Андронов про двигатель АЗЛК
09.11.2017 408 0 0 rusautomobile

Андронов про двигатель АЗЛК

---
0
В закладки
Книгу Андронова Думы о труде все читали, да?))

Даже если читали, то нижеследующий текст всё равно будет небессмысленным. Его мне сегодня прислал Виктор Андронов, сын Александра Фёдоровича. Это как бы документальный штрих к вялотекущей полемике о причинах перехода АЗЛК на чужие моторы.



КАК МЫ ПОТЕРЯЛИ СВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

Всем стало ясно, что двигатель модели "408" не сможет долго
продержаться на экспорте, и только тогда руководители Московского Совнархоза В. Н. Доенин и В. Н. Поляков пришли в конструкторский отдел завода и, выслушав нас, сказали: "Делайте свой новый двигатель, и скорее". Был конец 1964 года. Идеи нового двигателя были "выношены" нами давно и досконально. Разработали техническое задание. Утвердили с трудом в Комитете и Совнархозе, до конца года разработали компоновку. Всеми своими скромными силами, днём и вечером и в воскресные дни проектировали, а в мае 1965 г. т.е. через полгода построили первые пять образцов.
Двигатель отличный, передовой схемы, с широким семейством по рабочему объёму и с закладкой в него особой возможности подвергаться дальнейшему развитию. Испытания двигателей сразу же показали его высокие качества по всем показателям. Т.о. в стране, в рекордное для всего мира время была создана отечественная передовая конструкция двигателя, намного опережавшая технику мирового моторостроения массового производства. Ещё тогда, до переговоров с фирмой ФИАТ двигатель по своей конструкции опережал все двигатели ФИАТа, да и сейчас он не потерял своих качеств, и более того, разработана конструкция его модификации, осуществление которой, опять обогнала бы мировое моторостроение.
Но время шло, а проект был готов. Надо было принимать меры для организации производства. На АЗЛК для этого не имелось возможностей, из-за отсутствия необходимых площадей. Но В.Н. Поляков предложил "вскрыть" возможности, потесниться и начать производство с небольшим выпуском - примерно до тридцати тысяч двигателей в год, а за это же время подобрать площадку и построить завод для крупно - массового производства. Начальник управления Мосгорсовнархоза В. Н. Тахтаров ездил сам и нашёл подходящее место в Серпухове. В.Н. Доенин нашёл место в Мценске около будущего алюминиевого комбината - соседство очень удачное. Но председатель Авто-тракторного комитета Н.И. Строкин решил по-своему. Организация такого завода показалась слишком хлопотной затеей, и он принял тяжелейшее для завода и будущего Министерства Автомобильной промышленности решение.
Звонок: - Бери чертежи двигателя, едем к Министру Авиации
Дементьеву!
Беру чертежи и еду. На совещании у П. В. Дементьева Строкин предложил ему взять на производство двигатель 412 с годовым выпуском 660 тыс. штук. Дементьев сразу согласился, имея в виду получить средства на капитальное строительство, оборудование и жилищное строительство при Уфимском заводе. И поставил условие: блок цилиндров должен быть алюминиевым. Мы же, не имея базы для производства алюминиевого литья, спроектировали блок чугунным, не имея базы для производства алюминиевого литья.
Появилось новое задание — перепроектировать и построить образцы совместно с Уфимским заводом. Директору Уфимского завода М.В. Ферину министр авиации пообещал на это любые средства.
В короткий заданный срок был создан проект двигателя с алюминиевым блоком и построены опытные образцы. Уфимский завод уклонился от участия в их изготовлении за исключением ряда мелких деталей. Закипела напряжённая работа. Опять, по вызову Строкина сидим у Дементьева. Вновь устанавливается жёсткий срок передачи документации на подготовку производства, а ведь для этого необходимо произвести все виды испытаний, откорректировать чертежи, устранить недостатки, проверить эффективность исправлений, и только тогда можно передать чертежи. Однако меня уже никто не слушал. Передать чертежи Уфимскому заводу в июне 1966 года, и ни днём позже! Снова напряжённая, без отдыха работа, которая была выполнена в установленный срок. Все просьбы, обращённые к Н. И. Строкину, не отдавать наш двигатель — остались без внимания. Не поддержал нас и Мосгорсовнархоз. В указанное время, которое было установлено и подтверждено вышедшим Постановлением Правительства, мы передали проект двигателя 412 Уфимскому моторному заводу и лишились собственного производства. С этого момента начались муки завода. В план производства вскоре было внесено большое количество автомобилей 412, но двигателей для них ещё не было. Параллельно с историей двигателя произошло событие в расширении производства автомобилей на Ижевском заводе, находящемся в другом министерстве.
Начало выпуска автомобилей "Москвич" в Ижевске совпало с началом освоения производства двигателей в Уфе. Двигатели "412" из Уфы пошли в Ижевск, а на столичный завод АЗЛК попадали лишь остатки, которыми спешно закрывались бреши на экспорте автомобилей.
В Уфе уже существует моторный завод по производству двигателей Москвич-412 с широкой и трудной системой кооперации. Трудности роста программы производства двигателей в первую очередь отражаются на работе АЗЛК, так как основное количество двигателей по-прежнему идёт на Ижевский завод. Ещё в 1971 году АЗЛК должен был прекратить выпуск автомобиля "Москвич-408" и полностью перейти на производство модели 412 , но теперь это произойдёт не ранее 1975 года. А за эти пять лет страна понесёт убытки на экспорте автомобиля "Москвич", т.к. продукция Ижевского завода не удовлетворяет требованиям экспорта из-за отставания в освоении новых узлов шасси и кузова, обязательных для продажи за рубежом.
Так Министерство и завод лишились производства одного из лучших своих двигателей, разладили работу на АЗЛК и стали терять экспорт. К сожалению, так часто бывает. Конструкторы, старавшиеся быстро и качественно создать новый двигатель, добились своего, чтобы помочь заводу в увеличении экспорта. Технологи, не начиная, бросили работу. Руководители высшего ранга не сумели (да и не старались) организовать строительство завода. Так мы и потеряли свой двигатель со всеми неприятными последствиями.

Москва, 1972 годуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]