник.
17а.
В нашу группу россиян затесалось четверо украинцев. Прилетели в Грузию, по дешёвке купили там подержанную машину, пересекли Азербайджан да переправились через Каспий в Актау. В Казахстане сводолюбивые гости тут же начали задыхаться от тоталитарного режима, тем более что каждый гаишник возился с ними по часу, не вынося разрыва шаблона - граждане одной страны едут по другой стране на машине из третьей страны! В общем, хотя ребята целились на Иссык-Куль, на Байконуре они всё больше склонялись к мысли повернуть, пока не задолбались.
17.
Европейцы, да не абы кто, а специалисты Европейского космического агентства, того самого, что организовало посадки зондов на далёкий Титан и комету. Эти люди работали над спутниками зондирования Земли, и четыре раза не увидели их запуск с еврокосмодрома во Французской Гвиане. Дело в том, что запуск спутника легче перенести, и потому их часто переносят из-за погоды, а вот пилотируемые пуски не переносят почти никогда, и отчаявшись что-то увидеть на Куру, ребята отправились на Байконур. Европейский интернационал тут был во всей красе: от испанцев до русского латвийца (по совместительству переводчика), пара очаровательных азиаток, араб (или перс)... и ни одного негра сына Африки. На будущее российской космонавтики европейцы смотрели скептически, но своя вызывала у них, как ни странно, ещё больше пессимизма: наш "Протон", даже потеряв весь рынок, продержится на военных запусках 2-3 раза в год, а вот их "Ариан", если Илон Маск таки и его потеснит, станет просто никому не нужен, и за несколько ЕКА потеряет школу. Поэтому России они предрекали стагнацию, себе - упадок, Китаю - лидерство, а о перспективах США вообще не говорили, лишь упомянув разок, что Америка, если сильно захочет, сможет просто настойчиво попросить Европу не мешаться им в космосе. В основном ЕКАвцы были очень приятные в общении, дружелюбные и заинтересованные люди. Но кое-что казалось дикостью: один паренёк, слушая рассказ экскурсовод про "катастрофу Неделина" на могиле её жертв старательно сдерживал улыбку, а на фразе "самого Неделина опознали по генеральским пуговицам, которых больше ни у кого из погибших не было" и вовсе захохотал в голос. И мне хотелось его спросить, почему - но я понимал, что не смогу задать такой вопрос без угрозы.
18.
А вот легенда байконурских туров - Лайка. Зоозащитница из Нидерландов спасает бродячих собак в Румынии и Бельгии, а по советским собакам-космонавтам натурально фанатеет, особенно, конечно же, по обречённой Лайке. Здесь она не впервые, и всех пегих дворняжек на космодроме знает в лицо:
19.
С туристами, ждущими чуда, разительный контраст являют журналисты и прочие работники прессы. Им это всё давно осточертело, их главное желание - познакомиться с симпатичной туристкой или напиться с друзьями-коллегами. И если "текстовых" журналистов стараются регулярно менять, чтобы яркости впечатлений они не теряли, то съёмочные группы и руководители тут раз за разом одни и те же.
20.
Тем, кто на Байконуре не впервые, особый шик - сделать селфи на фоне взлетающей ракеты, то есть стоя к ней спиной. Но главное - туристов тут реально МНОГО. 2 июля мы застали Байконур тихим сонным городком, живущим как в замедленном кино, но народу становилось всё больше с каждым часом, и 6 июля Байконур напоминал Хургаду или Анталью. Вот это - самое начало цикла запуска, и туристов тут от силы 20% от пика:
21.
В местном кафе "Звёздное небо" - московские цены и посредственная еда:
22.
Нас водили в другое кафе, в стороне от центра и с не слишком заметной вывеской, то есть "для своих". Но и там (еда не входила в стоимость тура) нас пытались обсчитать, как на тех же черноморских курортах. А местный фирменный коктейль называется "Ракетное топливо" - и не потому, что реактивный, а потому что из двух компонентов:
22а.
В небольшом городке - десяток гостиницы на любой вкус и кошелёк, но туристов как правило селят в "общежитии гостиничного типа". Нам с estrella_de_sur, однако, повезло - там случился овербукинг, поэтому нашим домом на Байконуре сделалась гостиницы "Молния". Она принадлежит Центру Хруничева, а стало быть забита до отказа на запусках "Протонов". Но мы ехали на запуск "Союза", а потому застали её полупустой:
23.
