Рецензия на фильм "Паранормальное" (The Endless) 2017
---
Если у вас есть хорошая идея, продуманный сценарий и пара режиссёрских приёмов в запасе, вам не нужен большой бюджет, чтобы создать хороший фильм. "Паранормальное" может служить подобным примером. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, которые специализируются на умных хоррорах сами снялись в ролях двух братьев, решивших вернуться в общину культистов, где выросли. Такое кино играет с определениями времени, пространства и реальности, отдавая продумывание деталей на воображение зрителя.
Бенсон и Мурхед подарили свои реальные имена главным героям - довольно типичный подход для малобюджетного кино. Джастин играет старшего брата, а Аарон - младшего. Оба выросли в небольшой коммуне в лесах Южной Калифорнии, но сбежали оттуда 10 лет назад. Джастин буквально спас Аарона от влияния культистов - среди общины распространено ритуальное самопожертвование и братья чудом избежали участие в "вознесении". В самом начале фильма Аарон смотрит видеокассету, которую прислала одна из его старых знакомых - Анна, и понимает, что соскучился по месту, где вырос. Он убеждает брата съездить в родные места и окончательно попрощаться с прошлым.
Странности начинаются ещё до того, как братья приезжают в коммуну и благодарить за это стоит продуманное звуковое и визуальное оформление. Весь фильм героев будет преследовать песня "Дом Восходящего Солнца", а в окружении будут постоянно возникать образ круга. История буквально напичкана кругами и кругами внутри кругов. Круг синего неба в облаках, стаи птиц, формирующие круг, расставленные кругом деревянные скамейки и другие сферические объекты - всё это неумолимо создаёт ощущение пугающего неизвестного.
Чем дальше развивается сюжет, тем более неопределённым становится окружающая действительность. Авторы вступают на тропу психологического хоррора, который крайне хорош для бюджетного фильма и оставляет широкий простор для фантазии. Тут попросту нет жутких монстров или скримеров - нагнетаемый ужас более тонкий, но не менее осязаемый. Он вызывает щемящее чувство беспокойства и любопытства - становится по-настоящему интересно разобраться, что же происходит в этой общине, что из сказанного правда, а что вымысел, как дела обстоят на самом деле и как всё это работает. При этом повествование работает по привычной схеме - зрителя всё глубже погружают в атмосферу неизвестности, где существующий культ активно отказывается признавать себя культом и отрицает любую промывку мозгов. Однако методы общения членов культа говорят об обратном и это даже приносит свои плоды.
Персонажи всё время куда-то ходят - на большие и малые расстояния, но практически всегда возвращаются туда, откуда начали. Это можно считать ещё одной метафорой круга, которых тут предостаточно. Иногда они участвуют в одних и тех же событиях снова и снова, но при этом эти события могут немного отклониться от знакомого курса, что в свою очередь вызывает крайне любопытные сцены. В фильме поднимаются темы свободы воли и делается это довольно изобретательно. Если ли у героев свобода? Могут ли они совершать выбор или выбор уже сделан за них и всё вокруг лишь психологическое давление членов культа, превратившееся в одну большую иллюзию? В нескольких сценах герои заявляют, что у общины нет лидера и что они этим очень гордятся, но так ли это на самом деле? Могут ли люди существовать и действовать сами по себе или же им нужен кто-то более говорливый, чьё мнение со временем становится частью каждого? Зависимость друг от друга - ещё один аспект для размышлений и авторы фильма убедительно раскрывают его на примере членов общины, пары друзей в отдалённом домике на холме, да и самих братьев, которые размышляют на тему выбранных путей и выбранного образа жизни.
Я сознательно избегаю более подробного раскрытия сюжета, потому что это не главное, что есть в фильме. Максимальное впечатление от фильма можно получить именно при минимальных знаниях - формула работает, когда зритель самостоятельно сравнивает то, что ему рассказывают с тем, что на самом деле происходит (или что должно произойти). Визуальные мотивы кругов и циклические образы сюжетных веток затрагивают широкие аспекты и делают это на удивление хорошо. Понятия кармы, эволюции, свободы воли и судьбы сталкивают героев с каждодневными испытаниями и проводят параллели между ежедневной рутиной и зацикленным повествованием на манер "Грани Будущего" или "Дня сурка".
Во временном аспекте очень интересный выбор эпохи. С одной стороны, действие происходит в современном мире, но героев окружают довольно старые технологии. Видеокассеты, для которых приходится искать проигрыватель на гаражных распродажах, телефоны-книжки и практически полное отсутствие интернета могут навести на мысль как о ранних 2000-х, так и о глубинке Америки, где не все озабоченны моделью последнего iPhone. Авторы наводят на мысль, что окружающее героев пространство не совсем то, что они себе представляют и это лишь усиливает одну из тематик цикличности окружения.
К актёрской игре придраться не получится при всём желании. Буквально каждый задействованный актёр обладает собственным моментом славы, от которого сложно не впечатлиться. Никаких переигрываний или недотянутых персонажей - в рамках созданных правил герои выглядят крайне правдоподобно и впечатляюще.
К финалу фильма авторы окончательно раскрывают всю сюжетную подоплёку и даже создают ситуацию эмоционального напряжения, в котором зритель активно переживает за героев. Не сказать, что идея крайне свежая и впечатляющая, но то, как она подаётся всё равно оставляет приятное впечатление. Да, сценаристы не рассказывают всех деталей и некоторые вопросы остаются без ответа - некоторых это может расстроить, однако "Паранормальное" - тот случай, когда это и не важно.
"Паранормальное" это хороший фильм, в котором возможности превышают бюджет. В фильме нет крупных актёров или впечатляющих спецэффектов, но при этом авторы отлично нагнетают атмосферу и вызывают любопытство аномальными событиями. При недостатке средств создатели выезжают за счёт недосказанности и игры воображения, и это на удивление работает.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Свежая драмедия про будни материнства
Приключение про тотальный контроль
Проблемы андроидов на Диком Западе
Мультсериал о приключениях во времени и пространстве
Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]