Хотели бы глянуть такой «Крепкий орешек»?
Брюс Уиллис – это Крепкий орешек, а Крепкий орешек – это Брюс Уиллис. Роль неугомонного (и очень невезучего) нью-йоркского копа оказалась настолько яркой, что представить бегающим босиком по битому стеклу кого-то другого сегодня крайне сложно: тот самый случай, когда кажется, что Брюс был рождён, чтобы воплотить на экране этот легендарный образ. Возможно, тут в впрямь не обошлось без невидимой руки проведения, но факты упорно твердят об обратном: Уиллис не был ни главным, ни даже пятым (!) претендентом на роль, которая навсегда обессмертила его имя.
В честь отмечаемой сегодня 30-ой годовщины со дня премьеры «Крепкого орешка» вспоминаем, каким фильм задумывался, и кто мог вместо Брюса произнести легендарное “Йо-хо-хо, ублюдок!”.
«Крепкий орешек», по сути, сиквел малоизвестного у нас детектива, который так и называется – «Детектив».
Киноафиша фильма "Детектив", 1968
Фильм этот вышел на экраны в конце ’60-ых и был снят по мотивам одноимённого романа писателя Родерика Торпа.
Роман "Детектив" Родерика Торпа
Главную роль копа из Нью-Йорка в экранизации сыграл бессменный поставщик праздничного настроения в каждый первый новогодний голливудский фильм – звезда эстрады Фрэнк Синатра.
Фрэнк Синатра в фильме "Детектив"
Через десять лет после выхода фильма на экраны, Торп опубликовал прямое продолжение «Детектива», получившее название «Ничто не длится вечно».
Роман "Ничто не длится вечно" составил основу сценария "Крепкого орешка"
Первый фильм был коммерчески успешен, и студия решила, что продолжение злоключений Фрэнка Синатры тоже следует перенести на широкие экраны. Согласно сюжету книги, Синатра оказывается в захваченном немцами небоскрёбе и он единственный, кто может спасти заложников.
Реклама фильма "Детектив" в периодике
Забегая немного вперёд, отмечу: оставь сценаристы фильма всё без изменений, и в фильме герой спасал бы не жену, а дочку. Да и сами злодеи были бы другими: вместо грабителей, которыми движут корыстные цели, нас ждали бы скучные политические фанатики.
В отличие от «Детектива», роман «Ничто не длится вечно» давал сильный крен в сторону боевика, изобиловал перестрелками, погонями и взрывами. Синатра от таких метаморфозов был не в восторге, считал подобные визуальные излишества визуальными излишествами, от которых стоит отказаться в пользу его актёрской игры и обаяния.
Альтернативные обложки романа "Ничто не длится вечно"
Производство сиквела стало буксовать, Синатра отметил 70-летие, и всем стало ясно, что на главную роль пора искать кого-то другого.
В это время на экраны выходит боевик «Коммандо», который убедил даже самых закоренелых скептиков, что в деле спасения дочери даже один разъярённый отец вполне убедительно может одолеть небольшую армию террористов.
Арнольд Шварценеггер на репетиции сцены из фильма "Коммандо"
Сценарий «Ничто не длится вечно» к тому моменту находился в руках продюсера боевика «Коммандо» Джоэля Сильвера, который решил, что историю с небоскрёбом можно вполне увязать с историей отставного полковника Джона Мэтрикса, сыгранного Арнольдом Шварценеггером.
Увы, из сиквела «Детектива» не вышло сиквела «Коммандо». Арнольд не хотел эксплуатировать тот же образ и решил переключиться на новые роли и оригинальные проекты, и ушёл сниматься в «Хищник» (хотя сценарист Стивен де Соуза связь с «Коммандо» отрицает).
Арнольд Шварценеггер на съёмках фильма "Хищник"
Студия предложила почитать сценарий заклятому другу Австрийского дуба – Итальянскому жеребцу. Но и он не проявил к проекту интереса, предпочтя съёмки в боевике «Кобра».