В номерах с удобствами на две комнаты не было вай-фая, зато был вот такой вот артефакт - советский кондиционер из Баку:
24.
"Молния" расположена прямо в Деревянном городке - так называется запущенный квартал малоэтажек у сырдарьинского берега, где и начинался город. На задворках Дома офицеров мы обнаружили целую батарею зарядов для салюта - 2 июня на Байконуре день города, проходящий на главной площади без малейшего космического колорита:
25.
Байконурский герой наравне с Королёвым - это Георгий Шубников, руководивший строительством Научно-исследовательского испытательного полигона №5, как назывался будущий космодром в документах. Вернее, и не космодром даже, а ракетная база - созданная Дмитрием Козловым под руководством Королёва ракета Р-7, или просто "королевская семёрка", тогда рассматривалась как межконтинентальное оружие, но для этих задача оказалась слишком уж громоздкой. В мёрзлую степь Кызылординской области Казахстана строители прибыли в конце зимы 1955 года, а 2 июня НИИП №5 из стройки превратился в действующую воинскую часть №11284:
26а.
Как и у большинства секретных городов, вместо названия у городка на "полигоне Тюратам" было лишь обозначение: Москва-400, затем Кызылорда-50, и наконец Ташкент-90. Неофициально же его называли утилитарно Десятая площадка, пафосно Звездоград, но чаще просто Заря - таким же был и позывной Сергея Королёва. В 1958 году, то есть уже после запуска Первого спутника, ПГТ был утверждён официально и получил самое ни к какому конкретному местоположению не обязывающее название, какое только мог дать СССР - Ленинский. К 1969 году он вымахал уже в полноценный город Ленинск, ну а конспиративное название Байконур пришло сюда постепенно: 12 апреля 1961 года через мировые СМИ оно закрепилось за космодромом, и лишь в 1995 году - за городом.
26б.
Ну а нынешний Байконур - вполне обычный для Советской Средней Азии город вроде Балхаша или Учкудука с пятиэтажками на песке и саксаулами у детских площадок:
27.
По меркам окрестной пустыни он выглядит весьма неплохо: здесь чистые улицы, много зелени и почти нет бытовой азиатчины вроде бурлящих цветастых базаров и коллективных такси с орущими зазывалами. На остановках отдельно вывешено расписание школьного автобуса:
28.
Байконур - город труб, тем более ведь и сама ракета тоже в основе труба. На самом деле тут просто насквозь просоленая и потому едкая почва, так что коммуникации класть во многих казахстанских городах предпочитают снаружи:
29.
Но на Байконуре этих коммуникаций как-то особенно много, и самая приметная из них - это Зелёные трубы, тянущиеся по бульварам и скверам вместо более привычных в здешнем климате арыков:
30.
Тут и там попадаются советские артефакты в отличном состоянии, порой успевшие поменять суть. Вот скажем тут уже давно не кондитерская, а социальный магазин, работающий лишь утром в будни:
31.
Но привычная часть байконурского пейзажа - это законсервированный дома и "бельма" покинутых квартир:
32.
А местные старожилы о своём городе рассказывают не то что пессимистично, а как-то даже апокалиптически. Из Байконура, в отличие от Севастополя, Россия с распадом СССР полностью ушла на несколько лет, и город с космодром превратились тогда в неофициальный рудник цветных металлов. В 1995 году "комплекс Байконур" был вновь взят Россией в аренду, но сменился сам принцип существования города: если СССР, делавший до 80 запусков в год, развивал Байконур как ЗАТО, где постоянно проживали высококвалифицированные специалисты и действовала собственная система подготовки кадров, то в РФ таковые прилетают на космодром лишь к запуску по несколько раз в году. Основной задачей жителей Байконура стало поддержание инфрастуктуры космодрома в межпусковое время, что уже не требовало большого числа людей с уникальной квалификацией. Вдобавок "Ленинск - город военных, снявших погоны", и если раньше "по прибытии мотовоза улицы окрашивались в зелёный", теперь российские военные ушли (вывод закончился в 2009 году), а персонал подчиняется гражданским ведомствам. В общем, Байконур по сравнению с советским Ленинском - город гораздо более обычный, а стало быть лишившийся большинства своих привелегий. Однако у "ядра" местных жителей гордость и чувство причастности к великим делам имеет масштаб поистине космический. Если Севастополь я сравнивал с 10-кратным концентратом Петербурга, то Байконур - 100-кратный концентрат. А потому самая запомнившаяся мне черта байконурцев, хоть как-то причастных к Отрасли - уязвлённая гордость.
