Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России
21.03.2018 1 085 0 0 varandej

Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России

---
0
В закладки
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Побывав в космической (Королёв) и вертолётной (Люберцы) столицах России, познакомимся теперь и с авиационной. Жуковский - средний по подмосковным меркам (108 тыс. жителей, а с ближайшими посёлками под 150 тыс.) город в 30км от МКАДа, где даже при храмах, как в прошлой части, можно увидеть самолёт или космический корабль. В той же прошлой части я показывал Быково с его старинной усадьбой, а сейчас речь пойдёт о "собственно Жуковском", его советском Старом городе близ ЦАГИ.

Между Быковом и Старым городом - серые панельные микрорайоны и промышленный посёлок Ильинка. Но через весь город, от мест из прошлой части к местам из следующей части тянется ось улицы Гагарина и Туполевского шоссе. У въезда в Старый город, напротив угла промзоны ЦАГИ - Физтеховский сквер с МиГом-21 на постаменте. В 2012 году, проезжая через Жуковский из Раменского, я порядокм удивился, увидев у него на носу широкий пропеллер: вещать его во время сессии - традиция студентов расположенного по соседству Факультета авиамеханики и летательных аппаратов МФТИ:

2.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Хотя вездесущие в Подмосковье дачи, усадьбы и станции были и тут, всё же история самого Жуковского чудесным образом обходится без них. Да и описывается она одной фразой: основан в 1933-35 годах на месте деревень Новорождественское и Колонец как посёлок Стаханово при переехавшем из Москвы Центральном аэрогидродинамическом институте, и к 1947 году разросся в город Жуковский. Первоначальное название авиастолицы в честь шахтёра можно объяснить разве что конспирацией, а нынешнее... В силу пресловутого русского литературоцентризма у нас более известен поэт Василий Жуковский, но в данном случае речь идёт про жившего сотней лет позже механика Николая Жуковского, который считается основоположников русской авианауки. Изобретение самолёта ему не приписывали, кажется, никогда, но для авиации бородатый Николай Егорович - такая же икона, как Константин Циолковский (см. в Калуге) для космонавтики. И в общем Жуковский - это город, где никогда не знаешь, откуда на тебя выскочит самолёт:

3.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Самые характерные местные детали - это мемориальные доски авиаконструкторам и лётчикам-испытателям и фрагменты самолётов Великой Отечественной, извлечённые из фронтовых болот - вот, на кадре выше например бронеперегородка кабины Ил-2 из Новгородской области. Буйства граффити, как в Королёве, в авиастолице нет, и всё же народ креативит как может:

3а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Да и спланирован город так, что к ЦАГИ ведут все дороги. У длинного унылого фасада - бескрайняя площадь Георгия Свищёва, возглавляшего институт в 1967-89 годах, то есть в лучшее для отечественной авиации время. На другой её стороне - высотка Белого дома (1982) и улицы Жуковского и Фрунзе по разные стороны обширного сквера, которые и образуют центр города.

4.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Романтическая эпоха аэропланов-этажерок и любимых дамами пилотов в белых шарфах не обошла стороной и Российскую империю: первые авиазаводы в Москве ("Дукс") и Риге ("Руссо-Балт") появились ещё до революции. Родиной авиации Россия конечно же не была, но рижский 4-моторный "Илья Муромец" стал самым крупным и тяжёлым самолётом своей эпохи, предтечей авиалайнеров и стратегических бомбардировщиков, а его создатель Игорь Сикорский после революции эмигрировал за океан и оказал огромное влияние на великую авиацию Америки. К началу советской власти в России действовало несколько аэродинамических лабораторий, и Николай Жуковский добился их объединения в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), первоначально располагавшийся в Москве на улице Радио за Курским вокзалом. Мимо его конструктивистского здания я проходил не раз, но кажется, стабильно без фотоаппарата. К 1930-м годам в растущей столице институту стало тесно, и для него подыскали удобное место за городом. Со временем от ЦАГИ отпочковалась буквально вся отечественная авиационная наука: Лётно-исследовательский институт в Жуковском, ЦИАМ и ВИАМ ("авиаматериалов" и "авиамоторов") в Москве, крупнейшие конструкторские бюро, все эти Ту(полёв), Ил(ьюшин), Су(хой) и другие. Дитём московской авиации и петербургской артиллерии стала и космонавтика - из ЦАГИ вышел Мстислав Келдыш, а Сергей Королёв работал под началом Андрея Туполева. Вопреки советской привычке регулярно менять название, ЦАГИ так остался ЦАГИ с момента основания и до наших дней, и ныне служит для авиации примерно тем же, чем королёвский ЦНИИмаш для космонавтики - мозговым центром и модератором отрасли. Ну а состояние этой отрасли в постсоветские времена всем вобщем известно: если в конце 1980-х в ЦАГИ числилось 14,5 тысяч сотрудников (как на большом заводе!), то сейчас его штаты насчитывают тоже немалые, но всё-таки куда как меньшие 4 тысячи человек.  Не знаю, как тут в будние дни, а в субботу парковка перед институтом была пустынна, словно Крайний Север.

