Астрономы обнаружили смещение горячей точки экзопланеты
31.01.2018 451 0 0 kiri2ll

Астрономы обнаружили смещение горячей точки экзопланеты

Горячие Юпитеры являются одним из самых необычных и интригующих классов экзопланет. Так называют газовые гиганты, орбиты которых проходят на расстоянии всего в несколько миллионов км от звезды. Из-за такой близости их атмосферы обычно раскалены до температуры в несколько тысяч градусов и в них протекают химические процессы, которые совершенно невозможно представить ни на одной из планет Солнечной системы. Например, там может снег из оксида титана.

Астрономы обнаружили смещение горячей точки экзопланеты планеты, может, ветра, одной, CoRoT2b, вокруг, своей, всего, Юпитеров, является, больше, планет, Однако, звезды, несколько, горячих, расстоянии, ученые, Теперь, странностью

Но это еще не все. Из-за воздействия приливных сил, подобные планеты постоянно обращены к светилу одной и той же стороной. В результате, дневное полушарие газового гиганта разогрето намного сильнее ночного и на границе между ними дуют ураганные ветра. Как правило, наиболее горячим участком планеты является тот, что расположен ближе всего к звезде. Однако группе канадских астрофизиков удалось найти горячий Юпитер, не вписывающийся в эту последовательность.

Речь идет об экзопланете CoRoT-2b. Она вращается вокруг желтого карлика, расположенного на расстоянии 930 световых лет от Солнца. Радиус планеты превышает радиус Юпитера в 1.4 раза, масса — в 3.3 раза. Этот гигант и раньше привлекал внимание астрономов — своей «раздутостью», а также некоторыми аномалиями в спектре. Теперь же список пополнился еще одной странностью. Проанализировав данные телескопа Spitzer, ученые обнаружили, что горячая точка CoRoT-2b смещена к западу от расчетного положения. Это свидетельствует о том, что ветра в атмосфере планеты движутся в противоположном направлении.

Согласно современным климатическим моделям, ветра, бушующие в экваториальных поясах подобных планет, дуют на восток и иногда вытесняют горячую точку в этом направлении. Это подтверждается и данными наблюдений других горячих Юпитеров. Однако CoRoT-2b является исключением из этого правила.

Пока что ученые предложили три возможных объяснения отклонения:

• Планета может вращаться так медленно, что один оборот вокруг своей оси занимает у нее больше времени, чем полная орбита вокруг звезды. Но такое объяснение порождает еще больше вопросов касательно гравитационного взаимодействия звезд и горячих Юпитеров.
• Сдвиг может объясняться воздействием магнитного поля планеты на ее атмосферу.
• Восточная сторона планеты может быть закрыта облаками, заставляющими ее казаться темнее, чем есть. Но эта гипотеза плохо сходится с современными моделями атмосферной циркуляции на таких планетах.