33.
И хотя до буржуек в домах дело тут так и не дошло, износ инфраструктуры местные описывают в выражениях вроде "геноцид". Иногда это даже не гипербола - вон та пирамида отмечена надписью "Здесь 26 июля 1994 года разбушевшаяся стихия унесла 16 человеческих жизней". По словам местных, "стихия" - это взрыв бытового газа, на запах которого из подвала в соответствующие органы жильцы жаловались неделями. В итоге газ рванул, а администрация быстренько состряпала заключение, что это природная аномалия. И даже если это правда (что сомнительно) - не верит в неё на Байконуре никто:
34.
А большинство его жителей той трагедии скорее всего и не помнит: казахи тут давно уже заметное большинство. Конечно, в страшных пустынях Южного Казахстана Байконур по сей день город с большим отрывом самый славянский, но в куда меньшей степени, чем например города Казахского Алтая и даже, пожалуй, чем Алма-Ата. Казахи тут разные - от абсолютно современных и говорящих без акцента до откровенных гостей из аулов. Из 15 школ Байконура 8 русских и 7 казахских, но при этом в городе есть церковь, а мечети - лишь за КПП:
35.
Однако правила игры тут по-прежнему устанавливают не они - азиатский колорит, буквально оглушающий даже в соседнем Казалинске, на Байконуре едва ощущается разве что в самой глубине единственного, да при том весьма компактного базара:
36.
Из 73 тысяч жителей Байконура лишь 37 тысяч - граждане Казахстана. Россия здесь гораздо заметнее, чем была в Севастополе при Украине - ведь арендует она не только космодром (как арендовала военную базу в Крыму), но и сам город, как такой bonus-level среди регионов РФ. Байконур - наш четвёртый "город федерального значения", где казахи - те же гастрбайтеры, работающие в основном в сфере услуг и коммунальном хозяйстве. Государственные органы двух стран на Байконуре формально друг друга дублируют, а фактически из казахстанских я припомню только ЦУН и УВД - словом, то, что регулярно и напрямую касается граждан:
36а.
Даже номера автомобилей тут российские - частью собственные региона 94, частью и вовсе подмосковные 50. Последнее видимо повелось с советских времён - тогда по телефонным кодам Ленинск выходил не просто подмосковным городком, а конкретно дальним районом Калининграда (Королёва).
37.
Более того, тут даже основная валюта - рубль. Тенге, которых я опрометчиво наменял в избытке, в здешних магазинах принимают, но сдачу с них всё равно дают рублями по курсу 1:5. Продукты в магазинах в основном казахстанские, но российских явно больше, чем в среднем по стране.
37а.
А вот весьма актуальная на Байконуре реклама. От пустынного зноя, от едкой воды, от деградации рабочих мест, униженной гордости и неясного будущего люди стараются уехать, и не в сверкающие Алма-Ату си Астану, а хоть в печальную глубинку - но на историческую родину. Может космодром проработает до 2049 года (по договору) и дальше, может окончательно опустеет по мере утраты космического лидерства, а может на стартовых комплексах будут висеть отрезанные головы, а под ними сидеть на тачанках вооружённые до зубов бородачи? "Часа Х", то есть смерти старого хана, русские по всему Казахстану ждут с нарастающей тревогой, а живущие на Байконуре самые русские из казахстанцев - в особенности. И вместе с тем о космодроме Восточный, построенном Байконуру на замену, здесь говорят с нескрываемой ненавистью...
37б.
О том, что здесь - тот самый легендарный Байконур, в быту напоминает немногое. Разве что в вывесках магазинов популярна космическая тема:
38а.
Однако забыть о космодроме не дают бесчисленные памятники и панно, без которых в бывшем Ленинске не обходится ни квартала:
38.
На торцах домов за спиной "Рыбака" - ракеты "Союз", Н1 (на кадре выше), "Космос", "Протон" и "Энергия":
39.
Впрочем, это уже достопримечательности, а о них будет отдельный пост:
39.
Пока покажу лишь одну из них, но пожалуй самую необычную. Добрую треть бывшего Ленинска со стороны Акая занимают многоэтажные благоустроенные районы, возведённые в 1980-х годах для специалистов "Энергии" и "Бурана": ведь многоразовые ракетопланы требовали непрерывного межполётного обслуживания. Поэтому городок "Энергии" строился всерьёз и надолго, и в 1990 году в нём была введена в строй школа №12 под патронажем столичной Бауманки, на волне Перестройки получившее второе, куда более звучное название - Международная космическая школа имени Владимира Челомея:
40.
