Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром
12.06.2018 1 311 0 0 varandej

Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром

---
0
В закладки
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Словосочетание "Новый Шёлковый путь" в последнее время на слуху. Иногда ещё добавляют "... в обход России", то ли не зная, то ли сознательно умалчивая, что через Каспийское море не предвидится моста. Железнодорожная магистраль между Европой и Восточной Азией, двумя экономическими центрами мира - идея столь очевидная, что даже не укладывается в голове, как это её не было раньше. Ключевой страной Нового Шёлкового пути стал раскинувшийся в сердце Евразии Казахстан, а ключевым звеном - проложенная в 2012-15 годах через безлюдные степи 1000-километровая линия Жезказган-Бейнеу, крупнейшая из построенных в постсоветских странах "с нуля". В Жезказган, эту Космической гавань у медных рудников, я уже приезжал 6 лет назад с востока, ну а теперь приедем сюда с запада прямо через Байконур.

Как-то, ещё в прошлом году, изучая расписания поездов по Казахстану, я вдруг увидел незнакомый прежде маршрут "Кызылорда-Жезказган". Надо заметить, железнодорожные расписания в Средней Азии меняются довольно часто, и в отличие от России, как правило в сторону расширения, но здесь что-то подсказывало - ОНО! Открыв маршрут поезда, я понял, что он идёт из Кызылорды старой Ташкентской магистралью на запад, через Джусалы, Тюратам, Казалинск, через Аральское море и Саксаульск, где вновь поворачивает на восток. О великой железнодорожной стройке в самом Сердце Степи я к тому времени уже знал, и понял, что это означает её завершённость - ведь раньше свернуть в Саксаульской было попросту некуда. И вот год спустя знойным вечером я прохаживался по шумному и людному перрону крупной станции в маленьком городке, где из ларьков под гордым вывесками "Сырдарья" и "Нева" крепко тянуло копчёной рыбой. Из темноты показался поезд непривычного в Казахстане густо-зелёного, как на старых добрых советских железных дорогах, цвета. Я поднялся в новенький полупустой вагон и, расположившись в своём купе, почти сразу уснул. А проснувшись, увидел за окном столь хорошо знакомый по Казахстанским железным дорогам пейзаж Великого Ничто:

2.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Не вполне очевидно, что активнее всего железные дороги в бывшем СССР строит именно небогатая Средняя Азия: в Туркменистане протяжённость железных дорог с 1991 года увеличилась вдвое, а в Узбекистане и в Таджикистане я в 2016 году показывал новые линии через горы, построенные в обход неудобных границ. Казахстан же здесь стоит особняком - его новые стальные магистрали тянутся сквозь самые глубинные земли страны, и чужие границы не обходят, а наоборот - соединяют. "Казахстан - крупнейшая страна без выхода к морю, но наши моря - Китай и Россия", заметил как-то один здешний премьер-министр. В итоге получилось примерно вот так: новая магистраль на этой карте обозначена фиолетовым пунктиром, и когда составлялась эта карта - ещё только строилась: названия большинства станций не совпадают с современными.

