Г. Владимир, собор Успения Пресвятой Богородицы в Княгинином монастыре.
---
Наблюдать за перипетиями судеб иных архитектурных объектов порой даже интереснее, чем за биографиями человеческими – настолько извилистыми и трагическими они бывают, отражая исторические веяния и художественные вкусы ушедших эпох, а в конечном итоге находясь в прямой зависимости как от породившего их творческого гения, так и от банального тупого невежества, впоследствии загубившего и искалечившего первозданную каменную красоту под прикрытием убийственного по своей простоте лозунга ”хотели как лучше...”.
Два снимка, запечатлевших метаморфозу преображения Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире. Левый кадр – нынешний облик, возвращенный храму в ходе советской кропотливой реставрации 1960-х годов. Правый снимок – состояние храма на начало XX века как результат ”благолепных обновлений”, осуществлявшихся на протяжении всего периода существования памятника. Удивительная разница, не правда ли?
Но прежде чем начнем разбираться в причинах и обстоятельствах преображения, давайте немного пройдемся по городу Владимиру – он того стоит, и за впечатлениями приезжать сюда всегда имеет смысл вне зависимости от сезона.
После столичной суеты окунуться в тишину улиц старой части Владимира – подобно целительному душевному бальзаму. Разумеется, любой путеводитель по Владимиру в первую очередь поведет вас к всемирно знаменитым соборам, Успенскому и Димитриевскому, без посещения коих не обходится ни одна поездка в древний русский город – рядом с которыми, в процессе изучения архитектурных памятников исключительной историко-культурной значимости, вы рискуете оказаться в толпе любознательных гостей города (таких же, как и вы), возбужденно гомонящих, вооруженных видеоаппаратурой, детьми, рюкзаками и упоённо делающих селфи на фоне белокаменных исполинов.
В туристическом сердце Владимира тот же шум и беспокойное людское мельтешенье, что и столицах – в этом существенный минус. Вывод – не всё то золото, что путеводитель: обычная карта города, взятая на прогулку по маршруту ”куда-глаза-глядят”, нередко подарит вам больше визуальных впечатлений и открытий, чем самый распрекрасный туристический справочник.
Разумеется, можно беспечно положиться на интуицию и городскую службу такси, которая, при необходимости, вывезет вас из любого закоулка – но, собственно, это уже дело вкуса. Да и не такой уж большой старый Владимир: чтобы в нём заплутать, нужно очень постараться.
Центральная часть города рассечена громадным оврагом, пролегающим с севера на юг, для обозначения которого даже не хватило единого топонима – северная его половина до пересечения с Большой Московской улицей именуется Ерофеевским спуском, а оставшаяся южная – Муромской улицей, переходящей в мост через Клязьму.
Бродя по владимирским улочкам, рассматривая двухэтажные домики, перейдем упомянутый овраг по улице Володарского, далее плавно по прямой перетекающей в Манежный тупик, переходящий в дальнейшем протяжении в Княгинину улицу.
Полюбуемся с моста на раскинувшуюся на горизонте многоэтажную панораму современной застройки Владимира, порадуемся, что вокруг нас её нет, ностальгически задумаемся, заметив табличку на поперечной улице Ильича: надо же, раритетное название, однако…
Не задерживаясь, бодро проходим мимо рекламной вывески JJJ
А вот чуть дальше – замедлим шаг.
Нам придется свернуть вправо – пройти на территорию Княгинина монастыря, где вот уже около пяти веков (историки беспомощно разводят руками и не могут установить точный возраст, ибо при польско-литовских набегах в начале XVII века погибли архивы – при датировках ориентируются лишь на аналоги), стоит прекрасный архитектурный памятник – Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Нынешний его облик складывался в течение нескольких веков. Первый каменный храм, сложенный из плинфы, появился здесь еще в 1202 году – но был разрушен, как и многие его архитектурные современники, в ходе татарских набегов 1238 и 1411 годов, когда, по словам летописца, “пришедше безбожии татарове изгоном к Володимиру и граду много зла твориша, и церковь сборную разграбиша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася, а людей много изсекоша, а иных в полон поведоша”
От первого храма уцелели лишь фундамент и остатки разрушенных стен, рассыпавшиеся фрагменты которых сохранились в культурном слое почвы вокруг храма – они были обнаружены в ходе научно-исследовательских работ, предварявших последнюю реставрацию. Из раскопов тогда было поднято, кроме множества плинфяных деталей, значительное число лекальных кирпичей, обломков полуколонок, ступенчатых пилястр, подтвердивших догадку о богатом декоративном убранстве не дошедшего до наших дней храма.