5.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Размеры ЦАГовской площадки - примерно 1,5 километра на 800 метров, сравнимо со всем Старым городом, и на фотографиях с возудха видно, как её исполинские корпуса довлеют над жилыми кварталами. Здесь проходят "стендовые испытания" самолётов целиком и по частям, и в большинстве корпусов располагаются разного масштаба аэродинамические трубы: не обязательно гонять ещё "сырой" самолёт в воздухе, рискуя жизнью пилота, если можно гнать воздух с той же силой вдоль его неподвижного планера. Символ ЦАГИ и одна из старейших построек - это Т-105 с кадра выше, построенная ещё в 1938-41 годах вертикальная  аэродинамическая труба, в которой имитируется падение со скоростями от 5 до 35м/с. А вот, чуть дальше - корпус статических испытаний:

6.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Есть тут даже гиперзвуковая труба, работающая за счёт перепада давлений - на срок до 1 минуты она может имитировать скорость до 20 мах (7 км/с). Увидеть корпуса в глубине площадки можно разве что с крыш, да и снаружи они в любом случае обычные бетонные коробки. При ЦАГИ есть ведомственный музей, вроде бы более доступный, чем музеи космических предприятий, но после всех страстей по космическим музеям мне связываться с организацией экскурсии не захотелось. Вплотную к ЦАГИ примыкает НИИП (институт приборостроения), занимающийся разработкой систем управления для авиационного оружия. А у его подножья - Первый дом (1937), прозванный так по номеру на улице Жуковского:

7.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Настоящим Первым домом был Чудильник - деревянный барак, перестроенный из ангара, в котором жила первая партия строителей городка ЦАГИ. Строили они примерно вот что - понимая важность авиации, её разработчиков Советы решили поселить в город будущего, генплан которого создали такие мэтры конструктивизма, как братья Веснины. И конечно же, судьба этого генплана была примерно той же, что и у большинства лучших проектов недолгой эпохи конструктивизма:

7а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Сбербанк напротив Первого дома - вроде бы тех же времён (каланча выдаёт в нём бывшую пожарную часть), но безнадёжно усайдингован:

8.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


А шедевром конструктивизма в Жуковском стал огромный Пятый дом (1937), фасад которого и на заглавном кадре:

9.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Причём более всего в нём впечатляет центральный двор-колодец с необычными входами - на 2 арки в совокупности 8 (!) порталов:

10.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Между которыми - своя жизнь, людям извне наверное не особо понятная:

11.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


А по бокам ещё два открытых двора с характерными круглыми рамами лестничных окон:

12.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


В сквере напротив фасада - Фонарь Жизни, который по идее загорается, когда в Жуковском роддоме случается пополнение. За те несколько минут, что он был в моём поле зрения, жуковчан не прибавилось. Но надо заметить, в отличие от прочего Подмосковья, включая размытый новостройками Королёв, Жуковский производит впечатление города с очень крепким "ядром" коренных жителей и специфическим культурным кодом, в котором самые уважаемые люди так или иначе связаны с авиацией. "Мы - жуковчане" звучит примерно так же гордо, как "мы - петербуржцы".

12а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


По соседству с Пятым домом - Дом учёных ЦАГИ, открытый в 1995 году (мягко говоря не лучшее для учёных время) в бывшем кинотеатре "Родина" (1948).