3.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


При всей красоте идеи, целесообразность великой магистрали из Тихоокеанской половины Евразии в Атлантическую долгое время вызывала сомнения. Грузоподъёмность океанского контейнеровоза стоит нескольких товарняков, а порты одной только Шанхайской агломерации в год переваливают под два миллиарда (!) тонн грузов. Железные дороги, даже работая исключительно на транзит, смогли бы покрыть дай бог несколько процентов товарооборота между Восточной Азией и Европой. Но есть у поезда перед ползущим через Суэцкий канал судном одно преимущество - скорость: 10-15 дней ожидания против полутора-двух месяцев. В принципе, случаев, когда новый станок, автомобиль или моток ткани какому-нибудь немцу понадобятся СРОЧНО, не так уж и много - но на загрузку этих нескольких процентов трафика вполне хватит. Старый и проверенный Транссиб ещё с советских времён активно возит грузы из Японии и Кореи, а вот из Китая куда прямее оказался путь через Казахстан, где-то на его прострах разделяющийся надвое - через Россию к Европе и через Иран на Ближний Восток. Гипотетический "путь в обход России", которым пару лет назад посылала поезд Украина - пока лишь спектакль для ясноглазой алматинской молодёжи, если та после смерти Назарбаева захочет продать свою страну океанскому гегемону за цветные бусы: паромная переправа сводит на нет все преимущества поезда, а железные дороги Азербайджана, Грузии, Турции и Балкан на огромные китайские грузопотоки мягко говоря не рассчитаны. Поэтому Новый Шёлковый путь - никак не "в обход России", на его европейском направлении мы с Казахстаном звенья одной цепи. Железнодорожную сеть Казахстана чуть спрямили двумя участками: Жетыген-Хоргос (293 километра, фактически Джаркент - АлмаАта вместо более северного хода через Джунгарские ворота) на востоке и Саксаульская-Бейнеу на западе, который продолжает линия в Иран через Новый Узень и Туркмению. На первом дневных поездов в принципе нет, зато второй расписание позволяет осмотреть при свете дня хотя бы частично. Проложенная в 2012-15 голах магистраль через Сердце Степи тянется на 1036 километров, и состоит из трёх частей: Бейнеу-Шалкар (496 километров), Саксаульская-Жезказган (517 километров) и старого участка Ташкентской магистрали между ними. По первому теперь ходит поезд Алма-Ата - Мангышлак, а по второму - тот самый Кызылорда-Жезказган. И хотя осмотрел я из всей этой 1000 километров дай бог если пару сотен - на самом деле перегон между любой парой станций даст о Новом Шёлковом пути Казахстана практически исчерпывающее впечатление:

4.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Если древний Шёлковый путь был неспешен и давал жизнь огромным городам типа Бухары или Самарканда, то на Новом Шёлковом пути поезда не чета верблюжьем караванам - ходят быстро и деловито, один за другим по однопутке, встречаясь лишь у разъездов. У железнодорожного Казахстана есть чрезвычайно узнаваемое лицо - увековеченные Чингизом Айтматовым Буранные полустанки, представляющие собой обычно вокзал и несколько домиков, сиротливо стоящих посреди необозримого пространства. Новый Шёлковый путь - это Путь Буранных полустанков:

5.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Набор построек от станции к станции и от разъезду к разъезду стандартный, а проекты их абсолютно типовые. Даже сортиры с вентиляционными трубами - те одинаковы:

6.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


"Разъезды" от "станций" отличает исключительно наличие вокзала, хотя и не совсем понятно, для кого он тут и в принципе в чём разница - населённых пунктов, сколько хватает глаз, ни с разъездов не видать, ни со станций, а стоянки - одинаковые 1-3 минуты. Думается, ездят с этих станций в основном сами путейцы, когда кончается их вахта:

7.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Да изредка жители зимовок, своим видом пробуждающих в памяти старый Канзас эпохи "Пыльного котла" и безработных окки:

8.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Степь кругом однообразна даже по меркам всех прочих степей, и кроме зимовок да станций её оживляют разве что редкие стада драных верблюдов:

9.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


И кладбища вдали от аулов, на кочёвках предков:

10.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Ну, может ещё солончак или озерцо порой блеснут на солнце:

11.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Большую часть пути железную дорогу сопровождает перемётная изгородь. Зимы здесь малоснежные, но злые степные ветра тащат по растрескавшейся глине позёмку, и уткнувшись в препятствие, она очень быстро превращается в высокий сугроб. Здесь изгороди особенно капитальны - а значит, и ветра особенно злы:

11а.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


А вот для чего столбам хелицеры - не знаю, возможно по степям бродит очень большая сольпуга:

