Россияне вновь стали экономить на продуктах
29.07.2018 389 0 0 p-syutkin

Россияне вновь стали экономить на продуктах

---
0
В закладки

Тревожная статистика: хронически падает средний чек в супермаркетах. Это плохо само по себе, но в дополнении к росту цен говорит о резком падении доходов граждан страны.



Россияне вновь стали экономить на продуктах доходов, продажи, населения, результаты, выросли, сетей, Retail, сопоставимые, мнению, объясняет, трафик, Магнита, квартале, может, только, говорит, выплаты, статистика, начали, средний


На это уже отреагировали инвесторы, которые продают акции российского ритейла на фоне не самых лучших показателей.

За последнюю неделю о своих финансовых результатах отчитались сразу несколько крупных торговых сетей - X5 Retail Group, в которую входят "Пятерочка" и "Перекресток", а также "Магнит", "Лента" и "О'Кей".

Финансовые отчеты не очень понравились аналитикам и инвесторам. У "Магнита", например, упал трафик в магазинах и средний чек. У X5 Retail продажи лишь немного выросли, а у "О'Кей" сократилась даже выручка.

"То, что мы видим по показателям розничных сетей, - это идеальнейшая иллюстрация того, что с доходами населения все очень плохо", - объясняет экономист "Локо-инвест" Кирилл Тремасов.

Обеспокоенность состоянием российского потребительского рынка выразили и инвесторы. Акции "Магнита" падали почти неделю: с 19 июля по утро 26 июля они подешевели почти на 9%, только в этот четверг на рынке начался отскок и они резко начали расти в цене.

Акции X5 Retail также просели после публикации финансового отчета. С 19 июля по утро 26 июля они упали на 7,4%.

Но это тенденция не только последних недель. Индекс MICEX CGS, в который входят российские торговые сети, за год просел более чем на 9,5%.

Самая важная причина - это именно слабость доходов населения, поясняет Тремасов. "Это самый важный фактор, определяющий динамику доходов розничных сетей и соответственно их акций", - добавляет он.

Слабые результаты за первое полугодие и второй квартал показали все крупные сети за исключением "Ленты".

У "Магнита", который до сих пор является самой крупной сетью в России по числу магазинов, во втором квартале упал трафик, то есть поток покупателей, на 2,1%. Снизились на 5,2% сопоставимые продажи - этот продажи без учета недавно открытых магазинов.

В "Магните" объяснили плохие результаты низкой инфляцией: цены на продукты практически не росли, поэтому не выросла и стоимость покупок.

Помешал росту и праздник Пасхи, вместе с которым заканчивается православный пост. Пасха в этом году выпала на период до выплаты зарплат, а значит, покупатели не смогли потратить много денег на праздничный обед. Показатели улучшатся в четвертом квартале, считают в "Магните".

Не самые хорошие результаты и у сети супермакретов "О`Кей": продажи просели во втором квартале на 5,4%, а трафик - на 4,8%.



Россияне вновь стали экономить на продуктах доходов, продажи, населения, результаты, выросли, сетей, Retail, сопоставимые, мнению, объясняет, трафик, Магнита, квартале, может, только, говорит, выплаты, статистика, начали, средний


В X5 Retail Group падения нет, но сопоставимые продажи выросли всего на 1%. Но и этот скромный рост в компании объяснили краткосрочным положительным эффектом от чемпионата мира по футболу. Куда лучше результаты у сети гипермаркетов "Лента", где сопоставимые продажи выросли на 3,5%.

При этом у всех компаний, кроме "Ленты", снизился средний чек, то есть траты одного покупателя за одно посещение магазина.



Россияне вновь стали экономить на продуктах доходов, продажи, населения, результаты, выросли, сетей, Retail, сопоставимые, мнению, объясняет, трафик, Магнита, квартале, может, только, говорит, выплаты, статистика, начали, средний


По мнению Тремасова, динамика среднего чека - это как раз показатель того, что люди продолжают экономить. "Каждый раз, приходя в магазин, они оставляют там меньше и меньше денег за одну покупку. Это свидетельство того, что населения продолжает экономить и именно на продуктах питания", - объясняет экономист.

"Ритейлеры рассчитывают, что если человек сэкономил 50% на йогурте, на оставшиеся деньги он купит что-то другое. Но это не работает. Покупатель ведет себя рационально, минимизированы импульсные покупки. Если потребитель может сэкономить, он сэкономит", - говорит генеральный директор аналитического центра InfoLine Иван Федяков.

Доходы населения опять перестали расти

Торговые сети отчитались о слабых результатах на фоне вновь начавшегося замедления роста доходов населения.

Реальные доходы населения сокращались в России с 2014 по 2017 год и начали расти вновь лишь весной этого года. В марте многие сотрудники бюджетных организаций получили дополнительные выплаты перед президентских выборами, что ускорило рост доходов и зарплат.

Однако уже майская статистика говорит о том, что их рост опять замедлился: в мае они выросли на 0,3% к маю 2017 года и сократились на 9,3% к апрелю этого года. Выплаты бюджетникам в марте и апреле в основном были единоразовыми.



Россияне вновь стали экономить на продуктах доходов, продажи, населения, результаты, выросли, сетей, Retail, сопоставимые, мнению, объясняет, трафик, Магнита, квартале, может, только, говорит, выплаты, статистика, начали, средний


Реальные доходы и зарплаты учитывают не только выплаты, но и величину инфляции. В случае роста инфляции рост реальных доходов замедляется. Сейчас инфляция небольшая, по оценке Райффазенбанка, в первые три недели июля она составила 2,3%. По мнению экономистов, к концу года она ускорится до 3,7%.

Одной из основных причин окажется повышение НДС с 18% до 20%, которое произойдет в 2019 году. Однако это, по мнению экономистов, может привести к повышению цен уже в этом году.

В министерстве экономического развития как раз и ожидают такого сценария: в 2019 году инфляция будет выше 4%, а реальный рост зарплат резко замедлится.

Прогноз Тремасова еще пессимистичнее: рост реальных доходов может уйти в минус в 2019 году.

Люди ушли за покупками в интернет

Главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова рассказывает другую версию, объясняющую слабые результаты торговых сетей.

По ее словам, спрос, на самом деле, не слабый, а потребление растет, но проблема в формате продаж. Торговые сети теряют долю рынка, потому "не подстроились под настроения потребителей", объясняет Орлова.

"Четко сказать, в какой новый формат перешли потребители, очень сложно", - добавляет она. Какая-то часть потребителей перешла на онлайн-покупки, другие начали ходить и тратить деньги в магазинах у дома, а кто перешел на подсобное хозяйство, допускает она.

Доля сетей устойчиво растет примерно на 1,5-2% в общем объеме розничной торговли, не соглашается с ней Тремасов.

Еще осенью прошлого года банк Renaissance Capital опубликовал отчет, в котором заявил, что в России формируется новая модель потребления. Согласно этой концепции, россияне все больше покупок делают онлайн, что не отражает статистика Росстата.



уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]