В этот день… 29 июля – 1
---
О российском военно-морском флоте
Сегодня отмечается День Военно-Морского Флота России. (В 1939-м большевики из каких-то своих соображений назначат его на 24 июля – а потом, в 1980-м, перенесут на последнее воскресенье этого месяца… что удивительно – в новые времена дату трогать не стали!..) Правда, тогда речь шла о ВМФ СССР – а ещё раньше это был Российский Императорский флот; а до того – Регулярный Военно-Морской Флот России; а прежде… Впрочем – по порядку.
…Поскольку страна у нас, как ни крути, в основном, сухопутная (а в древние времена была, прямо-таки, совсем сухопутная) – то и флот у неё молодой… в то время как греки и персы задолго до н. э. вовсю сшибались на каких-нибудь триремах – наши предки ни о чём таком и не помышляли… (Хотя надо бы спросить у М. М. Задорнова).
Тем не менее, уже в IX веке Вещий Олег на чём-то прибывает в Константинополь – чтобы приколотить там свой щит. (Согласно популярной байке, хитрые греки перегородят залив цепью… тогда не менее хитрые славяне выволокут свои ладьи на сушу, поставят на колёса, распустят паруса – и с ветерком подъедут к воротам! Видимо, со щитом, молотком и гвоздями наготове). Ну, ладно…
…Всё же, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается – то были суда, так сказать, двойного назначения; никаких боевых машин на них не стояло – а вот перевозить ратных людей, и, соответственно, брать кого-нибудь на абордаж они могли… Примерно то же самое можно сказать о «чайках» на которых ходили к туркам за зипунами лихие запорожцы (правда, пока не подозревая, что вскоре окажутся в составе Московского царства).
…Принято считать, что наш ВМФ начался с фрегата «Орёл», спущенного на воду при Алексее Михайловиче в 1668-м – но это не совсем так… Ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса – который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)
…Одним словом – шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатит небольшой корабль – а Роде установит на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); наберёт три десятка человек команды; прихватит абордажные кирки – и рванёт каперствовать!.. (При этом имея царскую грамоту: «…силой врагов взять, а корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать».
….Однако, считать Роде нашим первым военно-морским капитаном мы не можем – в основном, из-за его безобразного поведения… В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделает шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные – и доведя свою эскадру до шести единиц!.. Увы, капитана сгубит жадность – вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой – Роде получал жалованье от казны!) …так вот – он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…
Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…», – однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…
...Идём дальше. В 1634 году уже к Михаилу Фёдоровичу прибудет голштинское посольство – немцы просили разрешение ходить водным путём в Персию. Царь охотно согласится!.. Но – так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был первый Романов!..
…Через два года совместное предприятие спустит на воду трёхмачтовый вооружённый корабль – и совместное же посольство двинет на нём в Персию. (Справедливости ради – галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и названа была в честь тамошнего герцога – «Фредерик»).
В проекте было ещё девять кораблей!.. Однако, всё пошло не так – на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента – и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)
…Что дальше?.. Дальше была очередная война со шведами – и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) – а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименовали в Царевич-Дмитриев; сейчас это – латышский Кокнесе). Планов было, что называется, «громадьё» – строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами придётся мириться (собственно – чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдадим всё, завоёванное непосильным трудом, – и сожжём заложенные корабли!..
…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову – и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство – на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане – но опять вместе с нашими). И вот, в мае 1668-го, на воду сойдёт тот самый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!..
P.S. …Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удалось – в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогут, и – то ли спалят фрегат, то ли просто разграбят и разгромят…
P.P.S. …Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор – и уж точно под это судно был составлен наш первый корабельный устав… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 29 июля 1953 года родился Гари Ли Вайнриб, более известный как Гедди Ли – вокалист, басист и клавишник великолепной канадской группы «Rush».
Сегодня отмечается День Военно-Морского Флота России. (В 1939-м большевики из каких-то своих соображений назначат его на 24 июля – а потом, в 1980-м, перенесут на последнее воскресенье этого месяца… что удивительно – в новые времена дату трогать не стали!..) Правда, тогда речь шла о ВМФ СССР – а ещё раньше это был Российский Императорский флот; а до того – Регулярный Военно-Морской Флот России; а прежде… Впрочем – по порядку.
…Поскольку страна у нас, как ни крути, в основном, сухопутная (а в древние времена была, прямо-таки, совсем сухопутная) – то и флот у неё молодой… в то время как греки и персы задолго до н. э. вовсю сшибались на каких-нибудь триремах – наши предки ни о чём таком и не помышляли… (Хотя надо бы спросить у М. М. Задорнова).
