Живописец-пейзажист Сергей Васильковский
---
Сергей Васильковский (1854–1917) – один из ведущих украинских художников конца XIX – начала XX века.
«Полтавщина. Тихий вечер», 1898
Он родился на Харьковщине в семье писаря. Первоначальные творческие навыки он получил от своих родителей и деда. Отец раскрыл ему красоту и выразительность каллиграфического письма, мать – любовь к народным песням и фольклору, а дед – потомок казацкого рода, привил внуку интерес к украинским старинным обычаям и традициям.
Среда и окружение способствовали тому, что у Сергея с раннего детства стал проявляться творческий характер: он увлекался музыкой, пел и рисовал. Более основательные познания в рисовании мальчик получил во Второй Харьковской гимназии от гимназического учителя рисования Дмитрия Безперчего, ученика самого Карла Брюллова. Он делал разные зарисовки, да еще рисовал карикатуры на своих учителей, за что видимо, ему попадало на орехи.
Поскольку его родители, люди старых взглядов и традиций, видели будущее благосостояние сына в государственной службе, то по настоянию отца молодой Сергей поступил в Харьковское ветеринарное училище. После двух лет обучения в училище, оставил его и перешел на работу канцелярским служащим в Харьковское казначейство.
Нелюбимое занятие тяготило креативную личность, и Сергей сообщил отцу, что оставляет свою работу и уезжает в Петербург для поступления в Академию художеств. На что отец ответил: если он покинет должность, то пусть знает, что у него отца нет, поскольку он, уже не будет считать его за сына. Несмотря на письмо с «проклятием» от отца, 22-летний Сергей покинул казенную должность, и в 1876 году поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств.
В академии Васильковский будет заниматься девять лет. Сначала он посещает общие классы, а затем переходит в пейзажную мастерскую академиков Михаила Клодта и Владимира Орловского. Денег у него было мало и, испытывая нужду, вынужден был зарабатывать на жизнь: то работая по светописи «ретушером», то копируя рисунки на продажу.
Несмотря на финансовые трудности, учеба в академии пошла довольно успешно, и уже через три года Сергей Иванович за пейзажный этюд с натуры получает малую серебряную медаль, а еще через два – вторую малую серебряную медаль. Его большое живописное дарование в последующие годы обучения все более и более прогрессировало.
В 1883 году все лето Сергей Иванович много работает в Украине, рисует самобытные пейзажные этюды, исполненные творческого вдохновения и юношеской романтики: «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице» и другие, имея в виду представить их на соискание золотой медали на академической выставке. В следующем году за картину «Утро» Васильковский получает малую золотую медаль.
А еще через год, за выполненное дипломное художественное произведение «На Донце», награждается большой золотой медалью, и получает право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. В то время это слово означало не пожилых людей, а талантливую молодёжь, которую отправляли на многолетнее обучение за границу, выплачивая им при этом значительную стипендию («пенсион»).
В марте 1886 Васильковский направляется в пенсионерское путешествие по Западной Европе – Францию, Англию, Испанию, Италию и Германию. Когда работал-учился во Франции, сблизился с «барбизонцами», творчество которых создавало в зрителе чувство приподнятого настроения, заставляло увидеть в окружающей природе поэзию и настоящую красоту.
Во время европейского турне, украинский художник создает восхитительные пейзажные произведения: «Утро в Безансоне», «Булонский лес зимой», «Охота на куропаток в Нормандии», «Типичная бретонская усадьба», «Вид в Пиренеях», «После дождя (Испания)», «Окрестности Сан-Себастьяно», «Зимний вечер в Пиренеях» и другие.
После заграничной командировки Сергей Иванович оседает в Харькове и полный творческой энергии, предпринимает путешествия по родным украинским весям и степям.
Своими художественными ударами кисти он создает восхитительные украинские лирико-эпические пейзажи: «Чумацкий Ромодановский шлях», «Деревенская улица», «Заход солнца осенью», «Зимний вечер», «Стадо на околице села», «Мельницы» и множество других.
Украинский художник-реалист писал также картины на историческую тему, в которых воспевал славное украинское казачество: «Казачий пикет», «Запорожец на разведках», «Сторожа Запорожских вольностей» («Казаки в степи»), «На страже», «Казачья левада», «Казачья гора», «Казачье поле», «Запорожец в дозоре», «Казак в степи. Тревожные знаки», «Казак и девушка», «Поход казаков» и большое количество других.
Творчество Васильковского не ограничивалось только пейзажами и историческими картинами – он работал еще в жанре портретной живописи. Из целого ряда портретов, одним из самых известных является портрет украинского Моисея – Тараса Шевченко.
Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник и в монументальном жанре – он расписывал признанный шедевр украинского модерна: Полтавское губернское земство.
Всего же за свою 35-летнюю творческую деятельность Сергей Васильковский создал более чем 3000 картин. Кроме этого, он является автором альбомов «Из украинской старины» (1900) и «Мотивы украинских орнаментов» (1912), над которыми он работал совместно с другим известным украинским художником Николаем Самокишем.
Васильковский, которого еще при жизни называли «солнечным художником», был большим патриотом Украины – по настоящему любил свой родной край и его доброжелательных людей.
«Подножье Казачьей горы. Коробов хутор. Харьковщина», 1882
«Весна в Украине», 1883
«Утро. Отара в степи», 1884
«После дождя», 1885
«Казачий пикет», 1888
«Геленджик», 1889
«Парусники», 1880-e
«Запорожец на посту», 1890
«Казаки в степи (Сторожа Запорожских вольностей)», 1890
«Казачья левада», 1893
«Окраины Полтавы», 1893
«Свидание», 1894
«Зима», 1897
«Хорунжий», 1899
Задунайский запорожец», 1900
«Кобзарь-слепец с мальчиком-поводырем», 1900
«Писарь военный», 1900
«Полковник левобережного реестрового полка в кунтуше», 1900
«Пушкарь времен гетмана Ивана Мазепы», 1900
«Тип запорожца», 1900
«Вечерняя тишина», 1901
«Чумацкий Ромодановский шлях», 1902
«Казак в степи. Тревожные знаки», около 1905
«Первый снег», 1900-е
«Ранней весной», 1900-е
«Село над речкой», 1900-е
«Утро на Донце», 1900-е
«Украинская церковь», начало ХХ века
«Дупелиное болото», начало ХХ века
«Волы у брода», 1910-е
«Дума о трех братьях», 1910-е
«Закат. Над прудом», 1910-е
«Ловят снегирей», 1910-е
«Весенний день на Украине»
«Закат»
«Казачий двор»
«Мельницы»
«На охоте»
«Околица»
«Первая борозда»
«Плотина Квитки-Основьяненко»
«Подарок»
«Сельская улица»
«Украинский пейзаж»
«Хаты в Криворивне. Восточная Галиция»
Источник - marunnet.com
«Полтавщина. Тихий вечер», 1898
Он родился на Харьковщине в семье писаря. Первоначальные творческие навыки он получил от своих родителей и деда. Отец раскрыл ему красоту и выразительность каллиграфического письма, мать – любовь к народным песням и фольклору, а дед – потомок казацкого рода, привил внуку интерес к украинским старинным обычаям и традициям.
Среда и окружение способствовали тому, что у Сергея с раннего детства стал проявляться творческий характер: он увлекался музыкой, пел и рисовал. Более основательные познания в рисовании мальчик получил во Второй Харьковской гимназии от гимназического учителя рисования Дмитрия Безперчего, ученика самого Карла Брюллова. Он делал разные зарисовки, да еще рисовал карикатуры на своих учителей, за что видимо, ему попадало на орехи.
Поскольку его родители, люди старых взглядов и традиций, видели будущее благосостояние сына в государственной службе, то по настоянию отца молодой Сергей поступил в Харьковское ветеринарное училище. После двух лет обучения в училище, оставил его и перешел на работу канцелярским служащим в Харьковское казначейство.
Нелюбимое занятие тяготило креативную личность, и Сергей сообщил отцу, что оставляет свою работу и уезжает в Петербург для поступления в Академию художеств. На что отец ответил: если он покинет должность, то пусть знает, что у него отца нет, поскольку он, уже не будет считать его за сына. Несмотря на письмо с «проклятием» от отца, 22-летний Сергей покинул казенную должность, и в 1876 году поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств.
В академии Васильковский будет заниматься девять лет. Сначала он посещает общие классы, а затем переходит в пейзажную мастерскую академиков Михаила Клодта и Владимира Орловского. Денег у него было мало и, испытывая нужду, вынужден был зарабатывать на жизнь: то работая по светописи «ретушером», то копируя рисунки на продажу.
Несмотря на финансовые трудности, учеба в академии пошла довольно успешно, и уже через три года Сергей Иванович за пейзажный этюд с натуры получает малую серебряную медаль, а еще через два – вторую малую серебряную медаль. Его большое живописное дарование в последующие годы обучения все более и более прогрессировало.
