Плавательный костюм ПКТ в РККА
---
Среди многочисленных инженерных средств, состоявших на снабжении Красной, а позднее Советской Армии, значительный интерес представляют малоизвестные индивидуальные переправочные средства, такие как плавательный костюм ПКТ и его модернизированный вариант МПК.
В связи с увеличением численности Красной Армии в 1930-е гг., значительным ее усилением, механизацией и моторизацией одной из первоочередных задач стало создание комплекса технических средств военно-инженерного назначения. В ходе реализации этого плана, были разработаны и внедрены наряду с другими различные переправочные средства, в том числе и индивидуальные.
В 1931 году на снабжение РККА был принят индивидуальный плавательный костюм – ПКТ. Он предназначался для переправы одиночных бойцов через узкие и средние водные преграды и ведения боевых действий в обводненной местности.
Плавательный костюм использовался в основном разведчиками и мелкими группами пехоты, понтонерами и мостостроителями для выполнения вспомогательных работ в воде, минерами при установке противодесантных мин.
Также,пояса-поплавки от этих костюмов могут использоваться для переправы тяжелого стрелкового оружия (противотанковые ружья, пулеметы, станковые гранатометы и т.п.) и минометов калибров от 50 до 82мм. (последние в разобранном виде).
Хотя, по сути дела этот костюм мало удобен для переправы в обычных условиях, прежде всего, из-за крайне низкой скорости передвижения (от 5 до 15 м/мин), однако, он продержался на снабжении российской армии по сегодняшний день.
Пока не до конца ясно в каких подразделениях и в каком количестве эти костюмы являлись табельным имуществом в период Великой Отечественной войны, но в семидесятые-восьмидесятые годы по два МПК все еще числились (и имелись в наличии) в табелях инженерно-саперных рот танковых и мотострелковых полков.
Пожалуй, одним из редких случаев, когда МПК были действительно нужны, были критично нужны, это бои 9-й и 37-й армий Северо-Кавказского фронта в плавнях Кубани весной-летом 1943 года.
Вот что пишет Б.В.Баданин об этой местности: "Начинаясь у станицы Троицкой, плавни широкой полосой, доходящей местами до 20 км, тянутся вдоль Кубани до Староречья, западнее станицы Варениковской. По всей этой огромной площади разбросано бесчисленное множество небольших лиманов, соединенных между собой целой сетью протоков, ериков и каналов. Ежегодно с апреля и примерно по июнь плавни затопляются паводковыми водами и превращаются в сплошное водное пространство площадью свыше 1300 кв. км, обильно поросшее камышом высотой до 3 м. Глубина воды, покрывающей плавни, обычно от 0.6 до 5 метров.
Там, где в камышовых зарослях имеются прогалины, они почти сплошь заполнены плавающими островками, образованными из многолетних слоев перегнившего камыша. После паводка, при спаде воды, на возвышенных местах остается жидкая илистая грязь, очень медленно высыхающая и труднопроходимая. Передвигаться по прикубанским плавням трудно как вброд, так и на лодках. Тем более трудно переправлять через них какие-либо грузы. Нужен большой опыт, чтобы не сбиться в плавнях с направления. Местность крайне однообразная. Из-за плотной стены высокого камыша обзор ограничен буквально двумя - тремя метрами".
Очевидно успешность боевых действий нашей пехоты с использованием МПК в этой почти непроходимой местности и побудила инженерных военачальников сохранять МПК на снабжении по настоящее время.
Опыт эксплуатации выявил у изделия ряд недостатков. Пояс-поплавок приходилось снаряжать плавающим материалом заранее и переносить к месту переправы в рабочем состоянии, что создавало ряд неудобств. Поэтому в 1939 году и на смену ПКТ пришел модернизированный образец МПК, где пояс-поплавок был уже надувной.
МПК от ПКТ отличался поплавком и отсутствием металлических утяжелителей, роль которых стали выполнять резиновые наплывы по бокам штанин. Кроме того, на штанинах появились дополнительные ремни для крепления к поплавку. Эти изменения позволили не только улучшить эксплуатационные качества, но и снизить вес изделия с 16 кг до 6,5 кг.
Пояс-поплавок МПК представлял собой цилиндр из плотной прорезиненной ткани имеющий внутри проволочный каркас и 16 перегородок с обратными клапанами, разделяющих его на 15 отсеков. Устройство клапанов такое, что они не препятствовали надуванию поплавка, но значительно затрудняют выход воздуха из смежных с поврежденным отсеков.
Через трубку вентиля изделие надували, так чтобы ткань натянулась на каркасе и поплавок принял форму вытянутого цилиндра; излишек воздуха удаляли через выпускной клапан. Затем этот цилиндр оборачивали вокруг туловища, и с помощью застежек и петель на торцах превращали в замкнутое кольцо. Плечевой брезентовый ремень фиксировал поплавок на уровне талии. Если в воде поплавок начинал сдуваться, через трубку вентиля его можно было поддуть до нужного объема.
В период 1941-1945 гг. советской промышленностью было произведено более 48000 плавательных костюмов.
Тактико-технические характеристики плавательного костюма МПК:
Материал: прорезиненная ткань и резина;
Вес комплекта, кг:6,5;
Длина гидробрюк, мм: 1-й размер - 160, 2-й размер – 168;
Наружный диаметр пояса-поплавка, мм: 87,5;
Диаметр проволочного каркаса, мм: 25;
Размеры МПК в упакованном виде, мм: 45х40х30;
Время надевания, мин.: 3-5;
Грузоподъемность полная, кг: 90;
Скорость передвижения, м/мин:5-15;
Допустимая скорость течения, м/сек.:до 1,5
ИСТОЧНИКИ: №1, №2
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]