Лишние деньги
17.07.2018 386 0 0 davydov-index

Лишние деньги

---
0
В закладки
Федеральный бюджет в первом полугодии исполнен с профицитом в 877 млрд рублей (1,9% ВВП). Доходы превысили расходы впервые с 2014 года. Год назад дефицит бюджета составлял 1,2% ВВП, два года назад — 4%.

Лишние деньги бюджета, рублей, может, профицит, доходы, профицита, федерального, университета, расходы, уровне, экономических, средств, кафедры, экономики, повышения, экономического, региона, влечет, эффект, отмечает


По итогам всего 2018 года профицит федерального бюджета может составить 1,2 трлн рублей (2,2% ВВП) — впервые с 2011 года. Правда, Минфин РФ пока более сдержан и говорит о профиците в 0,5%. Пока, потому что подписанная президентом 3 июля новая редакция закона о бюджете уже признана устаревшей, поскольку рассчитана на основе еще мартовского макропрогноза Минэкономики и не учитывает ни апрельских санкций, ни майского указа президента, сообщает "Коммерсант".

При этом первый вице-премьер правительства РФ Антон Силуанов отмечает, что при сохранении высоких цен на экспортируемое сырье итоговый профицит 2018 года может быть и выше. По его словам, показатель может быть скорректирован в cторону увеличения в ходе рассмотрения поправок в бюджет осенью.

Добавим, что с начала года в казну поступило 8,629 трлн рублей, или 56,6% к общему объему доходов, утвержденному в законе о бюджете на 2018 год. Расходы федеральной казны составили 7,751 трлн рублей (47%). Нефтегазовые доходы на подросшей в цене нефти за шесть месяцев исполнены уже на 72% от годового плана.

Как и раньше, на объеме собранных нефтегазовых доходов позитивно отразилась благоприятная конъюнктура нефтяного рынка. При средней цене Urals в первой половине года в $68,83 за баррель и среднем курсе рубля 59,27 рублей за доллар, рублевая цена барреля российской нефти за полугодие составляла 4,1 тыс. рублей. Номинально это оказалось даже больше, чем было в докризисном 2013 году (3,4 тыс. рублей).

В докладе Минфина отмечается, что нефтегазовые доходы по-прежнему собираются быстрее ненефтегазовых, объем которых пока составляет менее 50% от годового плана.

В июне расходы федерального бюджета составили 1,4 трлн рублей, расходы — 1,7 трлн рублей.

Добавим, что в начале июня глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что профицит федерального бюджета в 2018 году будет выше 1% ВВП. "С учетом волатильности цены на нефть, конечно, может быть, нужно брать более умеренные показатели, но для нас очевидно, что профицит бюджета по итогам года будет явно больше 1% ВВП", — отмечал он (цитата по РИА "Новости").

Напомним, в новой редакции бюджета-2018 годовые ожидания по доходам увеличены с 15,26 трлн до 17,07 трлн рублей При этом почти все увеличение приходится на нефтегазовые поступления — плюс 1,755 трлн рублей, новых ненефтегазовых сборов в общей сумме допдоходов лишь 60 млрд рублей.

Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов заявлял, что за три предстоящих года суммарный профицит бюджета может составить 2,8 трлн рублей. "Однако сейчас "нефтяные" дополнительные доходы бюджета не тратятся на финансирование, а конвертируются в валюту и аккумулируются на валютных счетах Минфина в Центробанке. Причина в том, что наши власти помнят 1998 год, поэтому раздувать долг и тратить резервы боятся", — отмечал он.

Своим мнением об улучшении показателей бюджета делится доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Самарского государственного экономического университета Артем Кривцов: "Формирование сбалансированного бюджета является целью любого правительства и смотрится очень позитивно. <...> Однако стоит задуматься, какие есть пути достижения подобных показателей. Их на самом деле два: рост доходной части и сокращение расходов. Правительство РФ использует оба возможных источника. С одной стороны, увеличивается наполняемость бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки, с другой — существенно сокращаются статьи расходования средств (чаще затрагиваются выплаты в бюджетной сфере). Повышение налогов влечет за собой снижение экономической активности населения, что в конечном счете тормозит экономику и может быть препятствием для формирования бюджета в следующем периоде. Сокращение расходов влечет недовольство население и также формирует отрицательные настроения."

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета Института экономики и менеджмента Томского государственного университета отмечает, что невозможно однозначно охарактеризовать влияние профицита бюджета на экономику: "Профицит бюджета может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Если большие доходы используются для развития реального сектора экономики, создания условий для повышения инвестиционной привлекательности территорий, повышения уровня и качества жизни людей, ликвидации последствий непредвиденных ситуаций, техногенных и природных катастроф, при этом государство финансовые ресурсы грамотно и эффективно размещает в доходные финансовые инструменты для защиты их от инфляции и получения стабильного и высокого доход — все это имеет положительный эффект. <...>
В ситуации профицита, хотя он и небольшой, в 1,9% ВВП, или 877 млрд руб., рекомендуется следующее. Первое — на законодательном уровне утвердить направления и стандарты использования профицита бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установить персональную ответственность лиц, отвечающих за их использование, и информировать общественность о фактах эффективного либо неэффективного использования бюджетных и внебюджетных средств. Второе — создавать условия для долговременного устойчивого экономического роста, а не надеяться на благоприятную конъюнктуру цен на сырьевые товары. Третье — разрабатывать актуальные программы повышения квалификации специалистов в области государственных инвестиций на финансовом рынке."

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Торгово-экономического института Сибирского федерального университета Оксана Горячева (Красноярск) сомневается, что профицит поможет улучшить ситуацию в экономике: "Формирование профицита бюджета, связанное с конъюнктурой внешнего нефтегазового рынка и проводимой монетарной политикой, нельзя оценивать однозначно. Во-первых, это краткосрочный эффект. Во-вторых, полученные дополнительные доходы требуют распределения ресурсов внутри финансовой системы таким образом, чтобы расширить видовую структуру экономики. <...>
На уровне региона разведение тем бюджетного финансирования и деловой активности частного бизнеса немыслимо. <...> С другой стороны, на сегодняшний день на уровне региона неочевидны и признаки реализации концепции эффективного распределения бюджетных средств в зависимости от достижения конкретных результатов. Отсюда следует, что фактор получения профицита мог бы оказать положительное влияние на реальный экономический рост, но скорее всего, этого не произойдет."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]