12а.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


От Саксаульской до Жезказгана поезд идёт 10,5 часов, и ночью я проспал станции Карашеген и Абай да пяток разъездов. Рано утром я фотографировал сквозь пыльное стекло станцию Промежуточная, ещё не зная, что она точно такая же, как Косколь, Коктал, Байконур или Карсакпай. Единственная на все полтысячи километров станция, которая действительно станция, а не разъезд с именем собственным и вокзалом - это Косколь, потому что на ней есть депо:

12.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


У горизонта заметен аул:

13.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


А поезд стоит целых 15 минут, в которые можно разве что размять ноги да покурить - на станции нет и самого захудалого магазинчика, а до села всё равно не сбегать. Обратите внимание на надпись - практически по всему бывшему СССР язык железных дорог по-прежнему русский:

14.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Вот так здешние вокзалы выглядят с обратной стороны:

15.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


А так - внутри. Крошечный зал ожидания занимает от силы треть постройки, и вход в него только один - с перрона. В расписании - 4 строчки, но пока это явное излишество, хотя может быть позже здесь пойдёт ещё какой-нибудь поезд, например Астана-Мангышлак.

16.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Между тем, Косколь стоит на незримой границе, за которой степь начинает меняться, простор её идёт холмами, а трава становится выше и сочнее. Это граница Младшего и Среднего жузов, то есть Среднеазиатского Казахстана и Казахстаном Сибирским. На смену лоскуткам-пустыням Южного Казахстана приходит Сары-Арка, или Казахский Мелкосопочник - степная возвышенность в верховьях иртышских притоков. Здесь даже воздух становится иным - более синим и влажным:

17.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


В лужицах степных ручьёв, на которых ветер успевает разогнать почти морскую рябь - журавли:

18.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Смотреть в окно становится интересно:

19.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Очередной некрополь намекает, что рядом населённый пункт:

20.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


И в общем хоть и предупреждали меня, что Байконур, о посещении которого я мечтал столько лет, меня разочарует - я не ожидал, что НАСТОЛЬКО!

21.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Да-да, вот этот утлый аул и есть Байконур! Не верите - вот вам въездной знак, даже с ракетой на стеле:

22.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


И вот сюда, стало быть, поезд из Москвы должен привозить контейнеры с разобранным космическим кораблём, который понурые киргизы-гастрбайтеры вываливают на землю да сколачивают кувалдой. Космонавты, видимо, прилетают вертолётом, ещё в Жезказгане надев скафандры, и быстро да сердито занимают свои места. Те же киргизы посредствам ручной лебёдки вертикализуют ракету на ровном месте, и кажется чудом, что она хоть иногда не падает в итоге в Тихий океан. В общем, нечего делать на Байконуре!

23.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


На самом деле ветераны космодрома не случайно называют его Тюратам, а город рядом с ним - Ленинск. "Космодром Байконур" фигурировал в советских публикациях для конспирации, и с тем же успехом его могли назвать Гогланд, Варандей, Эгвекинот или Китай-город. Есть легенда, что рядом с аулом Байконур в 1950-х годах стоял даже муляж космодрома для вражеских самолётов разведки (спутников разведки тогда, слава Богу, не было), но местные (а я ехал с мужиком, у которого тут друг живёт) об этом ничего не слышали. Другая легенда гласит, что как-то в середине 19 века одного московского мещанина отправили на Байконур в ссылку за вольнодумские разговоры о полётах на Луну. Это легенда уже в чистом виде: в крайнем случае сюда за такие разговорчики в полку могли отправить офицера, да только появился этот Байконур лишь накануне Первой Мировой войны, и при каких обстоятельствах - я расскажу чуть позже. Ну а когда с Тюратама взлетели Первый спутник, ставший великим вызовом для американцев, или несчастная Лайка, по которой в едином порыве скорбел весь Западный мир, и наконец Гагарин, которому даже самые заклятые враги аплодировали, конспиративное название "Байконур" приросло к космодрому окончательно и со временем сделалось официальным. Так что, друзья, если поедете вдруг на Байконур поездом - помните, что билет надо брать до станции Тюратам, в то время как у станции Байконур космодрома НЕТ!