Тем не менее, уже в IX веке Вещий Олег на чём-то прибывает в Константинополь – чтобы приколотить там свой щит. (Согласно популярной байке, хитрые греки перегородят залив цепью… тогда не менее хитрые славяне выволокут свои ладьи на сушу, поставят на колёса, распустят паруса – и с ветерком подъедут к воротам! Видимо, со щитом, молотком и гвоздями наготове). Ну, ладно…
…Всё же, признать эти самые ладьи настоящим военным флотом не получается – то были суда, так сказать, двойного назначения; никаких боевых машин на них не стояло – а вот перевозить ратных людей, и, соответственно, брать кого-нибудь на абордаж они могли… Примерно то же самое можно сказать о «чайках» на которых ходили к туркам за зипунами лихие запорожцы (правда, пока не подозревая, что вскоре окажутся в составе Московского царства).
…Принято считать, что наш ВМФ начался с фрегата «Орёл», спущенного на воду при Алексее Михайловиче в 1668-м – но это не совсем так… Ещё в 1570-м Иван Грозный нанял немецкого капитана по имени Карстен Роде… (Если быть точным, тот состоял на службе у Ливонского короля Магнуса – который, в силу обстоятельств, на момент приходился нашему царю вассалом…)
…Одним словом – шла Ливонская война, и шведы с поляками грабили наши торговые суда на Балтике. Грозный оплатит небольшой корабль – а Роде установит на него три пушки (и ещё какое-то вооружение, вроде пищалей); наберёт три десятка человек команды; прихватит абордажные кирки – и рванёт каперствовать!.. (При этом имея царскую грамоту: «…силой врагов взять, а корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять согласно нашего величества грамоты… А нашим воеводам и приказным людям того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать».
….Однако, считать Роде нашим первым военно-морским капитаном мы не можем – в основном, из-за его безобразного поведения… В кратчайшие сроки этот крайне удачливый (и, видимо, на редкость умелый) морской разбойник на русской службе наделает шороху по всей Балтике, захватив двадцать два разных корабля, включая военные – и доведя свою эскадру до шести единиц!.. Увы, капитана сгубит жадность – вместо того, чтобы тащить добро хозяину (а уговор был такой – Роде получал жалованье от казны!) …так вот – он норовил спихнуть награбленное где-нибудь в Копенгагене… и, в конце концов, попался…
Иван слал ноты протеста: «…а цена тем кораблям и товару пятьсот тысяч ефимков. И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…», – однако, всё впустую… следы Роде теряются где-то в датских застенках…
...Идём дальше. В 1634 году уже к Михаилу Фёдоровичу прибудет голштинское посольство – немцы просили разрешение ходить водным путём в Персию. Царь охотно согласится!.. Но – так сказать, на условиях «долевого участия»: «…лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей …а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить». Непрост был первый Романов!..
…Через два года совместное предприятие спустит на воду трёхмачтовый вооружённый корабль – и совместное же посольство двинет на нём в Персию. (Справедливости ради – галера шла под шлезвиг-гольштейнским флагом, и названа была в честь тамошнего герцога – «Фредерик»).
В проекте было ещё девять кораблей!.. Однако, всё пошло не так – на Каспии бедолага «Фредерик» попадёт в трёхдневный шторм, потеряет все мачты, будет выброшен на берег где-то возле Дербента – и впоследствии благополучно разграблен местными… (Эх, «Михаилом» надо было называть!..)
…Что дальше?.. Дальше была очередная война со шведами – и в 1656-м наш гребной флот вдребезги громит скандинавов у Котлина (остров в 30 км от Санкт-Петербурга) – а потом боярин Ордин-Нащокин закладывает верфь в только что захваченной крепости Кокенхаузен (её переименовали в Царевич-Дмитриев; сейчас это – латышский Кокнесе). Планов было, что называется, «громадьё» – строить флот, ходить по Балтике, но… вскоре со шведами придётся мириться (собственно – чтобы без помех воевать с поляками). Мы в очередной раз отдадим всё, завоёванное непосильным трудом, – и сожжём заложенные корабли!..
…Однако, мысль о флоте крепко запала в боярскую голову – и в 1667 году Ордин-Нащокин снова принимается за строительство – на этот раз, на Оке, в селе Дединово Коломенского уезда. (Работали датчане – но опять вместе с нашими). И вот, в мае 1668-го, на воду сойдёт тот самый фрегат «Орёл», с которого и принято начинать историю нашего военного флота!..
P.S. …Увы, гордо походить по Каспию ему тоже не удалось – в 1670-м судно, прямо на причале, захватят разинцы… дать ладу трёхмачтовой махине повстанцы не смогут, и – то ли спалят фрегат, то ли просто разграбят и разгромят…
P.P.S. …Существует версия, что именно на «Орле» был впервые поднят триколор – и уж точно под это судно был составлен наш первый корабельный устав… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 29 июля 1953 года родился Гари Ли Вайнриб, более известный как Гедди Ли – вокалист, басист и клавишник великолепной канадской группы «Rush».
Взято: shatff.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]