Хорошо ли быть учителем: версия педагогов
21.03.2018 408 0 0 davydov-index

Хорошо ли быть учителем: версия педагогов

---
0
В закладки
В РАНХиГС выяснили мнения учителей об удовлетворенности работой и зарплатой.

Хорошо ли быть учителем: версия педагогов учителей, учителя, зарплата, педагогов, устраивает, школы, может, работы, образования, педагогического, заработной, которые, очень, также, вопрос, преподавателей, зарплаты, рублей, статус, состава


Об этом говорится в аналитическом обзоре "Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе — взгляд учителей", подготовленном Центром экономики непрерывного образования Института прикладных исследований РАНХиГС. Согласно его данным, в 2017 году больше 40% педагогов говорили, что их так или иначе устраивает их зарплата. За год их число увеличилось на 7 п.п. При этом большая часть учителей по-прежнему своими доходами недовольны: "скорее не устраивает" зарплата 33,7% учителей, "совершенно не устраивает" — 25,4%.

Как пишет РБК, больше всего заработной платой удовлетворены учителя в небольших городах — таких среди них почти 42%. Чуть меньше довольны педагоги в региональных столицах (41%), а менее всего — преподаватели в селах (40%).

В Минобрнауки уточнили, что в 2017 году средняя зарплата педагогического состава увеличилась до 34,9 тыс. рублей против 33,3 тыс. рублей, зафиксированных в 2016 году. При этом по итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, еще в двух зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. рублей.

Напомним, согласно "майским указам" Владимира Путина уже с 2012 года зарплата учителей должна была равняться средней по региону и не опускаться ниже этой планки. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников должны были бы составлять 200% от средней по региону.

Большинство учителей отметили, что их устраивает объем учебной (76,5%) и внеучебной (75%) нагрузки. Отрицательно на этот вопрос отвечают лишь 22 – 25% педагогов.

Учителей также попросили оценить, насколько их устраивают отношения с учениками, их родителями, дирекцией школы и коллегами. Больше половины преподавателей устраивает уровень общения со всеми, кроме родителей: 54% довольны общением со своими учениками, 65% — с администрацией, 68,5% — с коллегами. Только 38% учителей сообщили о хороших отношениях с родителями школьников.

Среди факторов, которые могут привлечь молодых специалистов на работу в школу, 37,4% респондентов отметили удобный режим работы, интерес к профессии (35%), а также стабильность занятости (32,1%). Лишь 11% опрошенных полагают, что молодых специалистов может привлечь высокий социальный статус преподавателя. В 2016 году так считали 14,1% учителей, напоминает "Коммерсант".

В то же время, по мнению 23,7% респондентов, в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи. Авторы исследования также не исключают возможности сферы деятельности в ближайшем будущем. Кроме того, растет число учителей, которые в ближайшие годы собираются уйти на пенсию.

Большинство преподавателей подчеркивают, что штатный состав учителей в школе, в которой они работают, практически не обновился: лишь 17,3% всех учителей заметили значительное обновление педагогического состава. Кроме того, 68,2% учителей полагают, что обновление кадрового состава никак не повлияло на уровень педагогического коллектива школы.

Своим видением ситуации в образовании делится доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ, главный редактор научно-методического журнала "Эффективная педагогика" Ольга Заславская: "Увеличение числа педагогов, довольных своей нагрузкой и ее оплатой (т.е. количеством и качеством часов на преподавание, на классное руководство и пр.), на мой взгляд, обозначает, что учителя готовы работать сколько угодно, лишь бы сохранилась та заработная плата, которую они сейчас имеют. Надо понимать: называемые в разных местах "доходы" учителя — это, как правило, зарплата за полторы, две и более ставки (30-36-40 час. против 18 час. ставки учителя). "Хорошие деньги", которые получают учителя за этот каторжный труд — вот что определяет их отношение к сложившейся ситуации. <...>
Статус учителя не может установить никто, кроме самого учителя. Любые переназывания "просто учителя" "старшим учителем", "консультантом всех учителей"никогда еще ни к чему не приводили, если иметь в виду статус педагога в сознании детей, родителей, общества в целом. <...> Статусная зарплата не приведет в школу "педагогические личности", а значит, и не повлияет на улучшение качества образования, хотя может и снять некоторые кадровые проблемы в сельских, муниципальных образовательных организациях. <...> Один из моих учеников как-то резюмировал: учителя бывают двух типов — замученный агрессивный и замученный обреченный. А на вопрос, бывают ли не замученные, последовал отрицательный ответ. Какая зарплата может повысить статус такого педагога?"

Заместитель министра образования Челябинской области, кандидат экономических наук Вадим Бобровский отмечает, что в последние годы происходят изменения и в сфере оплаты труда учителей, и в сфере организации их работы: "Учитель — это профессия призвания. Говорить о том, престижна она или нет, на мой взгляд, не совсем уместно. <...>
Что касается заработной платы педагогов, то "майские указы" дали очень сильный толчок. В системе образования улучшилось качество кадров, произошло омоложение, пришли новые лица. Челябинская область педкадрами обеспечена. Есть недостаток в отдельных специальностях на отдельных территориях, но и здесь вопрос решается."

О причинах низкого престижа профессии учителя размышляет член Общественной палаты Ивановской области, профессор Ивановского государственного университета Елена Язева: "Профессия учителя сегодня, к сожалению, не относится к числу престижных, и это стоит признать. Причины здесь не столько в заработной плате, сколько в организации работы учителя. Педагог — человек очень зависимый, у него огромная нагрузка не только аудиторная, он еще и перегружен отчетами, оформлением бумаг и внеклассной работой. Чтобы получать более-менее приличные деньги в регионе, учитель вынужден брать большое количество часов, классное руководство, заведование кабинетами, проводить факультативы, в том числе и платные. Все это колоссальная нагрузка. Для молодежи такой объем работы не является привлекательным. Учитель очень много тратит себя, и никакие деньги эти расходы не покрывают."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]