24.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Между тем, вдали вырисовываются горы. Это Улутау (1133м), один из многих "островов" Сары-Арки, бывший своеобразной "столицей" казахских кочевий - сюда, к границе трёх жузов, степняки порой съезжались держать курултай. Поговаривают даже, что Астану Назарбаев поначалу хотел строить именно в Жезказгане, но подвела транспортная труднодоступность и дефицит воды. Впрочем, самого Улутау я не видел ни в прошлый приезд, ни в этот - лишь его отроги, придающие этой степи живописность.

25.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Да речки, в которые превращаются ветра, спотыкаясь о вершины гор:

26.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Между тем, помимо железной дороги и тянущейся по левую руку автомобильной грунтовки с бетонными мостами через речки, по правую руку поялвяется и ещё кое-что - длинный вал, в котором сложно не признать железнодорожную насыпь. Цивилизация в Сердце Степи пришла в 1909-17 годах в лице англичан, решивших построить близ Улутау медеплавильный завод... не на пустом месте: медь здесь добывали столько же, сколько она в принципе была известна людям, в 1771 году русские геологи вновь открыли её залежи по древним "чудским копям", а в 1840-50-х тщетно пытались разрабатывать уральские купцы. Но лишь в 1906 году железная дорога прошла хотя бы в нескольких сотнях километров отсюда, и в 1914 году англичане под руководством инженера Уэста выгрузили на станции Джусалы оборудование будущего завода да повезли его в степную глухомань. По "перекидной дороге" - узкоколейке длиной 13 километров, которую собирали перед паровозом, прогоняли состав, разбирали и вновь складывали дальше по курсу. 400-километровый путь занял у них три года, а в это же самое время в пункте назначения строились цеха и плотины. На Байконуре англичане добывали уголь, и соорудили даже постоянную узкоколейку в Жезказган... из "не того" Байконура в "не тот" Жезказган - в 30 километрах от построенного в 1940-50-х города Жезказгана есть ещё и посёлок Жезказган, основанный в 1907 году.

27.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


А посредине между посёлком Жезкаган и аулом Байконур стоит Карсакпай - небольшой ПГТ (6 тыс. жителей) в тени двух высоких труб:

28.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Классический по сути дела город-завод, как где-нибудь на Урале - с плотиной, цехами в низине, заводоуправлением и домом начальника на холме, но только не среди лесистых сопок, а в страшной выжженной степи. Я был здесь в 2012 году, и тогда же рассказывал о Карсакпае подробнее.

29.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


И руины завода, распавшегося в постсоветское время, нависают над посёлком ханской цитаделью:

30.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Это и есть тот самый завод, который англичане запустили в октябре 1917 года, а пару месяцев спустя покинули. Позже в Карсакпае работал молодой геолог Каныш Сатпаев, обнаруживший, что здешнее медное месторождение - крупнейшее в мире и известных в 1920-30-е годы. Центр месторождения оказался чуть восточнее, и там вырос Жезказган, а Карсакпай остался на периферии промышленного района. Фактически, при Советах его маленький и устаревший завод поддерживали искусственно, и распад СССР не оставил предприятию шансов. Зато осталась плотина с прудом, благодаря которому посёлок не испытывает дефицита воды.

