Собор Пафнутьев-Боровского монастыря в веках
---
Самое большое здание на территории Пафнутьев-Боровского монастыря - это собор Рождества богородицы.
И хотя колокольня поднимается выше него, а огромный трехэтажный корпус с давних времен тоже «придавил» его своим объемом, но тем не менее именно собор является самым масштабным зданием архитектурного комплекса.
Первоначально в этом месте находился деревянный храм. Первая деревянная церковь Рождества Богородицы была построена в год основания монастыря в 1444 г. В 1467 г. ее сменил белокаменный собор, расписанный Митрофаном и Дионисием. Но уже между 1584–1586 гг. на его месте по повелению и на средства царя Федора Ивановича заложен, а в 1589 г. освящен новый, дошедший до нас собор. То есть цепочка событий такая:
- Деревянный храм, 1444 г.,
- Белокаменный собор 1467 года,
- Новый собор, построенный в конце XVI века.
Но и этот нынешний собор за свои века тоже претерпел множество изменений. История собора чрезвычайно интересна - и с исторической, и с политической, и с архитектурно-художественной точки зрения.
1. Собор в давние времена
Естественно, что про деревянный храм неизвестно ничего. От белокаменного собора XV века остались следы, и во время реставрации были обнаружены не только фрагменты белокаменной кладки стен, но и следы фресок Дионисия. Но это все очень давняя история. И теперь можно перейти к изучению самого собора, который стоит в центре Пафнутьев-Боровского монастыря.
План собора с показом стен белокаменного собора 1467 года. Как видим, новый собор стал значительно крупнее.
Пафнутьев-Боровский монастырь дважды подвергался разорению. В июле 1610 г. он был сожжен войском Лжедмитрия II, в октябре 1812 г. – французами. И собор монастыря тоже пострадал.
Все историки дружно рассказывают об обороне монастыря в Смутное время. Героическая оборона, измена двух воевод, отчаянная борьба защитников с ворвавшимися в монастырь захватчиками - все эти события детально изложены и даже написаны картины.
В память подвига князя Михаила Волконского - город Боровск в 1777 г. получил свой герб. Затем монастырь был восстановлен.
Эта история про двух воевод так часто повторяется и нашими современниками, что невольно заставляет задуматься о её подлинности. Посмотрел я разные исторические книги. И так получается, что «измена воевод» не подтверждается ни в наших источниках, ни в польских, а уж они бы с огромным удовольствием посмаковали такую деталь. Очевидно, что здесь имеет место обычная борьба элитных кланов за власть и политическое господство в обществе, ну и конечно - поиск виновных.
2. Собор в XVIII – XIX веках
Следующий яркий эпизод приходится на 1812 год. Но вот здесь все историки дружно молчат про оборону. Очевидно, в это время стены и башни монастыря уже не были эффективной защитой. Не сложно догадаться, что Наполеоновская армия со своей артиллерией легко овладела крепостью. А дальше пошли грабежи и пожары, от которых здания и сооружения Пафнутьев-Боровского монастыря сильно пострадали.
Но для архитектурного комплекса монастыря в XVIII – XIX веках не это было главной бедой.
Настоящая трагедия для монастыря началась еще в мирные времена, в XVIII веке, и с новой силой продолжилась после 1812 года.
Я имею в виду перестройку зданий «в новом вкусе».
Фотография 1912 года
Хорошо известно, что вопрос сохранения памятников архитектуры в России оформился слишком поздно. Даже в середине XIX века обращать внимание на такие аспекты в обществе было не принято. А сооружения церковного назначения и вообще не обсуждались. Церковный термин «поновление» мог означать все что угодно – от небольшого ремонта до полного сноса здания и постройки на этом месте абсолютно нового сооружения. Чаще всего на месте древнего храма строили примитивную эклектику, но так как название сохранялось, то значит и «церковь» тоже. Самое смешное заключается в том, что подобное «мышление» сохраняется часто и в наше просвещенное время.
Собор Пафнутьев-Боровского монастыря при этом "поновлении" пострадал более всего. Были заложены пазухи закомар и кровля заменена на четырехскатную. Были надстроены главы собора, получившую несвойственную им барочную форму. Были растесаны древние окна. В 1830х годах с трех сторон от собора были пристроены паперти (но просуществовали они недолго). Как отмечено в найденных документах XVIII в. - в стенах и сводах собора уже в те годы имелись трещины.
