Возрождение - самый красивый скальный массив в Ленинградской области.
17.11.2017 1 002 0 0 myphototravel

"Возрождение"- самый красивый скальный массив в наших краях. И наименее известный. Скалы здесь не только очень высокие и отвесные, но еще и очень живописные, с множеством навесов и выступов, напоминающих лица великанов, как на камнях острова Пасхи. Именно этот скальный массив и стал основной целью нашего похода в середине ноября 2017 года.

В первой части поездки мы посетили первый в Ленобласти военно-туристический маршрут "Тропа Шестакова" ( рассказ об этом - читайте вот здесь: https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/54854.html) , а дальше направились смотреть скальные массивы "Пальцево" ( о чем я писал в этой статье: https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/55527.html ), после чего поехали к главной цели нашего путешествие - в "Возрождение".

Массив этот , как и пальцевский, получил название по ближайшей железнодорожной станции, хотя от нее он весьма далеко. Поэтому мы туда поехали на автобусе, что идет из Выборга в Каменногорск. Вышли на остановке "16 км", на яндекс-картах она называется "остановка Садоводство". Возле нее отходит шоссе на Светогорск, в сторону Финляндии, которая весьма близко, от чего все эти места считаются погранзоной. От остановки до скал - примерно 2.5-3 километра, мы  шли около 40 минут.

Для тех, кто захочет повторить наш маршрут, подсказываю: идти надо дальше по ходу движения автобуса, в сторону Каменногорска. Можно выйти и на следующей остановке, в поселке Возрождение, а от нее идти в сторону Выборга - но идти там на пару километров больше, а ехать значительно дороже: до "16 км" билет от Выборга 64р, а до поселка Возрождение - 100р, хотя разница между остановками всего 6 километров. Скалы будут сразу после просеки, по правую руку.

Мы здесь уже бывали в 2015 году, и тогда атаковали скалы почти в лоб, с фронта. Нам удалось подняться там, где склон был не совсем отвесным, а с уступами, но это было весьма опасным, и повторять очень не хотелось. Теперь же стояла задача найти нормальный путь на вершину, доступный каждому участнику группы. Тропа налево вдоль скал туда не вела, это мы знали по прошлому году, и надо было пытаться обойти отвесный склон справа. Так мы и поступили, пошли направо, а глазами искали хоть какую-нибудь тропу, ведь на карте она есть, даже целых две. Но - напрасно, никакой тропы наверх не было, на картах - полный обман, что на мэпсми, что на ОСМ, так что не верьте им здесь, а верьте лишь глазам. Зато была какая-то безумная тропа, которая кружила да петляла по окраинам скалы. За неимением других, пошли по ней. Не знаю, кто по ней ходил , но человек этот был очень странный - вдоль своего пути он везде вешал на деревья красные ленты с цифрами, а траектория движения была совершенно безумной. В итоге мы решили идти напролом в сторону скал, пересекли болото, густые заросли деревьев - а его отметки продолжали обнаруживаться то слева, то справа, до самого конца. Дорога до вершины скалы у нас заняла полчаса, хотя если б пошли напролом сразу, дошли б за 10 минут, но кто ж знал, хотелось же по дорожке.

Наконец дошли до вершины скалы. Снизу поднимался туман, который обнимал вершины деревьев. Зрелище было очень величественное.

Надо отметить, что дошли без потерь все, хотя люди были самого разного возраста и подготовки. Беготня по заросшему лесу и гранитным глыбам изрядно нагрузила даже меня, тренера по боевым искусствам, но в целом маршрут оказался по силам всем, так как не было в нем ничего излишне экстремального, просто физическая нагрузка.

Пейзажи на вершине скалы просто сказочные! И шоссе не слышно, хотя оно рядом. Высота очень приличная. Оценить ее мне сложно - дело в том, что с дороги видно лишь половину массива, а то место, где мы стоим, почти не разглядеть, так как оно не только высоко, но и  расположено вглубь от края. Но мы выше самых высоких деревьев, что росли внизу. А это значит, что высота скалы может быть около 40-50 метров.