31.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Над заводом, под голубым куполом - мавзолей его первого директора:

32.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


А ближе к заводу в низинке сохранился дореволюционный Английский мост, оставшийся от узкоколейки - его я тоже показывал в старом посте. Там были слова "железной дороги широкой колеи в Карсакпае не было ни тогда, ни сейчас", но вот прошли считанные годы - и она есть! Поезд делает не обозначенную в расписании пятиминутную стоянку у ведущей в город автодороги и затем на минутку притормаживает у станции Карсакпай, весь набор зданий которой от вокзала до туалета я видел в тот день по пятому разу:

33.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Поезд продолжает путь. И где-то вдали, подобном миражам, в мареве появляются силуэты шахт и отвалов:

34а.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Ведь слово "Жезказган" так и переводится на русский - "Там, где копают медь":

34б.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Самая крупная река на Новом Шёлковом пути, даже с мостом из пары пролётов - Жездинка. Где-то дальше на ней стоит Жезды - ещё один маленький посёлок, основанный в 1942 году для добычи марганца вместо потерянного Никополя. Открыл здешнее месторождение всё тот же Сатпаев, строили рудник заключённые, но за 5 недель СССР наладил добычу незаменимого металла на новом месте. Главная достопримечательность Жездов - неожиданный в этой глуши Музей горного и плавильного дела, который создал в советское время местный чиновник-энтузиаст Макен Торегельдин. Там есть реплики древних печей, горнорудное оборудование времён не столь давних и даже тот самый паровоз, на котором сюда приехали англичане. О Жездах я также рассказывал в 2012-м.

35.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


С другой стороны тем временем показался Жезказган - небольшой (98 тыс. жителей), но вполне самодостаточный город в тени двух высоких труб. Левая принадлежит ТЭЦ, правая - медному заводу, и мимо них в город приходит советская железная дорога из Караганды. В 2012 году Жез запомнился мне витриной индустриальных глубинок Казахстана, сейчас же местные жители полны пессимизма - хоть и считалось здешнее месторождение 80 лет назад крупнейшим в мире, а теперь близко к исчерпанию. И весьма вероятно, что лет через 20 из города рудокопов Жезказган превратится в город железнодорожников:

36.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


На въезде - станция космической связи "Орбита", утратившая антенну и превращённая в чью-то ферму. Вторая ипостась Жезказгана - это Космическая гавань, ведь именно эти степи традиционно были основным местом приземления советских космонавтов. Да и не только советских: так, 3 июня 2018 года, когда я был на "большом" Байконуре, Александр
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана
alien3 в составе экспедиции "Найти упавшую звезду!" встречал здесь экипаж "Союза МС-07" во главе с Антоном Шкаплеровым. Впрочем, всё равно за десятки километров от города...

37.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Формально дела Жезказган не был тупиковой станцией - дальше на запад с советских времён расходился целый куст веток к рудникам и карьерам. Новый Шёлковый путь не использует промышленные ветки, и сближается с ними лишь около станции. Сущности старых железных дорог Жезказгана хорошо видна по карьерным локомотивам, снующим туда-сюда прямо в черте города:

38.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Однако для пассажирских поездов станция Жезказган в мой прошлый приезд была тупиковой, а теперь стала транзитной, и несколько вагонов кызылординского поезда после перецепки продолжат путь на Астану. В Узбекистане по такому случаю ещё и старый вокзал бы снесли да построили на его месте новый попафоснее, в Казахстане же ограничились сайдингом:

39.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


О самом Жезказгане я также подробнее рассказывал в 2012 году. Изначально я думал, что поеду отсюда в Астану и ещё немного погуляю по Казахстану, да в итоге понял, что не хочу, и решил тем же поездом ехать обратно. В Жезказгане он стоит чуть больше 2 часов, и сев на ПАЗик, я поехал в центр.

