Как я впервые в жизни купил организованный тур и посетил Палестину
28.11.2017 399 0 0 puerrtto

Как я впервые в жизни купил организованный тур и посетил Палестину

---
0
В закладки
Лет шесть назад, когда я жил в киббуце Рош Ханикра на границе Израиля и Ливана, объездил палестинские территории вдоль и поперек. Добавим к этому армейскую службу, часть которой провел в патрулях на Западном берегу и в районе Газы, то вполне могу себя считать опытным "палестинским туристом". Соскучился по тем временам! Но надо понимать, что путешествия по Палестине сопряжены со сложной логистикой, большими временными затратами. Находясь в Израиле в качестве гостя при ограниченном времени и завалом с работой, мне было сложно заставить себя рвануть к палестинским соседям. Случай представился буквально на днях. Как уже писал, сейчас нахожусь в Иерусалиме в довольно прикольном хостеле Abraham, причем хостел сам организует десятки необычных туров и экскурсий как по Израилю и Палестине, так и в Египет и Иорданию,см. Abraham Tours. Среди прочего, у них штук восемь разнообразных экскурсий по палестинским территориям, из чего я выбрал вот этот -



Выбрал "Best of the West Bank", поскольку выезд как раз приходился на время моего пребывания в Иерусалиме. Тур предполагает посещение главных палестинских городов: Рамалла, Вифлеем, Иерихон и ряд интересных точек по пути.



На ресепшене хостела меня сразу предупредили, что туры по палестинским территориям не ориентированы на граждан Израиля, поскольку вот уже 10 лет действует запрет со стороны самого же Израиля по поводу визитов израильтян в те края. Власти палестинской автономии к этим ограничениям не имеют никакого отношения и наоборот приветствуют израильтян, поскольку в былые времена жители Тель-Авива или Иерусалима регулярно закупались у палестинцев продуктами и товарами, оставляя там миллионы шекелей. Нынешние запреты объясняются якобы заботой о безопасности сограждан. Приводятся в пример несколько инцидентов, имевших место несколько лет назад, когда палестинские радикалы нападали на израильтян. Все это имело место, никто не спорит, только не стоит упускать из вида два фактора, во-первых это было довольно давно, а во-вторых отдельные теракты случались и в самом Израиле. Так, или иначе, но с формальной точки зрения израильтяне рискуют нарваться на серьезные неприятности (вплоть до уголовного дела), если израильская же полиция каким-нибудь образом задержит израильтянина на "горячем".

Подчеркну, что все вышесказанное ни в коей мере не касается иностранных гостей и туристов. Единственное, что следует иметь в виду туристу, посещающему Палестину, так это не потерять миграционную карточку, полученную в аэропорту по прилете в Израиль. Ее могут спросить на КПП при въезде, или выезде из Палестины. Также, рекомендую почитать мою статью о том, как добраться до палестинских территорий и как по ним путешествовать, см. Практический путеводитель по Палестине.

Чтобы не создавать головную боль ребятам и самому себе, я просто взял с собой российский паспорт. На моей памяти, на армейских блок-постах на границе с палестинскими территориями не стояли компьютеры, связанные общей базой данных с пограничной службой. Солдаты просто проверяют документы, чтобы убедиться, что вы не палестинец, пытающийся незаконно пробраться в Израиль. Туристы их вообще очень мало интересуют. Нарываться, тем не менее, не стоит и соблюсти некоторые формальности (иметь при себе миграционную карточку) настоятельно рекомендуется.



Ровно в 7:30 утра, вскоре после завтрака, быстрая перекличка, буквально пять минут ожидания пары немецких девушек задержавшихся на завтраке и в путь.



Тут стоит добавить интересную деталь. Я то ожидал от организуемого израильтянами тура некоей политической подоплеки, ну, например стали бы рассказывать насчет священных прав еврейского народа на земли, дарованные Богом и типа у арабов и так 22 государства, пусть туда и проваливают. Большинство израильских туристических гидов будут рассказывать именно это. Здесь все было не так. Наоборот, нашим гидом был палестинец из Вифлеема, которые с первых же слов дал понять, что он и его народ настрадались достаточно от затянувшегося на 70 лет конфликта евреев и арабов. Он поведал, каких трудов ему стоило получить разрешение для посещения Израиля, хотя вся его семья столетиями живет в Иерусалиме. Рассказал о многочасовых задержках на блок-постах, про сложности выехать за пределы региона, про израильские поселения построенные на их земле.