2. Собор в XX веке
Общий вид Пафнутьев-Боровского монастырю на рубеже веков.
Фотография сделана с дальней точки, со стороны реки.
На фото хорошо виден силуэт монастырского комплекса и обновленные купола собора
После революции собор разделил судьбы многих тысяч памятников архитектуры, брошенных на произвол местных властей.
В 1918 г. Пафнутьев-Боровский монастырь был национализирован. В 1919 г. музейный отдел Главнауки Наркомпроса поставил его на учёт и под охрану как историко-художественный памятник высшей категории. Но формальное признание его памятником архитектуры ничего не дало.
В 1923 г. монастырь был официально закрыт.
В 1924 г. Главнаука составила новое описание сохранившихся ценностей. Тем временем музей из бывшего монастыря стали постепенно вытеснять сначала детский дом, а затем трудовая колония для правонарушителей. Когда колония заняла всю территорию, начался процесс разрушения монастырского ансамбля. Администрация колонии задумала построить в монастыре трёхэтажный производственный корпус. Для этого потребовалось разобрать часть крепостной стены. Поскольку статус историко-художественного памятника высшей категории с монастыря никто не снимал, на это варварское дело потребовалось разрешение Центральных государственных реставрационных мастерских.
И вот тут администрации не повезло - разбираться по сути вопроса в Боровск прибыл Пётр Дмитриевич Барановский. На какое-то время ансамбль был спасен.
Еще раз ареной боевых действий монастырь стал во время трехмесячной оккупации немецко-фашистскими войсками в 1941 г. Боровского района. Фашисты так же сожгли некоторые постройки монастыря.
Определенный интерес представляют фотографии, сделанные немецкими солдатами во время войны. На этих снимках виден и собор, поновленный в XVIII - XIX веках
После освобождения здания монастыря были переданы школе комбайнеров, затем здесь находились сельскохозяйственный техникум, институт усовершенствования кадров сельскохозяйственных работников. Длинная история.
Мероприятия по реставрации монастырского ансамбля начались только в 1955 г.
30 августа 1960 г. Пафнутьев-Боровский монастырь получил статус памятника архитектуры федерального значения. А с 1968 г. на части территории монастыря вновь стал действовать музей.
На этом изложение, а точнее переписывание истории с десятков разных источников - я заканчиваю ....(ох, как устал!)
Перехожу к рассмотрению архитектурно-строительных вопросов начавшейся в 1960-е годы обширной и долгожданной реставрации, растянувшейся на несколько десятилетий.
Еще в архивных документах XVIII века отмечалось наличие трещин в стенах и сводах собора. Со временем они увеличивались, хотя их и заделывали при выполнении ремонтных работ, но причину, их вызывающую, не устраняли. Как и большинство монастырских построек, храм веками стоял на фундаменте из деревянных дубовых свай, которые со временем начинали гнить. Расширение окон собора, а затем и прорубка второго ряда оконных проемов в восточной стене также значительно ослабили прочность стен. Тому же способствовало увеличение размеров входной арки в западной стене. Именно здесь, по ослабленным местам восточной и западной стен, проходила главная трещина, раскалывая собор на две части.
В 1954 году рухнул центральный барабан собора, и вопрос о восстановлении признанного памятника архитектуры стал неотложным!
Вид собора с западной стороны, видна катастрофическая трещина над аркой
Снимок сделан в самом начале работ по реставрации собора. Можно разглядеть, что центральная глава собора отсутствует.
В ходе реставрационных работ, начатых в 1962 году, было обнаружено, что причиной раскола стен является длительный процесс деформации фундамента. Дубовые сваи, которые применялись строителями храма для уплотнения грунта, разрушились, произошла осадка почвы под подошвой фундамента, и теперь, чтобы спасти собор, требовалось полное его укрепление. Поскольку здание собора находилось в крайне аварийном состоянии, внутри пришлось установить надежные леса, которые приняли на себя нагрузку от деформированных сводов и арок.
