Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель "Тигров" со станции Осиповичи
12.07.2018 366 0 0 foto-history

Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель "Тигров" со станции Осиповичи

---
0
В закладки
Подрывники бригады "Народные мстители" им. Воронянского закладывают взрывчатку под рельсы. Фото: РИА Новости

Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель


"Рельсовая война", начавшаяся 75 лет назад, перевернула представления об эффективности партизанских диверсий
"Одновременный удар необходим, но взрывать рельсы?! Чушь какая-то! Надо взрывать поезда" - так отозвался о плане Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) полковник Илья Григорьевич Старинов1. Дерзкий диверсант, выдающийся профессионал взрывного дела имел право на резкую и независимую точку зрения.
Но жизнь внесла в нее неожиданные коррективы.

План ЦШПД

В апреле 1943 года на советско-германском фронте началось самое длительное за войну затишье — продолжавшееся до 5 июля.

В Ставке Верховного главнокомандования и Генеральном штабе напряженно работали над планом летнего наступления (которое должно было начаться после отражения удара немцев на Курской дуге).

К обеспечению этого наступления привлекались и партизаны. Им предписывалось нанести одновременный массированный удар по коммуникациям вермахта – железным дорогам, по которым к фронту шли резервы, техника, боеприпасы, продовольствие и другое снабжение.

«От восхода до заката по выцветшему небосводу в своем извечном вираже катилось серое раскаленное солнце, — вспоминал воевавший на Западном фронте летчик А.Н. Ефимов. — Только к вечеру где-то за горизонтом порой собиралась гроза и, подобно залпам из тысячи орудий, гремел гром, как бы предвещая недругу погибель на русской земле»(2)...

В эти последние июньские дни 1943 года начальник ЦШПД, первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, только в марте надевший форму генерал-лейтенанта, представил командованию план под названием «Рельсовая война». Суть его заключалась в одновременном подрыве на коммуникациях группы армий «Центр» сотен тысяч рельсов.

Тут-то и прозвучало особое мнение заместителя начальника Украинского штаба партизанского движения (УШПД) по диверсиям полковника Старинова.

Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель

Начальник Центрального штаба партизанского движения, первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Пономаренко.

Специалист — против

Да, подрывать надо не рельсы, а поезда! Пускать их под откос при помощи противопоездных мин замедленного действия, угольных мин (замаскированных под кусок угля, что кидают в паровозный тендер), колесных замыкателей и прочей спецтехники.

Ведь рельсов на коммуникациях вермахта — миллионы штук. А подвижного состава (и прежде всего паровозов) — довольно ограниченное количество.

Полковник Старинов — ас подрывного и диверсионного дела. Учился ему и учил других ещё с 1920-х годов.

Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель

Заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения (УШПД) по диверсиям полковник Илья Старинов.

И не только учил. Поезда — а также мосты и тоннели — в тылу противника он взрывал ещё в 1936 — 1937 годах, во время гражданской войны в Испании, в бытность военным советником в армии республиканцев.

В 41м руководил минированием железных и шоссейных дорог и мостов на пути наступающего вермахта в Белоруссии, на Украине, под Москвой и Ростовом-на-Дону...

И это Илья Старинов 14 ноября 1941 года испепелил миной замедленного действия штаб немецкого гарнизона в Харькове — уничтожив при этом и начальника гарнизона, командира 68й пехотной дивизии вермахта генерал-майора Георга Брауна. (В генерал-лейтенанты его произвели посмертно).

Мнение такого специалиста — это серьезно.

Тем более что взрывчатки партизанам в 1943 году сумели доставить лишь четверть потребного количества. В Западной Белоруссии они вообще ничего не получили! Площадок, пригодных для посадки двухмоторных «дугласов» (Ли-2 и Си-47), у партизан там не было, а легкомоторным бипланам У-2 не хватало дальности полета для того, чтобы добраться до нынешних Гродненской и Брестской областей...

Да и самих транспортных самолетов для снабжения партизан откровенно не хватало.

Однако белорусские партизаны сумели реализовать план ЦШПД с максимальной эффективностью. Максимальной!

За счет чего?

Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель

Плакат В. Прагера, И. Доронина. Партизаны. Крушение.

Продолжение...

Источник
Источник


уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]