Вы знаете, по очень многим вопросам я бы возразил палестинскому гиду. Ничуть не оспаривая его познания в истории и археологии, он явно передергивал факты касательно арабо-израильского конфликта, причем мне ничего не стоило поймать его на подтасовках. Но зачем? Как мне позже обьяснили сами же создатели хостела, которые эти туры организуют, туристы сами имеют голову на плечах и не надо пытаться навязывать им нашу позицию. Наоборот, мультикультурализм и демократия подразумевают возможность сравнивать и давать собственную оценку увиденному. Весьма достойный подход!

Между тем, мы двигаемся на север и вскоре после выезда из Иерусалима пересекаем границу в Палестину. Помните, выше мы говорили про запреты касательно посещения этих мест израильтянами? Именно это имел в виду -



Рамалла это негласная столица Палестины. Почему негласная? Да просто палестинцы этот город никогда не считали столицей, поскольку столица для них это Иерусалим, контролируемый Израилем. Тем не менее, именно тут расположены все официальные учреждения палестинской администрации и зарубежные дипломатические миссии. В городе проживают чуть более 40 тысяч человек и положа руку на сердце, особых достопримечательностей здесь нет. Но это именно то место, где сильнее всего ощущается зарождающаяся палестинская государственность -





По большому счету, если не знать, что мы в Рамалле, то можно подумать, что мы приехали в иорданский Амман -











Традиционная арабская шоварма в пите стоит здесь 10 шекелей (в Тель-Авиве в среднем 35, в Иерусалиме 30, в Хайфе 25), фалафель, соответственно, здесь 6 шекелей (Тель-Авив 20, Иерусалим 15, Хайфа 10). Впрочем, уровень доходов здесь тоже вдвое, а то и втрое ниже, чем у израильтян.





Пожалуй, самой знаковой достопримечательностью Рамаллы является мавзолей первого президента Ясира Арафата. Крайне спорная фигура, люто ненавидимая в Израиле и по большому счету неоднозначно оцениваемая самими же палестинцами. Вкупе с его неожиданной смертью по неясным причинам, все это очень долгий рассказа. Сейчас не буду вдаваться в то, кем был Арафат и за что его любят и ненавидят. Читайте отдельную статью, написанную мной еще в 2010 году "Ясир Арафат: террорист, или герой?".

Вот все же в чем плюс наличия гида - узнал несколько интересных нюансов. Например, Арафат был достаточно светским человеком и не считал борьбу с Израилем вопросом религиозным. Этим, кстати, он выгодно отличался (несмотря на изрядную кровожадность) от современных исламских радикалов, зацикленных на идеях исламского халифата и борьбы с неверными. Решение построить рядом с его мавзолеем мечеть было принято вопреки его завещанию, он принципиально не желал, чтобы его ассоциировали с неким мусульманским активистом и шахидом, поскольку в созданной им организации ООП было немало арабов-христиан.





К вопросу о том, что люди вполне способны иметь свою точку зрения. Пока мы стояли перед могилой Арафата и гид рассказывал, каким героическим человеком тот был, девушка из Индии (ближайшая к нам) задала вопрос, зачем Арафат дал указание расстрелять израильских спортсменов на мюнхенской олимпиаде 1972 года? Гид ответил, что таким образом палестинцы хотели привлечь внимание всего мира к палестинской проблеме. Другой турист, кажется из США спросил, зачем палестинцы пытались свергнуть власть короля Хуссейна в Иордании в 1970? Из других вопросов гиду были "Получается, что в 1967 Израиль захватил Западный Берег у Иордании, но почему иорданцы владели палестинскими территориями, выделенными под создание Палестинского государства?" и "Почему в Газе власть Хамаса, получается существует два палестинских государства?". Было видно, что стройная линия осуждения израильской оккупации рушится и гид начинал нервничать. Его объяснения звучали несколько неубедительно.