40.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Жезказган не очень-то изменился, разве что пара новых памятников появилась:

41.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Да вот эта вот пошлая мода дошла теперь и сюда:

42.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Но ракета и труба, две ипостаси Жеза, стоят на своих местах:

42а.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Во дворах у центра я нашёл ещё пару памятников - афганцам да чернобыльцам с трубой АЭС, подлинник которой давно разобрали при строительстве нового саркофага:

43.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Во дворах встретилось несколько колоритных деталей:

43а.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Напротив стела Первостроителей объявился батыр Кетбука, о котором яндекс ничего не знает. Но кем бы он ни был, он здесь на своём месте - ведь Жезказган стоит в Сердце Степи, и не так уж далеко от него расположилась целая россыпь древних мавзолеев, в одном из которых покоится Джучи - отец Батыя и старший сын Чингисхана. Где-то здесь консолидировался в 13-14 веках народ, ещё пару столетий спустя ставший казахами:

44.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


На бульваре за спиной Кетбуки ещё цела деревянная баба Яга:

44а.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


А сам бульвар - не просто бульвар, а целая Аллея Космонавтов:

45.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Живой, в прямом смысле слова живой, памятник космической гавани - эти сосны, которые сажали космонавты, возвращаясь на Землю. Думаю, посадить дерево после длительного пребывания в невесомости им было не так-то просто... но ведь и снится им не рокот космодрома.

46.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Стенды с детскими рисунками за 6 лет основательно выцвели:

47.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Но не забыта в них даже "Энергия" с "Бураном":

48.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


И казахский космонавт, которому пророчат высадку на Марсе. А что? Казах там будет чувствовать себя практически как дома.

48а.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


В конце бульвара - памятник Гагарину, который "Видит Землю!":

49.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


И побывав парой дней ранее на запуске ракеты, в Жезказгане я чувствовал своим долгом пройтись по бульвару Космонавтов. На посадку космонавтов тоже ездит и пресса, и туристы, но всё это гораздо сложнее и дороже, и потому вряд ли я когда-нибудь увижу, как из ниоткуда в ледяной синеве неба возникает одинокий парашют, и в поднявшей степную пыль обугленной бочке, пахнущей свежей электросваркой, оказываются вдруг живые люди с белых скафандрах.

50.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


"Гарыш" - это по-казахски "космос". Гарышке - соотвественно, космонавт, ну а "лер" - суффикс множественного числа. Конструируя язык независимой нации, казахи как можно больше слов старались сделать "национальными" - например, слово "углеводы" в узбекском и киргизскому будет "углеводлар", в азербайджанском и турецком "карбогидратлар", а в казахском - "кемирсулар", где "кемир" - уголь, а "су" - вода. Латиницы же, на которую казахский язык пафосно перешёл в прошлом году, за все две недели поездки я так нигде и не обнаружил. Байконур завершил мой цикл путешествий по Казахстану, и "мой" Казахстан останется таким - с кириллицей, обилием русских лиц и старым Назарбаевым у руля.

51.
Железная дорога Жезказган - Бейнеу, или Как не разочароваться Байконуром Байконур, через, Жезказган, станции, здесь, километров, стоит, Казахстана, поезд, дороги, советских, который, время, только, Новый, станций, Шёлковый, поезда, Казахстан, Жезказгана


Помимо знакомых Жезказгана и Актюбинска в этот приезд я осмотрел городок Казалинск и последний сегмент Ташкентской магистрали от Саксаульской до Оренбурга, который в прошлые разы проезжал по ночам. О них напишу как-нибудь позже, в июле-августе или даже осенью, потому что главной целью этого путешествия, и сверхцелью всех моих поездок в последние полгода был Байконур. Но прежде, чем рассказать в 4-6 частях о городе, космодроме и запуске, закончу с кое-какими долгами космических достопримечательностей Москвы и Подмосковья.

БАЙКОНУР-2018
Моя космическая программа. Оглавление цикла.
Ракеты и люди. Оглавление серии.
Байконур. Город.
Байконур. Музеи.
Байконур. Космодром.
Байконур. Запуск.
Казалинск старый и новый
Железные дороги Казахстана. Новый Шёлковый путь Саксаульская-Жезказган.
Железные дороги Казахстана. Ташкентская магистраль Саксаульская-Оренбург.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]