Кинотеатральный плакат фильма "Кобра"
Поиски актёра продолжились. Новыми кандидатами стали Харрисон Форд и Дон Джонсон, но и они от роли отказались.
Вскоре список “отказников” пополнили ещё три action-звезды – Чарльз Бронсон, Клинт Иствуд и Бёрт Рейнольдс: первый сослался на занятость в других проектах, а Иствуд и Рейнольдс попросту отклонили предложение.
В отчаянии студия стала присматриваться к совсем нетипичным для жанра “боевик” актёрам. Например, Алю Пачино, Джону Траволте, Роберту Де Ниро и Ричарду Гиру. Все они не оценили возможность резко отойти от привычного для себя экранного амплуа и тоже ответили студии отказом.
Майкл Мэдсен и Том Беренджер – ещё два имени в этом длинном списке несостоявшихся МакКлейнов.
Студия же делала на фильм серьёзную ставку и хотела снять большой летний развлекательный фильм. Поняв, что одними уговорами цели не добьёшься, глава студии Леонард Голдберг принимает решение привлечь актёра самым действенным способом – солидным числом нулей в чеке.
Тут-то в поле зрения продюсеров и попадает Брюс Уиллис, который без лишних разговоров соглашается исполнить роль за феноменальные $5.000.000.
Немного разъясню этот момент и его феноменальность.
Дело в том, что тогда, 30+ лет назад подобные гонорары были чем-то из ряда вон выходящим. Это сегодня какой-нибудь Марк Уолберг зарабатывает за год съёмок $68.000.000. А тогда за съёмки в уже упомянутом «Коммандо» Шварценеггер получил “всего-то” $1.500.000. И это при том, что на тот момент за его плечами уже были крайне успешные «Терминатор» и «Конан-Варвар».
Режиссёр Джон Миллиус и А.Шварценеггер на съёмках ленты "Конан-Варвар"
Планку в $5.000.000 до этого едва ли не в первый и единственный на тот момент раз взял только Дастин Хоффман за участие в одной из самых кассовых комедий в истории – ленте «Тутси». Тот самый Хоффман, у которого уже был Оскар и ещё четыре номинации на главную кинонаграду.
Билл Мюррей и Дастин Хоффман на съёмках комедии "Тутси"
Уиллис же мог похвастаться только ролями в весьма средних в плане окупаемости развлекательных лентах и телесериале «Детективное агентство “Лунный свет”», который хоть и был довольно популярен, но так и не придал Брюсу статус звезды.
Сибил Шепард и Брюс Уиллис в промо-фотосесии к сериалу "Moonlightning"
Звездой он проснулся после премьеры «Крепкого орешка».
Боевик Джона МакТирнана («Хищник», «Последний киногерой») оказался в десятке самых прибыльных релизов 1988-го года. Зрители ломились в кино посмотреть на неунывающего копа, а критики в один голос заявляли о рождении нового типа героя боевика. Вдруг оказалось, что самоирония и уязвимость могут быть ничуть не менее крутыми, чем стальные мышцы коллег по жанру.
Кадры из фильма "Крепкий орешек"
Забавно, но ведь в одной из реальностей нашей мультивселенной прямой сиквел «Детектива» всё же состоялся, и зритель увидел, как на восьмом десятке лет Синатра бегает по небоскрёбу и спасает дочку из немецкого плена. Стала бы эта инкарнация «Крепкого орешка» хотя бы отчасти столь же влиятельной и любимой – вопрос, думаю, риторический.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Каким мог быть фильм "Терминатор 2"
2. Как это снято: "Вспомнить всё" Пола Верховена
3. История научной фантастики: Арнольд Шварценеггер
4. "Бегущий человек" – предвестник медийной диктатуры
5. Неснятое кино: "Планета обезьян" Джеймса Кэмерона
6. "Армагеддон" Майкла Бэя с точки зрения науки
7. Полный список статей автора о кино