На первоначальном фундаменте в первой половине XVI века был возведен новый, уже кирпичный, собор, причем нижняя часть его стен выложена из той самой древней плинфы – пригодилась J
И именно эта, вторая по счету, версия Успенского собора дошла до наших дней, правда, изменившись до неузнаваемости. Многочисленные коррективы вносились поэтапно – в несколько приёмов была совершенно видоизменена первоначальная паперть с приделами, позакомарное покрытие сменилось на четырехскатное, а самой нелепой в череде перестроек стала трансформация в 1781 году главы собора (след. фото – состояние на конец XX века).
Исследования памятника, осуществленные в ходе последней реставрации, позволили выполнить графическую реконструкцию собора на конец XVI века, с галереей, южным порталом и Благовещенским южным приделом, разобранными при последующих перестройках (южный фасад):
Самый ранний литературный первоисточник, который удалось обнаружить – опись Княгинина монастыря 1665 года. Читаем: ”В монастыре церковь Успения Пресвятой Богородицы каменная, покрыта вновь тесом, и на той церкви глава вновь сделана древяная большая, покрыта по тёсу чешуёю осиновою; алтарь и закомары покрыты тёсом; на той же церкви на стене на южной стране от святых ворот киот древяная покрыта чешуёю же, в киоте писано стенное письмо: образ Успения Пресвятой Богородицы.
У той же церкви два придела, на них главы крыты чешуёю древяною, алтарь и паперти крыты тёсом же” (След. фото – южный фасад:)
Понятное дело, ни осинового лемеха, ни тесовых кровель мы сейчас не увидим – а жаль, было бы очень колоритно. И сразу возникает вопрос – а есть ли сейчас у нас в стране хоть где-нибудь каменные храмы, крыты тёсом и чешуёю древяною?
Нынче тот же южный фасад выглядит иначе – реставраторы далеко не всегда возвращают первоначальный вид памятникам, по разным соображениям (здесь было решено сохранить вполне жизнеспособную паперть 1820-х годов – в противном случае её пришлось бы полностью разбирать до основания, причем не без риска для сохранности стен храма XVI века. Облик Успенского собора, таким образом, на сегодняшний день представляет собой симбиоз архитектурных форм нескольких эпох):
Существенные различия – в изменённых формах галереи и придела, потерявшего нарядную позакомарную кровлю. Ниже – план собора с двумя “разновременными галереями”: первоначальной, узкой, построенной в XVI веке одновременно с основным объемом (она выделена голубым), и поздней, просторной, появившейся в 1823 году (выделена розовым):
Согласно архивным описям монастыря, первоначально в XVI веке Успенский собор имел единственный, уже упомянутый, южный придел. В конце следующего столетия галерея вокруг собора, вероятно, серьёзно пострадав во время одного из пожаров, кардинально перестраивается – верхняя часть придела с живописными закомарами разбирается, его высота уменьшается вдвое, а упростившееся покрытие становится посводным.
С севера примерно в это же время симметрично пристраивается Христорождественский придел. На архитектурно-исторический период указывает характерный декор дошедших до наших дней окошек приделов. (След. фото – северный фасад:)
“Ходовыя паперти” (т. е. галереи) перестраивались еще не раз. В середине того же XVII века к их юго-западной части была пристроена шатровая колокольня. В той же описи Княгинина монастыря от 1665 года читаем:”…колокольня каменная вновь сделана и покрыта белым железом и на колокольне два колокола больших благовестных вновь поставлены, да на той же колокольне старых колоколов: благовестный колокол да шесть зазвонных”
А в более поздней монастырской описи 1697 года дополнение: ”У соборныя церкви колокольница каменная шатровая, на ней крест железный, да на той же колокольнице часы боевые”
И где же теперь наша шатровая колокольня с часами? В 1792 году её верхнюю часть разобрали, а спустя четыре года над южными монастырскими вратами возвели новую мощную трехъярусную колокольню, не чета прежней, шатровой.