13.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Хотя война сюда не дошла, и даже не знаю, были ли бомбёжки, а всё же конструктивистский соцгород был уничтожен войной, не родившись. Теперь на месте под те дома-многогранники - промзона, и разве что вот это кафе на параллельной улице слегка напоминает довоенку:

14.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


За дворами - ТЭЦ с красивым корпусом 1950-х годов, увенчанным башней:

15.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


А в конце улицы - завод стройматериалов, основанный видимо как раз для возведения города:

16.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


После войны генплан поменялся, и Жуковский теперь строился не на север от улицы Жуковского, а от улицы Фрунзе на юг, и именно улица Фрунзе теперь в старом городе главная. В её дальней от ЦАГИ части - квартал пятиэтажек и россыпь памятников: стела (1975) собранному жуковчанами бронепоезду "Москвич" (1941), одинокий герб СССР (вот странно, если его Рублём, Копейкой или ещё чем-нибудь в этом роде не кличут)....

17.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


...и ещё один памятник (2014) не вернувшимся с боевого задания - двигатель бомбардировщика Ил-4, сбитого в 1941 году под Калинином (Тверью). А подъезд, у которого он стоит, ведёт в небольшой Музей истории покорения неба:

18.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Главный в России музей авиации с сотнями подлинных летательных аппаратов находится в Монино. В авиастолице-Жуковском 4 авиамузея, но 2 из них ведомственные (в ЦАГИ и ЛИИ), а 2 созданы энтузиастами, и потому невелики. Музей истории покорения неба создавался в 1972-79 годах, как мне было сказано здесь - двумя людьми, но их имён методом гугления я так и не обнаружил. Размером этот музей немногим больше городской квартиры, и состоит из двух залов - общекраеведческого и собственно авиационного.

19.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


И краеведческий зал с прялками да коромыслами тут как-то очень в тему: вот жили себе люди, пахали тяжёлую землю, косили сено на далёких лугах, спали вповалку на печках и полатях, хороводы водили на свадьбах, ели жмых в голодные годы, в церквях служили всенощную на Рождество... а потом научились летать. "Не силой своих мускулов, но силой своего разума", как говорил Жуковский.

19а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Авиационный зал чуть больше, но в общем тоже невелик. У самого входа - бумеранг, первый в мире беспилотный летательный аппарат и образец практической аэродинамики, изобретённый десятки тысяч лет назад (причём, вопреки расхожему мнению - не только в Австралии). Здесь же - крылья холопа Никиты (см. Александров), рисунки монгольфьеров (к счастью, без Крякутного), фотографии первых московских аэродромов и фрагменты старых самолётов.

20.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


По забавным табличкам видно, что основные посетители - дети:

20а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


В целом, хотя работают тут прекрасные люди, экспозиция Музея покорения неба меня не впечатлила - у отца Николая из прошлой части есть более интересные аппараты, а почти всё представленное тут можно увидеть в Музее авиации и космонавтики в Москве. Однако зайти сюда стоит ради ещё одной весьма важной реликвии космоса... которую, впрочем, я приберегу на следующей часть.

21.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Третий зал музея - импровизированный кинотеатр, касса и сувенирная лавка. Одна из "фишек" музея - настоящие авиатренажёры, с которыми, впрочем, я не рискнул даже связываться:

22.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Покинув музей, продолжим прогулку по городу - хоть и не состоялся в Жуковском конструктивизм, а послевоенная архитектура здесь столь же оригинальна. На юг от улицы Фрунзе, от фасада городского Дворца культуры (1958) уходит широкий Бродвей - бульвар улицы Маяковского, с 2017 года отмеченный аллеей памятников "Создателям авиации России":

23.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


А между Бродвей и шумной улицей Чкалова, переходящей в дорогу к ЛИИ, тянутся послевоенные кварталы. Стиль Жуковского довольно узнаваем - силикатный кирпич, украшения из красного кирпича, барочные завитушки с отсылкой к каким-то там итальянским палаццо...

24.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


...но в первую очередь - АРКИ. Старый Жуковский - это реально город арок, которых в нём так много, что можно пройти несколько дворов подряд по прямой:

24а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Как следствие - дворовые фасады тут проработаны не хуже уличных, и в общем даже больше, чем архитектурой, Старый Жуковский впечатляет необычной для России организацией пространства: двор и улица здесь - как поверхность ленты Мёбиуса.

