Героизм с печальным финалом. История последнего боя советской подлодки Щ-408
18.05.2018 473 0 0 valerongrach

Героизм с печальным финалом. История последнего боя советской подлодки Щ-408

---
0
В закладки
Героизм с печальным финалом. История последнего боя советской подлодки Щ-408 после, немцев, воздуха, прорыва, цистерны, видимости, немецкие, которые, корабли, место, командир, попытки, подлодка, почти, глубинных, орудия, подлодки, Кроме, повреждения, лодки


История последнего похода и гибели подлодки Щ-408 стала одной из самых драматично-героических в истории операций Балтфлота в годы Великой Отечественной войны. Она погибла в мае 1943 года во время попытки прорыва на оперативный простор после боя с немецкими быстроходными баржами. Причем в деталях судьба подлодки стала известна только в мае 2016 года, после того, как она была обнаружена поисковой экспедицией «Разведывательно-водолазной команды». До этого момента была непонятна точная причина гибели лодки, а также установлено, почему она не находится на дне в тех координатах, которые указали финны после ее затопления.

Когда началась навигация 1943 года, выяснилось, что немцы даром времени не теряли. Финский залив был перегорожен противолодочной сетью с диаметром ячеек 1 метр. Кроме того, было поставлено множество минных полей. В результате выход на оперативный простор в Балтику стал для советских подлодок почти невозможным. Но перерезать снабжение Германии железной рудой из Скандинавии было очень важно, поэтому было принято решение попытаться прорвать заградительные рубежи пятью подлодками.

Сначала в поход ушла Щ-303, но она столкнулась с мощным противодействием немцев и израсходовав все запасы, ее командир принял решение возвращаться. Так как из-за постоянной борьбы с противолодочными силами немцев, он не выходил на связь, лодку посчитали погибшей и в поход пошла Щ-408, которой командовал Павел Кузьмин.

Щ-408 смогла пройти первую линию противолодочных заграждений, но потом из-за утечки масла или топлива ее заметили с финского самолета, а кроме того получилось так, что курсы возвращавшейся Щ-303 и шедшей вперед Щ-408 почти пересеклись около острова Вайндло. На хвосте у Щ-303 сидели противолодочные корабли немцев. В результате три быстроходные баржи начали преследовать Щ-408.

Преследование привело к тому, что на лодке заканчивался запас батарей и воздуха. В 2:50 ночи 22 мая 1943 года «Щука» всплыла в прямой видимости немецких кораблей и начала с ними артиллерийский бой. По отчетам немцев они попали в носовую часть лодки и около кормового орудия, причем после того, как он попали в район кормового орудия и его прислуга попадала, на место погибших встали другие матросы и продолжили бой, добившись попадания в немецкие корабли.

Командир Щ-408 Кузьмин, после подъема на поверхность, передал в штаб радиограмму:

«Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место – Вайндло».

Но авиация на помощь не пришла, согласно отчетам, не смогла пробиться. А подлодка после десятиминутного жестокого боя, по сообщениям немцев погрузилась кормовой частью вниз.

Героизм с печальным финалом. История последнего боя советской подлодки Щ-408 после, немцев, воздуха, прорыва, цистерны, видимости, немецкие, которые, корабли, место, командир, попытки, подлодка, почти, глубинных, орудия, подлодки, Кроме, повреждения, лодки


Дальше немецкие быстроходные баржи сменили два финских противолодочных корабля, которые обработали место погружения большим количеством глубинных бомб. В 04:50 на поверхности воды появился большой пузырь воздуха и обломки. Щ-408 погибла, советское командование спасти гибнущую практически в прямой видимости лодку не смогло.

Далее были предприняты еще три попытки прорыва подлодками С-9, С-12 и Щ-406. Все подложки погибли с экипажами, найдены в 2013 и 2017 году. После этого попытки прорыва заграждения в Финском заливе в навигацию 1943 года были прекращены.

В 2016 году Щ-408 нашли на глубине 72 метра. Лодка лежит на дне почти на ровном киле, с приподнятой кормой, оба орудия находятся в боевом положении, развернуты на левый борт, где как раз находились немецкие корабли. Командирский перископ остался в поднятом состоянии, рубочный и аварийные люки закрыты, в рубке лежит ППШ. Повреждений от обстрела немного, есть попадания в рубку, в том месте, где должен был находиться командир. Также заметны повреждения от глубинных бомб.

Судя по обнаруженному водолазами, командир подлодки погиб во время ночного боя, об этом говорит отверстие от снаряда и оставленный ППШ.

Героизм с печальным финалом. История последнего боя советской подлодки Щ-408 после, немцев, воздуха, прорыва, цистерны, видимости, немецкие, которые, корабли, место, командир, попытки, подлодка, почти, глубинных, орудия, подлодки, Кроме, повреждения, лодки


Кроме того, судя по всему подлодка не получила критических повреждений от обстрела и глубинных бомб. Более того экипаж, по всей видимости, пытался всплыть, так как кормовые цистерны продуты, а корма приподнята, хотя по описанию немцев, подлодка пошла на погружение кормой вниз. Но носовые цистерны, скорее всего, были повреждены в ходе боя, поэтому запасов сжатого воздуха и плавучести для подъема на поверхность не хватило. А те пузыри, которые видели финны, скорее всего, были попыткой продуть носовые цистерны и всплыть. Но воздуха не хватило.

#оружиепобеды
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]