После посещения Рамаллы мы едем в Иерихон, делая по пути остановки для фотографирования живописной Иудейской пустыни -





Горы на горизонте это уже Иордания -



Бедуинские поселки -



Примерно раз в неделю бедуины цепляют бочку к своему старенькому джипу и едут за водой в Рамаллу. Наполняют бочку пресной водой и возвращаются назад -



Самопальный водопровод, обратите внимание на шланг спускающийся вниз, к домикам -



Маленький Иерихон (тут менее 20 тысяч жителей) это не только один из древнейших городов мира (ему около 9 тысяч лет), но и единственная возможность для палестинцев выехать за пределы контролируемого Израилем Западного Берега.



По сути, не город, а разросшаяся деревня, но зато утопающая в садах -



В левой части фотографии виднеется выбитый в скале монастырь Каранталь, о нем подробно рассказывал в статье "Монастыри Святой земли", место реально фантастическое! К большому сожалению, мы туда не заезжаем в этот раз и отнюдь не по вине организаторов экскурсии. Дело в том, что Греческий Патриархат поссорился с городской администрацией палестинского Иерихона. Там некий спор из-за церковных земель в Иерихоне, не вполне законно конфискованных палестинцами. Плюс, греческие монахи недовольны тем, что к их монастырю проложили фуникулер, тем самым превратив некогда уединенное место в туристический аттракцион. Из-за всего перечисленного греки периодически ведут себя странным образом, например неожиданно закрывая монастырь аккурат перед носом туристической группы.



Вместо монастыря, тур предполагает посещения развалин древнего Иерихона -



Будем откровенны, история этого места куда красочнее, чем его нынешнее состояние. Здесь много культурных слоев, а профессиональный археолог может копаться годами, находя осколки древних кувшинов. Один нюанс, ведь ключевое слово это археолог. Если же вы простой смертный, то получаса на объекте будет более, чем достаточно.





Иерихонский фуниколер как яблоко раздора палестинских властей и греков-ортодоксов.



Перед входов дежурит неизменный катальщик на верблюде. Для европейских девушек большая экзотика! Но, надо заметить, что эти ребята выгодно отличаются от любителей пакетного отдыха. Они явно не впервые за границей и отлично умеют торговаться, а то и просто игнорировать банальщину. Верблюда сфоткали наверное все, но 10 шекелей запрошенные дядькой не дал никто. Экзотика - экзотикой, но табачок врозь (с).





Но ничего, колоритный арабский верблюдовладелец не остался без клиентов. Вскоре приехала группа паломниц из России и он живо забросил на своего горбатого друга пару тетушек.



А мы едем в Каср-эль-Йехуд, иначе называемое местом крещения Иисуса Христа. Расположено на берегу пограничного с Иорданией Иордана и было открыто для посещения туристами лишь пару лет назад. Ранее вся прилегающая к границе зона была наглухо закрыта заборами с колючей проволокой.



Первая линия пограничных заграждений начинается километров за пять до собственно реки Иордан, далее таких линий я насчитал еще три. Все по-взрослому, Ближний Восток никогда не был примером человеколюбия и терпимости.



Но в наши дни тут тьма туристов и все выглядит крайне мирно -



Церковь с золотым куполом в правой части фотографии расположена уже за Иорданом, на той стороне границы -



Если вы ждали подобие матушки Волги, то вас ждет разочарование. Иордан осенью выглядит очень грустно, поскольку сезон дождей еще не начался, а последний дождик уходящего 2017 года был много месяцев назад. Питающие Иордан речки разбираются на поливку сельскохозяйственных угодий как в Израиле, так и в Иордании, от чего Иордан превратился к мутный ручей со стоячей водой. Более того, река превратилась в сточную канаву для канализаций целого ряда палестинских городов, например упомянутой выше Рамаллы и еще не упомянутого Наблуса (Шхем). Вот уже много лет идут разговоры о необходимости построить водоочистительные сооружения на палестинских территориях, а воз и ныне там. В итоге даже та вода, что мы видим в Иордане, состоит во многом из канализационных стоков города Рамаллы.