После этого реставраторы подкапывались под стены на глубину пяти-шести метров и ширину около четырех метров и заливали бетон вместо сгнивших свай. Траншеи под стены рыли с большой осторожностью, не подряд, а одну за другой в разных местах, чтобы не ослабить конструкцию здания. Когда были укреплены фундаменты, начались другие реставрационные работы. В соборе заделали трещины в стенах и сводах, заново сложили центральный барабан с главой, укрепили, а местами переложили цоколь, выполнили целый ряд других работ. При этом реставраторы вернули храму первоначальный вид – были восстановлены отделка барабанов и шлемовидные покрытия глав. Тогда же, в 1960-х годах, были восстановлены позакомарные покрытия собора и кровли.
Далее представлена серия фотографий, выполненных в процессе реставвации собора. Прошу учесть, что это не "Художественная фотосъемка", а рабочие кадры, выполненные реставраторами для фиксации хода работ.
Возрождение позакомарных покрытий вокруг центрального барабана
Древнее окно буквально выкристализовано на месте растесанного окна, изуродовавшего собор в прошлые века
Создается новый цоколь из блоков белого камня. Точная и буквально ювелирная работа по реставрации собора
На этой фотографии реставрация собора уже заканчивается, а трапезная еще в работе
Фотографий, выполненных в самом конце 1990-х годов в моем архиве очень мало. Поэтому заканчиваю рассмотрение архитектуры собора сравнением старой фотографии начала ХХ века и отреставрированного собора -
Собор Пафнутьего монастыря в веках
Вот так выглядел собор в начале ХХ века, и после завершения реставрвции
Реставрационные работы, поэтапно проводившиеся в течение нескольких десятилетий, в значительной степени вернули монастырским постройкам былой облик. Эта огромная работа заняла более 30 лет - с 1960-х годов и по 1994 год.
Но к 1995 году было прекращено государственное финансирование проектных и восстановительных работ. И огромная по своему объему и по своему значению работа по возрождению Пафнутьев-Боровского ансамбля была оборвана
В это время Архитектурный комплекс, находившийся многие годы в ведении и под защитой музея, был передан церкви.
2. Собор в XXI веке
Процесс передачи такого огромного комплекса новому хозяйственному субъекту прошел легко. Ведь в последнее десятилетие ХХ века все здание уже были отреставрированы, шелуха поздних наслоений снята с фасадов. В последующий перид, грубо говоря в XXI веке, а точнее с 1995 года и до сего дня, здание собора еще раз было покрашено и наполнено предметами церковного обихода.
Фасады собора, да и всех остальных зданий, как и принято в сегодняшней практике по всей стране - окрашены белой краской на всю высоту. Пристроенная в XIX веке трапезная получила желтые стены, что бы акцентировать разные временные этапы строительства самого собора и трапезной.
Сама территория монастыря за эти годы перобразилась. Выполнено благоустройство, проложены дорожки, посажены деревьев и кустарники, многочисленные цветники украшают территориюю. Конечно, общее благоустройство монастыря вышло на новый уровень. И большинство приезжающих в монастырь воспринимают в первую очередь именно эту ухоженность.
Вид на собор издали - от Георгиевской башни, которая в древности была главным входом на территорию монастыря
Два самых древних здания монастыря - комплекс трапезной палаты с церковью и колокольней, и собор
Новая трапезная XIX века (в желтых тонах) и собор вдали. Справа - колокольня
Огромное крыльцо - как паперть собора
Вид собора с южной стороны. Под ярким солнцем стены собора настолько ослепительно белые, что это даже мешает рассмотреть его детали
Стены в последние годы покрылись слоем белой краски. В своем рвении нынешние владельцы побелили даже белокаменный цоколь собора. Конечно делать это было не нужно. Кладка из белокаменных блоков сама по себе уже является отделочной.
Очень красиво смотрится придел собора, тоже имеюший позакомарное покрытие
Северный фасад собора и придел. И покрашенная в желтый цвет трапезная, постоенная в 1837 году. Это единственное сооружение в стиле классицизма на территории монастыря.
И в завершение моего рассказа о прошлом и сегодняшнем состоянии собора -
мы вновь взлетаем в небеса, что бы с высоты птичьего полета еще раз все увидеть !!!
Источники - прочитано и изучено очень много исторической литературы - XIX, и XX века. Где-то прихвачено слово, где-то фраза, а где-то и все предложение. Перечислить сложно, да и не нужно.
Фотографии исторические - из всех этих книг, и некоторых сайтов, например - Старый Боровск.
Авторские фотографии - с логотипом.
.....................................................................................................