В 1883 году все лето Сергей Иванович много работает в Украине, рисует самобытные пейзажные этюды, исполненные творческого вдохновения и юношеской романтики: «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице» и другие, имея в виду представить их на соискание золотой медали на академической выставке. В следующем году за картину «Утро» Васильковский получает малую золотую медаль.
А еще через год, за выполненное дипломное художественное произведение «На Донце», награждается большой золотой медалью, и получает право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. В то время это слово означало не пожилых людей, а талантливую молодёжь, которую отправляли на многолетнее обучение за границу, выплачивая им при этом значительную стипендию («пенсион»).
В марте 1886 Васильковский направляется в пенсионерское путешествие по Западной Европе – Францию, Англию, Испанию, Италию и Германию. Когда работал-учился во Франции, сблизился с «барбизонцами», творчество которых создавало в зрителе чувство приподнятого настроения, заставляло увидеть в окружающей природе поэзию и настоящую красоту.
Во время европейского турне, украинский художник создает восхитительные пейзажные произведения: «Утро в Безансоне», «Булонский лес зимой», «Охота на куропаток в Нормандии», «Типичная бретонская усадьба», «Вид в Пиренеях», «После дождя (Испания)», «Окрестности Сан-Себастьяно», «Зимний вечер в Пиренеях» и другие.
После заграничной командировки Сергей Иванович оседает в Харькове и полный творческой энергии, предпринимает путешествия по родным украинским весям и степям.
Своими художественными ударами кисти он создает восхитительные украинские лирико-эпические пейзажи: «Чумацкий Ромодановский шлях», «Деревенская улица», «Заход солнца осенью», «Зимний вечер», «Стадо на околице села», «Мельницы» и множество других.
Украинский художник-реалист писал также картины на историческую тему, в которых воспевал славное украинское казачество: «Казачий пикет», «Запорожец на разведках», «Сторожа Запорожских вольностей» («Казаки в степи»), «На страже», «Казачья левада», «Казачья гора», «Казачье поле», «Запорожец в дозоре», «Казак в степи. Тревожные знаки», «Казак и девушка», «Поход казаков» и большое количество других.
Творчество Васильковского не ограничивалось только пейзажами и историческими картинами – он работал еще в жанре портретной живописи. Из целого ряда портретов, одним из самых известных является портрет украинского Моисея – Тараса Шевченко.
Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник и в монументальном жанре – он расписывал признанный шедевр украинского модерна: Полтавское губернское земство.
Всего же за свою 35-летнюю творческую деятельность Сергей Васильковский создал более чем 3000 картин. Кроме этого, он является автором альбомов «Из украинской старины» (1900) и «Мотивы украинских орнаментов» (1912), над которыми он работал совместно с другим известным украинским художником Николаем Самокишем.
Васильковский, которого еще при жизни называли «солнечным художником», был большим патриотом Украины – по настоящему любил свой родной край и его доброжелательных людей.
«Подножье Казачьей горы. Коробов хутор. Харьковщина», 1882
«Весна в Украине», 1883
«Утро. Отара в степи», 1884
«После дождя», 1885
«Казачий пикет», 1888
«Геленджик», 1889
«Парусники», 1880-e
«Запорожец на посту», 1890
«Казаки в степи (Сторожа Запорожских вольностей)», 1890
«Казачья левада», 1893
«Окраины Полтавы», 1893
«Свидание», 1894
«Зима», 1897
«Хорунжий», 1899
Задунайский запорожец», 1900
«Кобзарь-слепец с мальчиком-поводырем», 1900
«Писарь военный», 1900
«Полковник левобережного реестрового полка в кунтуше», 1900
«Пушкарь времен гетмана Ивана Мазепы», 1900
«Тип запорожца», 1900
«Вечерняя тишина», 1901
«Чумацкий Ромодановский шлях», 1902
«Казак в степи. Тревожные знаки», около 1905
«Первый снег», 1900-е
«Ранней весной», 1900-е
«Село над речкой», 1900-е
«Утро на Донце», 1900-е
«Украинская церковь», начало ХХ века
«Дупелиное болото», начало ХХ века
«Волы у брода», 1910-е
«Дума о трех братьях», 1910-е
«Закат. Над прудом», 1910-е
«Ловят снегирей», 1910-е
«Весенний день на Украине»
«Закат»
«Казачий двор»
«Мельницы»
«На охоте»
«Околица»
«Первая борозда»
«Плотина Квитки-Основьяненко»
«Подарок»
«Сельская улица»
«Украинский пейзаж»
«Хаты в Криворивне. Восточная Галиция»
Источник - marunnet.com
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]