Мне больно смотреть на этих искренне верующих людей, делающих омовения в святой реке. Надо обладать очень сильной верой, чтобы игнорировать неприятный запах, исходящий из Иордана.



О, боже! Эти паломники из Эфиопии плавают в реке, они попросту рискуют заполучить кожные болезни. Еще и набирают священную воду в бутылки. Надеюсь, что они не будут эту воду пить? Мое мнение таково, что даже если это вредно для туризма, но честнее было бы поставить таблички, что вода в реке опасна для здоровья. Между прочим, Иордания прямо напротив, на противоположном берегу. И там тоже приезжают туристы и тоже окунаются в Иордан -



Зимой река будет выглядеть намного лучше, поскольку пройдут дожди в Галилее на Голанских высотах, откроют дамбу южнее озера Кинерет и поток хлынет в Мертвое море. Это хороший шанс увидеть Иордан таким, каким увидел его Иисус две тысячи лет назад.



Фотография с солдатками на память. Ощущение, что девушки только тем и занимаются, что фотографируются с туристами. Почему бы и нет?



По берегам Иордана немало церквей и монастырей, но почти все они заброшены с конца шестидесятых, поскольку оказались в закрытой военной зоне между Израилем и Иорданией. Принято считать, что тут десятки тысяч мин со времен войны и никто не собирается разминировать, поскольку война обязательно случится вновь.



На удалении от Каср-эль-Йехуд виднеется русская церковь, но туда просто так не проедешь. Надо заранее получить разрешение от военных. Несколько лет назад Русская православная церковь добилась разрешения начать восстановительные работы на территории, между прочим выкупленной еще в царские времена. Разрешение им дали, но объект все еще остается в зоне, куда нет свободного доступа.



А мы едем дальше и путь лежит в библейский Вифлеем -



Обратите внимание, какие тут автобусные остановки. Догадываетесь, зачем бетонные блоки? Наверняка, как люди мыслящие логически, вы решили, что блоки установили с целью защиты от какой-нибудь машины, случайно вылетевшей на ожидающих автобус людей. И вы абсолютно правы. Только машины вылетают не случайно, а вполне себе намеренно. Теракты с наездами на людей лишь недавно пришли в Европу, а в Израиле их практикуют палестинские террористы уже много десятилетий. И пусть подобное не случалось достаточно давно, но никто не спешит расслабляться.



Въезжаем в Вифлеем, город известный не только тем, что здесь родился царь Давид и что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Это еще и центр палестинского политического граффити -



Здорово напоминает Белфаст, что в Северной Ирландии? См. мой отчет из последнего европейского города, разделенного стенами "Белфаст".



И все же, к счастью, Вифлеем это в первую очередь религиозный центр. Оставим политику, и так ее много в нашей жизни. Тем более, что очень скоро, уже в конце этого поста мы вынужденно к ней (политике) опять вернемся.















Если в церквях Вифлеема побывали миллионы туристов, то мало кто углублялся в улочки старой части города -



Скоро Рождество -



Увы, сегодня Вифлеем переживает не лучшие времена. Традиционно христианский город, сегодня в нем не более 20% христиан. Между тем, в начале двухтысячных их было 30%, а перед созданием Израиля в 1948 почти 80%. Всему виной арабо-израильский конфликт, чрезмерно затянувшийся и лишающий людей всякой надежды на лучшее будущее. Поэтому, все те палестинцы (что христиане, что мусульмане) кто имеет такую возможность - пакуют чемоданы и уезжают. Например, в Чили сегодня проживает самая крупная в мире община арабов-христиан из Палестины, их там около 300 тысяч. Вторым фактором является усиление исламского фундаментализма среди палестинцев-мусульман и частые конфликты между двумя общинами. Достаточно привести в пример Сектор Газа, где за десять лет правление исламистов "Хамаса" христианское население уменьшилось с 30 тысяч до 500 человек. 



