И решётки на её окнах здорово напоминают стабилизаторы систем аварийного спасения, только спасают теперь в начале и конце учебного года школьные классы от зноя. Рядом - антены, ретрансляторы и даже твердотопливный двигатель САС (см. здесь) на постаменте, а ещё один, без постамента, валяется на заднем дворе:
40а.
В школе три отделения - физико-математическое, биолого-географическое и, что собственно и является её особенностью - аэрокосмическое. А внутри из наглядных пособий скопился целый музей, куда даже возят туристов:
41.
Экскурсию нам проводил учитель труда, который явно в состоянии собрать и разобрать ракетный двигатель. Первым делом, в специальном зале с проектором он показал нам пуски ракет различных типов, которых по крайней мере с таким хорошим звуком не найти в "Ютубе". "Союз" взлетает с тяжёлым шипением, "Протон" - со злым рёвом, и на свету его гептиловое пламя розовое, а в темноте отдаёт голубым. "Циклон", как и положено с таким названием - воет, "Зенит" запоминается не звуком, а взлётом без команды - весь его страт автоматизирован. У сверхтяжёлой "Энергии" - глухой гул и море огня. А чёрный "Днепр", переделанный из "Сатаны", медленно вылезает из шахты, затем подпрыгивает с грохотом, отбросив "гильзу" миномётного старта, и только в 30 метрах над землёй зажигает двигатель:
42.
.
Прямо в школьных коридорах - небольшие музейные залы. Вот тут, например, камеры сгорания различных ракетных двигателей и фрагмент бака из под окислителя (амила) отработавшей ступени "Протона":
43.
А чёрный - и вовсе РД-100, двигатель от ракет типа Р-1, то есть фактически немецкой "Фау-2". С Байконура такие не запускались, но всё же прилетали в казахскую степь с Капустиного Яра. На заднем плане, явно другой формы - агрегат для подачи топлива от двигателя боевой ракеты Р-36 и конус боковой ступени "Союза":
44.
Тут самая крупная камера сгорания (справа поодаль) - и вовсе от "Энергии", а над головой - уменьшенный макет тяжёлого (15-17 тонн) спутника "Протон", под который Челомей и делал одноимённую ракету:
45.
А спускаемая капсула - между прочим, не "Союз", а куда как более экзотический "Алмаз", спроектированный Челомеем в конце 1960-х годов как первый в мире многоразовый космический корабль. Запускался такой, правда, тоже "Протоном", которому из-за высокой аварийности и хронической вражды Челомея с другими конструкторами (см. здесь) жизнь космонавтов не доверяли, поэтому летал "Алмаз" лишь в беспилотном режиме.
46.
47.
Другие наглядные пособия в аэрокосмическом классе:
48.
Обратите внимание, что большинство вещей тут - со следами "работы", как например вот эта камера сгорания с оплавленной (3500 градусов - не шутки!) "изнанкой". Авария ракеты на Байконуре для нас, далёких от космодрома людей - повод горевать или зубоскалить. А вот здесь, в том числе на Тюратаме и Акае, много тех, для кого это возможность разжиться титаном, алюминием и ещё какими-нибудь ценными металлами. Из гигантских баков не взлетевшей "царь-ракеты" Н1 даже делались автобусные остановки и павильоны в парках, а здешних музеях самый впечатляющий пласт экспонатов - подлинные обломки Н1, "Бурана", "Протонов"...
48а.
Не очень понимаю, насколько МКШ международна, но в вузы из её выпускников поступает 98%, так что учат здесь, видимо, что надо. Но не забывают и про досуг, и самый любимый спорт МКШа - конечно же, ракетомодельный:
49.
Так, первый виденный мной пост о Байконуре, когда-то заронивший мысль, что на космодроме тоже можно побывать, написал участник чемпионата по ракетомодельному спорту, который МКШ проводила в 2006 году. Один из школьных классов - что-то вроде ракетомодельного музея, где есть как есть модели самые (из бутылок от лимонада!), так и сложнейшие, взлетающие на несколько километров и распадающиеся по ступеням, как настоящие.
50.
Так что финал экскурсии в МКШ - это запуски ракетомоделей, особенно впечатляющие после того, как видел взлёт настоящей ракеты:
51.
Тем более на старте эта малютка выдаёт как бы небольшую скорость, чем реальный 700-тонный "Союз":
52.
