Спасская церковь в селе Уборы
---
Давно хотелось съездить в Уборы, посмотреть на Спасскую церковь - выдающийся образец стиля московского барокко. Мечта осуществилась, и мы побывали в Уборах.
Считается, что архитектором церкви Спаса Нерукотворного был Яков Григорьевич Бухвостов. Тот самый, которому приписывают самые красивые церкви Москвы в стиле "нарышкинского барокко".
1. Среди них и удивительно изящная церковь в вотчине Нарышкиных Троицком-Лыкове. Этот храм строила та же артель, что и Спасскую церковь в Уборах, - Михаил Тимофеев, Митрофан Семенов во главе с Яковом Бухвостовым. Окончено строительство было в 1703 году. Храм стоит на крутом лесистом берегу Москвы-реки и подобно церкви в Уборах имеет невысокий подклет в виде террасы-гульбища.
2. Спасская церковь села Уборы возводилась в тот же период - в 1697 году. Об истории постройки храма и о тех архитектурных замыслах, которые зодчему не удалось до конца воплотить, можно судить по "делу", возникшему между заказчиком П.В. Шереметевым и строителем. Бухвостов обязался закончить постройку церкви с большим объёмом резных белокаменных работ в два строительных сезона, однако не уложился в этот срок из-за частых отлучек в Рязань, где шло сооружение Успенского собора.
3. Против Бухвостова было начато "судебное дело". Зодчий был "посажен в колодничью палату за решетку". Но, понимая, что дальнейшее преследование мастера может окончательно сорвать строительство храма в Убоpax, Шереметев согласился на мировую.
4. Вот уже 300 лет Спасская церковь стоит вдали от оживлённых дорог, на вершине пологого холма, и ее стройный силуэт парит над всей окрестностью. Богатое белокаменное убранство на фоне красно-кирпичных стен придаёт церкви праздничную живописность.
5. Спасская церковь - ярусный храм "под звоном", имеет лепестковый план. На нижний ярус (вытянутый по вертикали четверик), с пониженными полукружиями притворов и алтаря, опираются убывающие по размеру восьмерики. Завершено здание миниатюрной главой. Этот четырёхъярусный объём поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею с помощью невысоких парапетов.
Фото
6. Фасад церкви украшен белыми каменными наличниками и витыми колоннами с капителями.
7. Все резные детали, среди которых особенно выделяются сложные по форме наличники окон восьмериков, выступают на фоне терракотовых стен. Объёмная каменная резьба больше похожа на лепнину.
8. Ленты цветочных гирлянд, обвивающих стволы колонн, изящная пластика растительных мотивов белокаменных вставок парапета-гульбища следуют ритмам окружающей природы.
9. В Спасской церкви гармонично сочетаются традиции русского белокаменного зодчества и новшества западноевропейской архитектуры. Великолепны сложные по рисунку наличники окон и обрамления порталов.
10.
11. Для подобных храмов в стиле нарышкинского барокко, вообще, характерны декоративность и яркость, цветовая гамма - контрастность в сочетании красных стен и белых резных деталей.
12. В пышном убранстве чувствуются западноевропейские барочные тенденции. Особенно они ощутимы в ширинках парапета, заполненных барельефными мотивами изобилия (виноградные кисти, заморские плоды и цветы).
13. Традиционные для барокко полуколонки здесь отделились от плоскости стен, и сплошь декорированы либо вогнутыми листьями с каплями росы, либо увиты цветочными гирляндами. Тут же рядом характерные для национального зодчества висячие гирьки и резные гребешки.
14.
15.
16. Вокруг красивая ухоженная территория, и ни души - спокойствие и благодать.
17. Внутри храм производит столь же целостное впечатление, что и снаружи. Архитектору удалось преодолеть массивность стен здания, расширив арки и придав им стрельчатые очертания. Это объединило притворы с центральной частью храма, зрительно расширив всё внутреннее пространство.
18. Во время Отечественной войны 1812 года через Уборы проходила французская армия. Французы храм разорили, и до 1836 года церковь стояла в запустении. В 1840 году настоятелем Спасской церкви стал Николай Тимофеевич Добролюбов, а затем его потомки, вплоть до 1938 года. В 1842 году был сломан господский дом, а также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма. Тогда же, по-видимому, снесли и главный купол, поскольку имеющийся ныне купол не соответствует размерам храма. Сохранилось прошение 1849 года о позволении ремонта храма, замене оконных переплетов и обновлении икон. Храм впоследствии действовал до конца 1930-х годов.
19. В 1938 году единственный в своем роде иконостас был распилен на части и сожжен. Колокола звонницы, отлитые из чистого серебра, сбросили и увезли на переплавку. Сохранился только большой подсвечник, который сейчас стоит у иконы апостолов Петра и Павла. Храм пустовал много лет, потом в нём хранили сено. Возвращён церкви летом 1995 года. Реставрацией храма занимались архитекторы М. О. Пустовалов и А. А. Анисимов.
20. Теперь здесь цветут цветы, зеленеют кустарники и деревья.
21.
22.
23.
24.
25. Это новые постройки на хозяйственной территории храма.
26. На эту территорию проход закрыт.
27.
28. Футбольное поле рядом с храмом всё заросло "трын-травой".
29.
30. Село Уборы расположено на старинной дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и находится в 26 км от Москвы.
31. В Уборах насчитывается около ста дворов. Летом почти во всех живут дачники, а зимой всё пустует.
Использованные источники: nataturka.ru , википедия, sobory.ru , odintsovo.info
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]