Опись монастыря второй половины XIX века гласит: ”Над святыми вратами с южной стороны устроена в начале нынешнего столетия новая колокольня, а прежняя, шатровая, строение патриарха Иосифа, бывшая при Успенской церкви, разобрана” На тот момент паперть до поры до времени пока еще прежняя, но и ей недолго осталось.
В 1820-х годах в монастыре были осуществлены очередные перестройки, в ходе которых подверглись кардинальной реконструкции старые галереи XVII века, в обновленную конструкцию которых был включён сохранившийся нижний ярус шатровой колокольни XVII века.
В 1781 году было решено ”благообразно приукрасить” и “оживить в духе времени” архитектуру древнего собора - над барабаном был надстроен восьмерик, луковичная глава которого возвышалась над зданием вплоть до реставрации 1920-х годов. В тех же 1780-х годах живописное позакомарное завершение собора вместе с кокошниками было частично разобрано, для обустройства четырехскатной “досадной новой железной крыши”.
К моменту исторического перелома в 1917 году Княгинин монастырь Владимира выглядел следущим образом:
Добротные каменные постройки не могли не привлечь внимания новых городских властей. После полного опустошения храмов (даже позолоту с иконостасов соскребали) в упраздненном монастыре расположился ”поселок имени Воровского” – все помещения, за исключением двух монастырских храмов, были отданы под жильё. Храмы перешли в собственность Владимирского губмузея, колокольню и окружавшие монастырь стены разобрали в 1932 году (кирпич пошёл на строительство 50-квартирного дома). До 1929 года Успенский собор использовался в качестве склада музейного имущества, после – как зернохранилище.
К великому счастью, в 1924 году во Владимире, в качестве ответственного представителя Академического центра Наркомпроса, работал специалист Главнауки, архитектор Петр Дмитриевич Барановский, изыскавший в те непростые годы возможность для обследования и частичной реставрации Успенского собора Княгинина монастыря, и подтвердивший его историко-архитектурную ценность и необходимость присвоения памятнику статуса музея.
В течение 1924-1925 годов были выполнены работы по разборке жуткого, надстроенного в 1781 году, барабана и расчистке остатков позакомарных сводов, о восстановлении которых в то время не могло быть и речи. (След. фото – состояние собора в 1950 году:)
С 1945 года в Успенском соборе расположилась Владимирская реставрационная мастерская, а в 1958-1960-х годах её специалистами были осуществлены как разносторонние научные исследования, так и полноценная реставрация архитектурного памятника. Авторами проекта реставрации являются Александр Васильевич и Игорь Александрович Столетовы, представители владимирской династии архитекторов-реставраторов. (След.фото – проект реставрации южного фасада:)
В результате основному объему собора был возвращен исходный облик (на XVI век): четверик с трехъярусным завершением, пилястры фасадов, барабан со шлемовидной главой, размеры узких высоких окон – всё соответствует замыслу древних зодчих. А вот первоначальную паперть решили не восстанавливать – подремонтировали ту, что была построена в 1823 году, её и оставили. Кроме того, немаловажно, были устранены опасные трещины и обновлены фрагменты кирпичной кладки стен полутораметровой толщины и сводов собора, а также восстановлены разрушенные металлические связи.
Разумеется, самая колоритная восстановленная деталь собора – это кокошники с закомарами, которые пришлось выкладывать заново, ориентируясь на уцелевшие остатки древних оригиналов. (След. фото – обмер остатков утраченных закомар собора:)
Силуэт восстановленного здания ”заиграл” именно благодаря их возвращению – своей живописностью они компенсируют весьма лаконичную отделку стен четверика, ограничивающуюся тройным членением фасадов пилястрами, да зубчатым карнизом апсид. 12 нижних закомар, плюс 12 на верхнем невысоком четверике, плюс 8 кокошников, образующих восьмигранник у подножия барабана. (След. фото – фиксационный чертеж (план) к проекту восстановления кокошников собора:)
След. фото – процесс восстановления закомар:
И итог, южный фасад Успенского собора:
Очень наряден интерьер собора – стены сплошь покрыты росписями, выполненными в 1648 году – к сожалению, внутри храма запрещена фотосъемка, а когда ты оказываешься один на один со строгой служительницей, из-под полы особо не поснимаешь, даже если очень хочется, а посмотреть там есть на что. Ниже – отсканированные изображения из монастырского буклета:
И напоследок – еще кадр. Красоты много не бываетJ
Два снимка, запечатлевших метаморфозу преображения Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире. Левый кадр – нынешний облик, возвращенный храму в ходе советской кропотливой реставрации 1960-х годов. Правый снимок – состояние храма на начало XX века как результат ”благолепных обновлений”, осуществлявшихся на протяжении всего периода существования памятника. Удивительная разница, не правда ли?