Заснять такую можно только серийно - глаз просто не успевает заметить, как после хлопка на месте ракеты остаётся туча дыма с пиротехническим запахом:
53.
А посмотрев вверх, можно обнаружить, что модель ещё и возвращаемая! "Как тебе такое, Илон Маск?(с)"
53а.
Напоследок вышел к нам Дмитрий Владимирович Шаталов, бессменный директор МКШ с 1995 года. ЕКАвцы, не растерявшись, подарили ему модель своей перспективной ракеты "Ариан-6", меня удивившей своим внешним сходством с "Протоном":
54.
Но, пожалуй, самым сильным впечатлением Байконура для меня стали космонавты. На запуск их приезжает много - кто проводить коллег, кто сеанс связи с общественностью сделать. О том, что космонавт - это практически сверхчеловек, и что космонавтов в мире вдвое меньше, чем глав государств, я уже рассказывал в Звёздном городке. Но там была теория, а тут практика: космонавты похожи на героев эпоса. Сколько в них благородства! В лицах, движениях, речи и взглядах. И у всех - потрясающе красивая походка, может быть от того, что учиться ходить им пришлось не единожды. Подавляющее большинство из тех, кто своё отлетал - люди публичные, на желающих сфотографироваться или взять автограф реагируют отточеннее иных поп-звёзд, а иные даже депутаты разных уровней власти. Но вот ей богу, тут мне даже не хочется вникать, как оно там на самом деле. Космонавт - это что-то вроде Благородного рыцаря нашего времени. И к тому же умеет летать...
Первым встреченным нами космонавтом оказался Павел Виноградов. За 3 полёта (1997, 2006, 2013) он совершил 7 выходов в открытый космос (причём последний - в 59 лет, став самым возрастным человеком, который этот делал) и провёл там суммарно 39 часов. Кадр, увы, я поймал не самый удачный, а иначе бы попросту не успел:
55.
Это, кажется, Зигмунд Йен, первый немец в космосе, само собой из ГДР, летавший в 1978 году на "Салют-6" по программе "Интеркосмос". А может это и не Йен (который точно был конкретно в этом месте одновременно с нами), а другой немецкий космонавт: так как самый опытный в экипаже "Союза МС-09" немец Александр Герст, на Байконур приехал цвет космической Германии.
56.
А это Сергей Залётин, вошедший в историю последним человеком, покинувшим станцию "Мир". С нами он проводил пресс-конференцию в виде банкета в том самом "Звёздном небе", и в своих прошлых постах я приводил некоторые озвученные им детали и мысли. Начали туристы, конечно же, с вопроса "А вы видели инопланетян?", на что Герой России не растерявшись ответил: "Ну как я могу вам раскрыть государственную тайну?". Отдельной темой его речей был мир - не станция, а тот, который во всём мире: Залётин начинал как военный лётчик, в 1990-х много общался с коллегами из НАТО, и как и они, понял, что лучше никогда не встречаться в бою. Из зала задали вопрос, как должен поступать экипаж МКС в случае конфликта их стран на Земле, и Сергей Викторивич ответил на него примерно так: "Понимаю, какие страны вы имеете в виду. Законов, это регламентирующих, нет, но мы с коллегами часто шутим, что чтобы на Земле наступил мир, надо трёх лидеров крупнейших государств посадить в шарик космического корабля. Потому что здесь каждый отвечает за каждого, и цена любой ошибки - жизнь всех троих. Наша Земля - она сама как этот шарик".
После банкета мнения разделились. Одни возмущались, что организаторы сделали из Герои России какого-то аниматора, развлекавшего толпу; другие резонно замечали, что точно так же устроен "ланч с астронавтом" на американском космодроме Канаверал, только там по 40 долларов за вход. Ещё здесь были Сергей Крикалёв, Валентина Терешкова и конечно же два экипажа "Союза МС" - основной и дублирующий. Но о них - в последней части, посвящённой запуску.
57.
А в следующей расскажу про городские достопримечательности Байконура.
Напоследок - моё любимое видео, в котором, мне кажется, вся суть этого Берега Вселенной: "Суслик на космодроме".
БЕРЕГ ВСЕЛЕННОЙ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
Жезказган - Саксаульская. Ложный Байконур и Космическая гавань.
Звёздный городок. Каких не берут в космонавты?
Орбитальные станции.
Краткий путеводитель по Солнечной системе
Байконур. Разное.
Байконур. Город.
Байконур. Музеи.
Байконур. Космодром.
Байконур. Запуск.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]