Надо сказать, что я отбился от нашей веселой группы путешественников. Была большая очередь среди желающих посетить знаменитую вифлеемскую Пещеру Рождества и простояв там полчаса решил отказаться от этой идеи. Тем более, что в отличие от ребят, я там бывал ранее и не раз. Попрощался и отправился гулять по городу. А ближе к вечеру вернулся на местный автовокзал и начал искать маршрутку на границу с Израилем, куда ехать минут двадцать от силы.



Собственно, палестинские маршрутки по всем городам и весям Западного Берега отправляются именно отсюда. Нашел нужный микроавтобус, заплатил то ли 3, то ли 5 шекелей и вскоре мы выехали -



Печально известная разделительная стена построенная Израилем на границе начинается прямо рядом с жилыми кварталами Вифлеема. С палестинской стороны ее превратили в некий символ абсурда, царящего в Святой Земле. Но это и своего рода искусство, многие вещи реально интересны, тут работали самые известные профи граффити со всеми мира -















Вас ничего не удивляет на этом рисунке? Кажется, художник посмотрел кинофильм про Нельсона Манделу, где главную роль сыграл знаменитый голливудовский актер Морган Фриман и решил, что это и есть настоящий Нельсон Мандела.





А теперь расскажу, как ваш покорный слуга едва не нарвался на неприятности. Прошел мимо стены, сфотографировал все, что было достойно интереса. Далее массивный израильский контрольно-пропускной пункт. Знал ли я, что мне не стоит туда соваться? Безусловно, знал. Предполагал, что чисто теоретически военные могут не поверить, что я просто русский турист и пробить меня по своей базе данных насчет того, кто я есть на самом деле? И опять ответ - да. Зачем я туда поперся в таком случае, зададите естественный вопрос? Мне было сильно лень возвращаться в Израиль кривым путем через одно из еврейских поселений на территориях. Чтобы обойти подобные КПП (ориентированные на палестинцев), надо выбраться из Вифлеема на такси, попросить высадить вас перед воротами какого-нибудь еврейского поселка на палестинских территориях и там дождаться израильского бронированного автобуса в Иерусалим. Эти автобусы никто не проверяет, да и если проверят - там все израильтяне. Плюсом, у меня оставалось в наличности шекелей 20, чего недостаточно для поездки на такси, а ближайший палестинский банкомат почему-то заглючил и денег мне не выдал.

Одним словом, "помолясь-помолясь" топаю на КПП, сжимая в руке достояние ценного груза. Там все строго. Автоматчики, решетки, просветка, металлодетекторы. Стою в толпе палестинцев, те спешат перейти границу до ее закрытия, так какие-то странные часы работы. Подходит моя очередь, даю российский паспорт (по которому никогда не въезжал в Израиль) и те естественно просят миграционную карточку, что выдают при въезде в страну. А у меня ее нет. Ведь я въезжал по израильскому документу. Солдаты сказали ждать в стороне и всей толпой стали изучать мой российский паспорт, остановив всю палестинскую очередь. Благо, в этом паспорте нет виз и печатей Ирана, Ирака и прочих, иначе бы было совсем печально. Ведь я как никто другой знал, как функционирует армейская система, что они ищут, как они принимают решения и так далее. Ибо много лет я был одним из них, тоже дежуря на подобных пропускных пунктах. А теперь вынужден выдавать себя за туриста. Цирк с конями.

Был уверен, что сейчас меня сцапают и будут несколько часов парить мозг, плюсом разозлятся, что хотел их обмануть, выдавая себя за туриста из России. Но случилось чудо. Я явственно услышал, как им по рации ответил майор, начальник смены, что типа подрулили еще десять автобусов с палестинцами, займитесь ими, вы чего прицепились к туристу. Солдаты явно нехотя (сто процентов заподозрили, что я тот еще "турист") вернули мне паспорт и пожелали счастливого пути. Выхожу на свет божий, уже на израильской стороне. Там автобусная остановка. Вскоре сажусь на свой автобус до Иерусалима. уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]