Но прежде чем начнем разбираться в причинах и обстоятельствах преображения, давайте немного пройдемся по городу Владимиру – он того стоит, и за впечатлениями приезжать сюда всегда имеет смысл вне зависимости от сезона.
После столичной суеты окунуться в тишину улиц старой части Владимира – подобно целительному душевному бальзаму. Разумеется, любой путеводитель по Владимиру в первую очередь поведет вас к всемирно знаменитым соборам, Успенскому и Димитриевскому, без посещения коих не обходится ни одна поездка в древний русский город – рядом с которыми, в процессе изучения архитектурных памятников исключительной историко-культурной значимости, вы рискуете оказаться в толпе любознательных гостей города (таких же, как и вы), возбужденно гомонящих, вооруженных видеоаппаратурой, детьми, рюкзаками и упоённо делающих селфи на фоне белокаменных исполинов.
В туристическом сердце Владимира тот же шум и беспокойное людское мельтешенье, что и столицах – в этом существенный минус. Вывод – не всё то золото, что путеводитель: обычная карта города, взятая на прогулку по маршруту ”куда-глаза-глядят”, нередко подарит вам больше визуальных впечатлений и открытий, чем самый распрекрасный туристический справочник.
Разумеется, можно беспечно положиться на интуицию и городскую службу такси, которая, при необходимости, вывезет вас из любого закоулка – но, собственно, это уже дело вкуса. Да и не такой уж большой старый Владимир: чтобы в нём заплутать, нужно очень постараться.
Центральная часть города рассечена громадным оврагом, пролегающим с севера на юг, для обозначения которого даже не хватило единого топонима – северная его половина до пересечения с Большой Московской улицей именуется Ерофеевским спуском, а оставшаяся южная – Муромской улицей, переходящей в мост через Клязьму.
Бродя по владимирским улочкам, рассматривая двухэтажные домики, перейдем упомянутый овраг по улице Володарского, далее плавно по прямой перетекающей в Манежный тупик, переходящий в дальнейшем протяжении в Княгинину улицу.
Полюбуемся с моста на раскинувшуюся на горизонте многоэтажную панораму современной застройки Владимира, порадуемся, что вокруг нас её нет, ностальгически задумаемся, заметив табличку на поперечной улице Ильича: надо же, раритетное название, однако…
Не задерживаясь, бодро проходим мимо рекламной вывески JJJ
А вот чуть дальше – замедлим шаг.
Нам придется свернуть вправо – пройти на территорию Княгинина монастыря, где вот уже около пяти веков (историки беспомощно разводят руками и не могут установить точный возраст, ибо при польско-литовских набегах в начале XVII века погибли архивы – при датировках ориентируются лишь на аналоги), стоит прекрасный архитектурный памятник – Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Нынешний его облик складывался в течение нескольких веков. Первый каменный храм, сложенный из плинфы, появился здесь еще в 1202 году – но был разрушен, как и многие его архитектурные современники, в ходе татарских набегов 1238 и 1411 годов, когда, по словам летописца, “пришедше безбожии татарове изгоном к Володимиру и граду много зла твориша, и церковь сборную разграбиша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася, а людей много изсекоша, а иных в полон поведоша”
От первого храма уцелели лишь фундамент и остатки разрушенных стен, рассыпавшиеся фрагменты которых сохранились в культурном слое почвы вокруг храма – они были обнаружены в ходе научно-исследовательских работ, предварявших последнюю реставрацию. Из раскопов тогда было поднято, кроме множества плинфяных деталей, значительное число лекальных кирпичей, обломков полуколонок, ступенчатых пилястр, подтвердивших догадку о богатом декоративном убранстве не дошедшего до наших дней храма.