25.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


На прошлых кадрах - 29-й квартал, первый от улицы Фрунзе. Но самый интересный - следующий 30-й квартал, не тронутый борьбой с архитектурными излишествами:

26.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Перспективы арок:

27.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Палаццо-Жуккьо:

28.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


У просторного двора со стороны Бродвея - гостиница "Дружба", причёи именно внутрь квартала глядит её главный фасад:

29.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Со стороны улицы Чкалова - изящные ворота, слово уцелевшие от разрушенной усадьбы:

30.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


На улице Чкалова же двум кварталам противолежит огромная больница с парой поликлиник - ближе к улице Фрунзе городская в здании 1930-х годов:

31.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Ближе к улице Горького - куда более масштабная ведомственная поликлиника ЦАГИ:

32.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


А посредине Покровская церковь (2004-07). Церквей в Жуковском реально много, они тут куда заметнее, чем в большинстве крупных подмосквоных городов: в небо, в небо, в небо, любым доступным способом... Как было у меня в 2015 году на КосмоПасху (выпала она тогда, если кто не помнит, на 12 апреля) - все в храм, а я на самолёт.

33.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Другая сторона 30-го квартала на улице Горького:

34.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


И раскинувшийся напротив квартал №31, жуковчанам известный как Туполевский - хотя документов, это подтверждающих, вроде бы нет, местные старожилы помнят, что эти дома закладывались для сотрудников туполевского КБ. А что оно к тому времени в Москве было - детали, если учесть, что своим рождением город обязан переезду ЦАГИ.

35.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Впрочем, по сравнению с 30-м кварталом Туполевский квартал совсем не впечатляет:

36.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


А самый невзрачный 32-й квартал в конце Бродвея примечателен хотя бы возрастом - это не хрущобы, а честный конструктивизм последних предвоенных лет:

37.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


38.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Как и гимназия №1, едва ли не первое завершённое здание Жуковского (1936) - в технократическом городе жить можно и в бараках-чудильниках, но учиться нужно по высшему классу.

39.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


С другой стороны от школы, между улиц Чаплыгина и Ломоносва - Дворянское гнездо, район советских коттеджей и таунхаусов для начальства и академиков ЦАГИ. Подобные коттеджи я видел, например, в институтской части Дубны, а в Москве ещё покажу особняк Королёва.

40.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


В глубине кварталов - домики поскромнее:

41.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


И даже простые малоэтажки:

42.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Но с краю - целый ряд особняков:

43.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь

Конечно же, богатые дома номенклатуры и красных директоров при Советах строились исправно, но здесь их можно было даже не скрывать - ведь жили в них действительно заслуженные люди, и особняк академика в той системе ценностей совсем не равноценен особняку чиновника или богача. Ну а по нынешним меркам это дача мелкого предпринимателя или дом гастрбайтера в Западной Украине...

43а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Ещё какие-то руины во дворах. Федеративная Советская Республика Италия ядерной зимой...

44.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Ведут все эти улицы Чаплыгина, Ломоносова, Маяковского к стадиону "Метеор", существующему с 1950 года:

45.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Нынешнему зданию, впрочем, несколько лет:

45а.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Но старше него - магазин спорттоваров напротив:

45б.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


По соседству, напротив гимназии - обвновлённый в 2015-м Вечный огонь:

46.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


И в том числе отдельный памятник авиаторам Великой Отечественной - не только военным лётчикам, но и испытателям, и авиации снабжения, и перегонщикам лендлизовских самолётов над Сибирью... Здесь, в Жуковском, совсем не обязательно быть лётчиком или работать в отрасли, чтобы неотъемлемой частью твоего пейзажа были самолёты. Цепочка парков за стадионом и Вечным огнём, - Цаговский лес, ЦПКиО, Треугольник, Лесочек, - отделяет от города Лётно-исследовательский институт имени Громова, где занимаются уже не стендовыми, а практическими испытаниями самолётов. Шум моторов откуда-то с неба здесь привычный фон, и не было в СССР или России такого типа самолётов, который бы не поднимался в воздух хоть раз над Жуковским.

47.
Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России Жуковский, улицы, город, авиации, можно, части, Королёв, Жуковском, улице, Москва, Жуковского, Фрунзе, квартал, самолётов, напротив, России, Москве, примерно, институт, здесь


Про ЛИИ имени Громова и прилегающий посёлок Кратово - в следующей части.

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы. Томилино и завод "Звезда".
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Жуковский и Быково.
Жуковский. Старый город.
Жуковский и Кратово.
Голицыно и парк "Патриот".
Парк "Патриот". Экспозиции.
Москва. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. Центр Хруничева.
Москва. Тушино и "Буран".
Москва. ИКИ и ИМБП.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]