Москва - Боровск - Пафнутьев-Боровский монастырь, 2018 год
И хотя колокольня поднимается выше него, а огромный трехэтажный корпус с давних времен тоже «придавил» его своим объемом, но тем не менее именно собор является самым масштабным зданием архитектурного комплекса.
Первоначально в этом месте находился деревянный храм. Первая деревянная церковь Рождества Богородицы была построена в год основания монастыря в 1444 г. В 1467 г. ее сменил белокаменный собор, расписанный Митрофаном и Дионисием. Но уже между 1584–1586 гг. на его месте по повелению и на средства царя Федора Ивановича заложен, а в 1589 г. освящен новый, дошедший до нас собор. То есть цепочка событий такая:
- Деревянный храм, 1444 г.,
- Белокаменный собор 1467 года,
- Новый собор, построенный в конце XVI века.
Но и этот нынешний собор за свои века тоже претерпел множество изменений. История собора чрезвычайно интересна - и с исторической, и с политической, и с архитектурно-художественной точки зрения.
1. Собор в давние времена
Естественно, что про деревянный храм неизвестно ничего. От белокаменного собора XV века остались следы, и во время реставрации были обнаружены не только фрагменты белокаменной кладки стен, но и следы фресок Дионисия. Но это все очень давняя история. И теперь можно перейти к изучению самого собора, который стоит в центре Пафнутьев-Боровского монастыря.
План собора с показом стен белокаменного собора 1467 года. Как видим, новый собор стал значительно крупнее.
Пафнутьев-Боровский монастырь дважды подвергался разорению. В июле 1610 г. он был сожжен войском Лжедмитрия II, в октябре 1812 г. – французами. И собор монастыря тоже пострадал.
Все историки дружно рассказывают об обороне монастыря в Смутное время. Героическая оборона, измена двух воевод, отчаянная борьба защитников с ворвавшимися в монастырь захватчиками - все эти события детально изложены и даже написаны картины.
В память подвига князя Михаила Волконского - город Боровск в 1777 г. получил свой герб. Затем монастырь был восстановлен.
Эта история про двух воевод так часто повторяется и нашими современниками, что невольно заставляет задуматься о её подлинности. Посмотрел я разные исторические книги. И так получается, что «измена воевод» не подтверждается ни в наших источниках, ни в польских, а уж они бы с огромным удовольствием посмаковали такую деталь. Очевидно, что здесь имеет место обычная борьба элитных кланов за власть и политическое господство в обществе, ну и конечно - поиск виновных.
2. Собор в XVIII – XIX веках
Следующий яркий эпизод приходится на 1812 год. Но вот здесь все историки дружно молчат про оборону. Очевидно, в это время стены и башни монастыря уже не были эффективной защитой. Не сложно догадаться, что Наполеоновская армия со своей артиллерией легко овладела крепостью. А дальше пошли грабежи и пожары, от которых здания и сооружения Пафнутьев-Боровского монастыря сильно пострадали.
Но для архитектурного комплекса монастыря в XVIII – XIX веках не это было главной бедой.
Настоящая трагедия для монастыря началась еще в мирные времена, в XVIII веке, и с новой силой продолжилась после 1812 года.
Я имею в виду перестройку зданий «в новом вкусе».
Фотография 1912 года
Хорошо известно, что вопрос сохранения памятников архитектуры в России оформился слишком поздно. Даже в середине XIX века обращать внимание на такие аспекты в обществе было не принято. А сооружения церковного назначения и вообще не обсуждались. Церковный термин «поновление» мог означать все что угодно – от небольшого ремонта до полного сноса здания и постройки на этом месте абсолютно нового сооружения. Чаще всего на месте древнего храма строили примитивную эклектику, но так как название сохранялось, то значит и «церковь» тоже. Самое смешное заключается в том, что подобное «мышление» сохраняется часто и в наше просвещенное время.
Собор Пафнутьев-Боровского монастыря при этом "поновлении" пострадал более всего. Были заложены пазухи закомар и кровля заменена на четырехскатную. Были надстроены главы собора, получившую несвойственную им барочную форму. Были растесаны древние окна. В 1830х годах с трех сторон от собора были пристроены паперти (но просуществовали они недолго). Как отмечено в найденных документах XVIII в. - в стенах и сводах собора уже в те годы имелись трещины.