На первоначальном фундаменте в первой половине XVI века был возведен новый, уже кирпичный, собор, причем нижняя часть его стен выложена из той самой древней плинфы – пригодилась J
И именно эта, вторая по счету, версия Успенского собора дошла до наших дней, правда, изменившись до неузнаваемости. Многочисленные коррективы вносились поэтапно – в несколько приёмов была совершенно видоизменена первоначальная паперть с приделами, позакомарное покрытие сменилось на четырехскатное, а самой нелепой в череде перестроек стала трансформация в 1781 году главы собора (след. фото – состояние на конец XX века).
Исследования памятника, осуществленные в ходе последней реставрации, позволили выполнить графическую реконструкцию собора на конец XVI века, с галереей, южным порталом и Благовещенским южным приделом, разобранными при последующих перестройках (южный фасад):
Самый ранний литературный первоисточник, который удалось обнаружить – опись Княгинина монастыря 1665 года. Читаем: ”В монастыре церковь Успения Пресвятой Богородицы каменная, покрыта вновь тесом, и на той церкви глава вновь сделана древяная большая, покрыта по тёсу чешуёю осиновою; алтарь и закомары покрыты тёсом; на той же церкви на стене на южной стране от святых ворот киот древяная покрыта чешуёю же, в киоте писано стенное письмо: образ Успения Пресвятой Богородицы.
У той же церкви два придела, на них главы крыты чешуёю древяною, алтарь и паперти крыты тёсом же” (След. фото – южный фасад:)
Понятное дело, ни осинового лемеха, ни тесовых кровель мы сейчас не увидим – а жаль, было бы очень колоритно. И сразу возникает вопрос – а есть ли сейчас у нас в стране хоть где-нибудь каменные храмы, крыты тёсом и чешуёю древяною?
Нынче тот же южный фасад выглядит иначе – реставраторы далеко не всегда возвращают первоначальный вид памятникам, по разным соображениям (здесь было решено сохранить вполне жизнеспособную паперть 1820-х годов – в противном случае её пришлось бы полностью разбирать до основания, причем не без риска для сохранности стен храма XVI века. Облик Успенского собора, таким образом, на сегодняшний день представляет собой симбиоз архитектурных форм нескольких эпох):
Существенные различия – в изменённых формах галереи и придела, потерявшего нарядную позакомарную кровлю. Ниже – план собора с двумя “разновременными галереями”: первоначальной, узкой, построенной в XVI веке одновременно с основным объемом (она выделена голубым), и поздней, просторной, появившейся в 1823 году (выделена розовым):
Согласно архивным описям монастыря, первоначально в XVI веке Успенский собор имел единственный, уже упомянутый, южный придел. В конце следующего столетия галерея вокруг собора, вероятно, серьёзно пострадав во время одного из пожаров, кардинально перестраивается – верхняя часть придела с живописными закомарами разбирается, его высота уменьшается вдвое, а упростившееся покрытие становится посводным.
С севера примерно в это же время симметрично пристраивается Христорождественский придел. На архитектурно-исторический период указывает характерный декор дошедших до наших дней окошек приделов. (След. фото – северный фасад:)
“Ходовыя паперти” (т. е. галереи) перестраивались еще не раз. В середине того же XVII века к их юго-западной части была пристроена шатровая колокольня. В той же описи Княгинина монастыря от 1665 года читаем:”…колокольня каменная вновь сделана и покрыта белым железом и на колокольне два колокола больших благовестных вновь поставлены, да на той же колокольне старых колоколов: благовестный колокол да шесть зазвонных”
А в более поздней монастырской описи 1697 года дополнение: ”У соборныя церкви колокольница каменная шатровая, на ней крест железный, да на той же колокольнице часы боевые”
И где же теперь наша шатровая колокольня с часами? В 1792 году её верхнюю часть разобрали, а спустя четыре года над южными монастырскими вратами возвели новую мощную трехъярусную колокольню, не чета прежней, шатровой.
Опись монастыря второй половины XIX века гласит: ”Над святыми вратами с южной стороны устроена в начале нынешнего столетия новая колокольня, а прежняя, шатровая, строение патриарха Иосифа, бывшая при Успенской церкви, разобрана” На тот момент паперть до поры до времени пока еще прежняя, но и ей недолго осталось.