Здесь очень редко кто бывает. Почти никто. Ветки не сломаны, следов людей нет. Только редкие скалолазы. Почему сюда ездят реже, чем в Пальцево? Наверно потому, что негде припарковать машину, а на себе волочить все снаряжение не все любят. Ну и известно это место намного меньше, хотя расположено всего в  10  километрах.

Группа отдыхает после тяжелого восхождение. А я собираю самых активных и веду за собой, на нижнюю площадку скалы, откуда можно поглядеть вниз и в стороны, потому что там плоский край, на котором нет растительности.

А с вершины особо не посмотришь - мешают деревья, растущие с промежуточных ярусов.

Вот площадка, которая ниже метров на 10, чем вершина. Здесь есть, где развернуться.

Ира Радченко заглядывает вниз.

Из-за моросящего дождя и тумана это единственное фото, которое у меня вышло, все остальные фотографии, где я снимал тропу под обрывом, оказались сильно некачественными. Да  и немножко страшновато было стоять на краю, когда под тобой огромный отвесный обрыв.

Пока группа отдыхала, я и Миша Богданов пошли искать спуск вниз. Это дело тоже непростое. В прошлый приезд нормального спуска мы не нашли. Тропка довела нас до места, где до земли оставалось 3 метра! Повиснув на руках, вцепившись в дерево на скале, мы прыгали, не видя, что там под ногами за ветками. Нам помогал тогда наш турист Вова Горицын, руками снизу направляя наш прыжок, чтоб не упали на камни, но было это делом, которое совершенно не хотелось повторять, тем более, когда в группе много женщин. В общем, побегав по камням, проложили себе путь вниз, чтоб все могли его повторить. Он оказался недалеко от того места, где мы свернули по "сумасшедшей тропе" человека с красными метками. (кстати, на спуске они продолжались). Но снизу увидеть подъем наверх было невозможно, его можно было проложить, только спускаясь сверху. Убедившись, что спуститься здесь сложно, но можно, мы вернулись за группой, после чего медленно повели их к подножию горы. Придерживаясь руками за камни и деревья, все спустились нормально. А дальше - идем наслаждаться видом скал снизу.

Эта неуместная надпись появилась тут еще в 2015. Была надежда, что дожди ее смоют за пару лет, но видно автор надписи, испортившей пейзаж, очень старался, подобрав краску, которая с годами почти не меркнет. Стала бледнее чуть-чуть, но все равно видна. Эх, Тася, Тася...Больше мне сказать тут нечего.

Фотографируемся у правой части массива. Того места, где мы сидели сверху - отсюда не видно. Оно выше и дальше, в кадр бы не влезло.

Идем вдоль скал.

Много причудливых впадин, откуда выпал кусок скалы и куда-то исчез.

Налево, вдоль скал, идет тропа, которая вроде бы поднимается на вершину скалы, но туда на самом деле не приводит, а лишь помогает осмотреть левую часть массива, которая расположена выше, чем правая.

Дерево на скале.

Путь лежит через конструкцию из камней, где на двух валунах лежит широкий третий. Образовалась пещерка, через которую можно пролезть.

А можно и посидеть внутри, что демонстрирует Влад.

Вид из пещерки.

Скалы левой части массива. У них словно есть лица.

Потрясающе красивые скалы. Тут бы еще походить, поизучать, пофотографировать... Но и в 2015, и в 2017 - не хватало на это времени, слишком много тут красот, вечно что-то не успеваешь охватить, а ведь хочется объять все... Мы поспешили, пока еще было светло, дойти до автобусной остановки, где в 17.12 нас подобрал автобус, идущий до Выборга.

-----------------------

Страница, посвященная нашим туристическим походам:  Туристический клуб "Восемь Врат"
Страница о красивых и интересных местах Ленинградской области:  Петербург для души и телауникальные шаблоны и модули для dle