2. Собор в XX веке
Общий вид Пафнутьев-Боровского монастырю на рубеже веков.
Фотография сделана с дальней точки, со стороны реки.
На фото хорошо виден силуэт монастырского комплекса и обновленные купола собора
После революции собор разделил судьбы многих тысяч памятников архитектуры, брошенных на произвол местных властей.
В 1918 г. Пафнутьев-Боровский монастырь был национализирован. В 1919 г. музейный отдел Главнауки Наркомпроса поставил его на учёт и под охрану как историко-художественный памятник высшей категории. Но формальное признание его памятником архитектуры ничего не дало.
В 1923 г. монастырь был официально закрыт.
В 1924 г. Главнаука составила новое описание сохранившихся ценностей. Тем временем музей из бывшего монастыря стали постепенно вытеснять сначала детский дом, а затем трудовая колония для правонарушителей. Когда колония заняла всю территорию, начался процесс разрушения монастырского ансамбля. Администрация колонии задумала построить в монастыре трёхэтажный производственный корпус. Для этого потребовалось разобрать часть крепостной стены. Поскольку статус историко-художественного памятника высшей категории с монастыря никто не снимал, на это варварское дело потребовалось разрешение Центральных государственных реставрационных мастерских.
И вот тут администрации не повезло - разбираться по сути вопроса в Боровск прибыл Пётр Дмитриевич Барановский. На какое-то время ансамбль был спасен.
Еще раз ареной боевых действий монастырь стал во время трехмесячной оккупации немецко-фашистскими войсками в 1941 г. Боровского района. Фашисты так же сожгли некоторые постройки монастыря.
Определенный интерес представляют фотографии, сделанные немецкими солдатами во время войны. На этих снимках виден и собор, поновленный в XVIII - XIX веках
После освобождения здания монастыря были переданы школе комбайнеров, затем здесь находились сельскохозяйственный техникум, институт усовершенствования кадров сельскохозяйственных работников. Длинная история.
Мероприятия по реставрации монастырского ансамбля начались только в 1955 г.
30 августа 1960 г. Пафнутьев-Боровский монастырь получил статус памятника архитектуры федерального значения. А с 1968 г. на части территории монастыря вновь стал действовать музей.
На этом изложение, а точнее переписывание истории с десятков разных источников - я заканчиваю ....(ох, как устал!)
Перехожу к рассмотрению архитектурно-строительных вопросов начавшейся в 1960-е годы обширной и долгожданной реставрации, растянувшейся на несколько десятилетий.
Еще в архивных документах XVIII века отмечалось наличие трещин в стенах и сводах собора. Со временем они увеличивались, хотя их и заделывали при выполнении ремонтных работ, но причину, их вызывающую, не устраняли. Как и большинство монастырских построек, храм веками стоял на фундаменте из деревянных дубовых свай, которые со временем начинали гнить. Расширение окон собора, а затем и прорубка второго ряда оконных проемов в восточной стене также значительно ослабили прочность стен. Тому же способствовало увеличение размеров входной арки в западной стене. Именно здесь, по ослабленным местам восточной и западной стен, проходила главная трещина, раскалывая собор на две части.
В 1954 году рухнул центральный барабан собора, и вопрос о восстановлении признанного памятника архитектуры стал неотложным!
Вид собора с западной стороны, видна катастрофическая трещина над аркой
Снимок сделан в самом начале работ по реставрации собора. Можно разглядеть, что центральная глава собора отсутствует.
В ходе реставрационных работ, начатых в 1962 году, было обнаружено, что причиной раскола стен является длительный процесс деформации фундамента. Дубовые сваи, которые применялись строителями храма для уплотнения грунта, разрушились, произошла осадка почвы под подошвой фундамента, и теперь, чтобы спасти собор, требовалось полное его укрепление. Поскольку здание собора находилось в крайне аварийном состоянии, внутри пришлось установить надежные леса, которые приняли на себя нагрузку от деформированных сводов и арок.
После этого реставраторы подкапывались под стены на глубину пяти-шести метров и ширину около четырех метров и заливали бетон вместо сгнивших свай. Траншеи под стены рыли с большой осторожностью, не подряд, а одну за другой в разных местах, чтобы не ослабить конструкцию здания. Когда были укреплены фундаменты, начались другие реставрационные работы. В соборе заделали трещины в стенах и сводах, заново сложили центральный барабан с главой, укрепили, а местами переложили цоколь, выполнили целый ряд других работ. При этом реставраторы вернули храму первоначальный вид – были восстановлены отделка барабанов и шлемовидные покрытия глав. Тогда же, в 1960-х годах, были восстановлены позакомарные покрытия собора и кровли.