В 1820-х годах в монастыре были осуществлены очередные перестройки, в ходе которых подверглись кардинальной реконструкции старые галереи XVII века, в обновленную конструкцию которых был включён сохранившийся нижний ярус шатровой колокольни XVII века.
В 1781 году было решено ”благообразно приукрасить” и “оживить в духе времени” архитектуру древнего собора - над барабаном был надстроен восьмерик, луковичная глава которого возвышалась над зданием вплоть до реставрации 1920-х годов. В тех же 1780-х годах живописное позакомарное завершение собора вместе с кокошниками было частично разобрано, для обустройства четырехскатной “досадной новой железной крыши”.
К моменту исторического перелома в 1917 году Княгинин монастырь Владимира выглядел следущим образом:
Добротные каменные постройки не могли не привлечь внимания новых городских властей. После полного опустошения храмов (даже позолоту с иконостасов соскребали) в упраздненном монастыре расположился ”поселок имени Воровского” – все помещения, за исключением двух монастырских храмов, были отданы под жильё. Храмы перешли в собственность Владимирского губмузея, колокольню и окружавшие монастырь стены разобрали в 1932 году (кирпич пошёл на строительство 50-квартирного дома). До 1929 года Успенский собор использовался в качестве склада музейного имущества, после – как зернохранилище.
К великому счастью, в 1924 году во Владимире, в качестве ответственного представителя Академического центра Наркомпроса, работал специалист Главнауки, архитектор Петр Дмитриевич Барановский, изыскавший в те непростые годы возможность для обследования и частичной реставрации Успенского собора Княгинина монастыря, и подтвердивший его историко-архитектурную ценность и необходимость присвоения памятнику статуса музея.
В течение 1924-1925 годов были выполнены работы по разборке жуткого, надстроенного в 1781 году, барабана и расчистке остатков позакомарных сводов, о восстановлении которых в то время не могло быть и речи. (След. фото – состояние собора в 1950 году:)
С 1945 года в Успенском соборе расположилась Владимирская реставрационная мастерская, а в 1958-1960-х годах её специалистами были осуществлены как разносторонние научные исследования, так и полноценная реставрация архитектурного памятника. Авторами проекта реставрации являются Александр Васильевич и Игорь Александрович Столетовы, представители владимирской династии архитекторов-реставраторов. (След.фото – проект реставрации южного фасада:)
В результате основному объему собора был возвращен исходный облик (на XVI век): четверик с трехъярусным завершением, пилястры фасадов, барабан со шлемовидной главой, размеры узких высоких окон – всё соответствует замыслу древних зодчих. А вот первоначальную паперть решили не восстанавливать – подремонтировали ту, что была построена в 1823 году, её и оставили. Кроме того, немаловажно, были устранены опасные трещины и обновлены фрагменты кирпичной кладки стен полутораметровой толщины и сводов собора, а также восстановлены разрушенные металлические связи.
Разумеется, самая колоритная восстановленная деталь собора – это кокошники с закомарами, которые пришлось выкладывать заново, ориентируясь на уцелевшие остатки древних оригиналов. (След. фото – обмер остатков утраченных закомар собора:)
Силуэт восстановленного здания ”заиграл” именно благодаря их возвращению – своей живописностью они компенсируют весьма лаконичную отделку стен четверика, ограничивающуюся тройным членением фасадов пилястрами, да зубчатым карнизом апсид. 12 нижних закомар, плюс 12 на верхнем невысоком четверике, плюс 8 кокошников, образующих восьмигранник у подножия барабана. (След. фото – фиксационный чертеж (план) к проекту восстановления кокошников собора:)
След. фото – процесс восстановления закомар:
И итог, южный фасад Успенского собора:
Очень наряден интерьер собора – стены сплошь покрыты росписями, выполненными в 1648 году – к сожалению, внутри храма запрещена фотосъемка, а когда ты оказываешься один на один со строгой служительницей, из-под полы особо не поснимаешь, даже если очень хочется, а посмотреть там есть на что. Ниже – отсканированные изображения из монастырского буклета:
И напоследок – еще кадр. Красоты много не бываетJ
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]