Далее представлена серия фотографий, выполненных в процессе реставвации собора. Прошу учесть, что это не "Художественная фотосъемка", а рабочие кадры, выполненные реставраторами для фиксации хода работ.
Возрождение позакомарных покрытий вокруг центрального барабана
Древнее окно буквально выкристализовано на месте растесанного окна, изуродовавшего собор в прошлые века
Создается новый цоколь из блоков белого камня. Точная и буквально ювелирная работа по реставрации собора
На этой фотографии реставрация собора уже заканчивается, а трапезная еще в работе
Фотографий, выполненных в самом конце 1990-х годов в моем архиве очень мало. Поэтому заканчиваю рассмотрение архитектуры собора сравнением старой фотографии начала ХХ века и отреставрированного собора -
Собор Пафнутьего монастыря в веках
Вот так выглядел собор в начале ХХ века, и после завершения реставрвции
Реставрационные работы, поэтапно проводившиеся в течение нескольких десятилетий, в значительной степени вернули монастырским постройкам былой облик. Эта огромная работа заняла более 30 лет - с 1960-х годов и по 1994 год.
Но к 1995 году было прекращено государственное финансирование проектных и восстановительных работ. И огромная по своему объему и по своему значению работа по возрождению Пафнутьев-Боровского ансамбля была оборвана
В это время Архитектурный комплекс, находившийся многие годы в ведении и под защитой музея, был передан церкви.
2. Собор в XXI веке
Процесс передачи такого огромного комплекса новому хозяйственному субъекту прошел легко. Ведь в последнее десятилетие ХХ века все здание уже были отреставрированы, шелуха поздних наслоений снята с фасадов. В последующий перид, грубо говоря в XXI веке, а точнее с 1995 года и до сего дня, здание собора еще раз было покрашено и наполнено предметами церковного обихода.
Фасады собора, да и всех остальных зданий, как и принято в сегодняшней практике по всей стране - окрашены белой краской на всю высоту. Пристроенная в XIX веке трапезная получила желтые стены, что бы акцентировать разные временные этапы строительства самого собора и трапезной.
Сама территория монастыря за эти годы перобразилась. Выполнено благоустройство, проложены дорожки, посажены деревьев и кустарники, многочисленные цветники украшают территориюю. Конечно, общее благоустройство монастыря вышло на новый уровень. И большинство приезжающих в монастырь воспринимают в первую очередь именно эту ухоженность.
Вид на собор издали - от Георгиевской башни, которая в древности была главным входом на территорию монастыря
Два самых древних здания монастыря - комплекс трапезной палаты с церковью и колокольней, и собор
Новая трапезная XIX века (в желтых тонах) и собор вдали. Справа - колокольня
Огромное крыльцо - как паперть собора
Вид собора с южной стороны. Под ярким солнцем стены собора настолько ослепительно белые, что это даже мешает рассмотреть его детали
Стены в последние годы покрылись слоем белой краски. В своем рвении нынешние владельцы побелили даже белокаменный цоколь собора. Конечно делать это было не нужно. Кладка из белокаменных блоков сама по себе уже является отделочной.
Очень красиво смотрится придел собора, тоже имеюший позакомарное покрытие
Северный фасад собора и придел. И покрашенная в желтый цвет трапезная, постоенная в 1837 году. Это единственное сооружение в стиле классицизма на территории монастыря.
И в завершение моего рассказа о прошлом и сегодняшнем состоянии собора -
мы вновь взлетаем в небеса, что бы с высоты птичьего полета еще раз все увидеть !!!
Источники - прочитано и изучено очень много исторической литературы - XIX, и XX века. Где-то прихвачено слово, где-то фраза, а где-то и все предложение. Перечислить сложно, да и не нужно.
Фотографии исторические - из всех этих книг, и некоторых сайтов, например - Старый Боровск.
Авторские фотографии - с логотипом.
.....................................................................................................
Москва - Боровск - Пафнутьев-Боровский монастырь, 2018 год
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]