Узкоколейка «Гайворон – Рудница»
31.10.2017 594 0 0 griphon

Узкоколейка «Гайворон – Рудница»

---
0
В закладки
Узкоколейка «Гайворон – Рудница» в своём роде уникальная. Обычно же узкая колея начинается от широкой и ведёт в совсем несметную глушь. Здесь же, фактически, оба конца линии имеют соединение с широкой колеёй. Ну и это единственная из трёх основных узкоколеек Украины, на которой я до этого ещё не был.




Узкоколейка соединяет станцию Рудница, расположенную на ж.д. магистрали «Москва – Одесса» в Винницкой области с райоцентром Кировоградщины – посёлком Гайворон. Но в Гайвороне линия не заканчивается: она идёт ещё восточнее примерно 40 км до посёлка Голованевск. Движение на участке «Гайворон – Голованевск» всего 2 раза в неделю и никак не согласовано с поездами на Рудницу. То есть, чтобы проехать линию всю, нужно сложно и муторно подгадывать с днями, временем и ещё, минимум, полдня тусоваться в Гайвороне.


История появления этой линии довольно интересная. Линия "Рудница - Гайворон - Голованевск" - остаток от огромнейшей сети узкоколеек, построенных в начале 20 века по всей Центральной Украине. Сеть эта была построена для вывоза сельхозпродукции с полей, и доходила до Винницы и Житомира, где и стыковалась с широкой колеёй.

В середине 20 века отдельные ветки начали перешивать на широкую колею. Так одним из первых была переделана линия из Житомира. Некоторые линии вообще были разобраны без строительства традицонной колеи. Подробнее, кстати, вы можете прочитать на сайте у Сергея Болашенко. Факт, что к началу 90-х и по сей день узкоколейной осталась только вот эта линия (которую планировалось, конечно же, тоже расширить).


Основной участок "Гайворон - Рудница" длиной 78 км. Остальной участок от Гайворона до Голованевска - 52 км.


По участку «Гайворон – Рудница» движение ежедневное.


По некоторым дням пускают второй поезд.


Дорога принадлежит УЗ – основному государственному оператору. В принципе, все три основные узкоколейки (эта и эта) страны принадлежат им. Отрадно, что её не выпилили нафиг с учётом всех последних реалий, тем более что разговоры про это ходили. И отдельный привет РЖД, умножившим «Тумскую- Голованову дачу» на ноль ещё 10 лет назад...


Ширина колеи - 750 мм. Активно до сих пор используются семафоры!




В сам Гайворон ведёт также ширококолейная ветка из Винницы (как раз перешитая из узкой где-то в 70-е. Можно доехать сюда на прямом поезде из соседнего облцентра. Но получается, что проще приехать на маршрутке из Умани, Кировограда, Одессы или даже Киева.


Гайворон находится чуть в стороне от главной трассы страны «Киев – Одесса». Интересно, что Голованевск, куда движение два раза в неделю – примерно на таком же расстоянии но в другую сторону от этой трассы.


Объявление на станции Гайворон. Шах и мат вам, железнодорожные любители!


Благо украинские железнодорожники в отличие от своих российских коллег не болеют терроризмофобией, и снимать можно совершенно свободно.


Вот ветка, уходящая в Голованевск. Совмещение широкой и узкой колеи.


Сам Гайворон, в некотором роде, просто таки квинтэссенция украинскости. Причём именно такой, здоворой украинскости, не той, что сейчас выпирает в качестве неё. Не знаю почему, но вот самая классическая Украина ощущается именно здесь, примерно в её географическом центре.


Гайворон находится на берегу Южного Буга. Течёт потом в Николаев.


Есть тут и памятник паровозу.




А есть и действующий паровозик, который выкатывают когда надо покатать каких-нибудь туристов.


Ну ладно, пора бы уже и ехать. Идём в кассу за билетом. Билет в Гайвороне вырезается как в стародавние времена ножницами. Ещё один хороший такой камень для придания ламповости и антуража этой линии. 18 гривен, 40 копеек. Жалко, что постеснялся фоткать процесс вырезания ножницами этого билета.


Поезд отправляется в районе 17 часов.


На всю дорогу 3 часа 45 минут. Сперва едем долго вдоль ширококолейной линии, но потом она уходит вправо, на Винницу.


И вот, едем вдоль засеянных пшеницей полей.


И, конечно же, символом Украины – подсолнухами!


Феерическая красота.


Первая станция сразу после моста через Южный Буг - Предбужье.


Потом 5-й км.


Затем следует недекоммунизированный Пионер.


Салон вагончика. Деревянный жёсткий класс.


Первый класс - мягкий вагон (на самом деле, конечно же, билет стоит всюду одинаково).


Оказывается, тут сидения с багажным отсеком.


Персональное купе проводника.


Станция Бершадь - крупнейшая станция на линии с историческим зданием вокзала.


Здесь происходит скрещение со встречным поездом. Как раз я попал на тот день, когда этот поезд в ходу. Стоим 12 минут.


Есть даже зал ожидания. На большинстве остальных полустанков в лучшем случае будет лишь навес.


На станции Бершадь происходит массовая посадка пассажиров и их грузов.


Пассажиры садятся практически на каждой станции. Многие с гигантскими баулами - едут на рынок в Одессу на Привоз, продавать урожай с грядок. Станция Яланец.


Увы, для жителей украинских сёл это единственный способ хоть как-то прожить. Напомнило сильно Африку, где тётушки также ездят за несколько сот километров с тяжеленными баулами чтобы продать за копейки продукты с поля и огорода..


Пятковка


Пассажиры поезда. Узнав, что я из Москвы, стали с интересом спрашивать как у нас дела, что про Украину говорят и вообще. Жаловались на невозможность заработать, то, что им приходится вот так мотаться за несколько сотен километров. Общались только по-украински, извинясь при этом, что им так привычнее. Но мене то що, я мову розумiю..


Вообще, люди здесь удивительно открыты и приветливы. С какой-либо подозрительностью или неприязнью к себе я ни разу не столкнулся тут при фотосъёмке.


Станция Дохно. Видим, сколько тут исторических вокзалов. Дорога была построена в начале 20-го века, отсюда их и столько тут.


Наш паровоз вперёд летит!


Ещё +1 пассажир на станции Куринiвка.


Нефар!


Нет способа лучше чем погрузиться в украинскую и какую-либо ещё глубинку, чем узкоколейный поезд..


Уже в сумерках прибываем на станцию Рудница. Здесь центр цивилизации: двухполосная электрифицированная магистраль! Прямые поезда до Одессы, Киева, и, может быть, даже Москвы!


Пассажиры начали выгружать своё имущество. Чтобы перегрузить его потом на другой поезд до Одессы.


Посмотрите на досуге на карте где находятся Бершадь и Гайворон, а где Одесса, и оцените сколько приходится несчастным людям отматывать в обе стороны по несколько раз в месяц чтобы хоть как-то заработать.


Но, всё-таки, у украинцев комфортный транспорт - такой удобный пусть и небыстрый поезд далеко не всем доступен. Африканские тётушки добираются до базаров на вонючих разбитых маршрутках. А украинцам для этого предоставлены комфортные поезда. Не всем, правда. Некоторые тоже на маршрутках ездят. Хотя, всё же, на крыше баулы не возят


Тётеньки, увидев, что я снимаю, стали кричать мне: "Вот, покажи Порошенко как мы тут живём".


Нытьё про тяжёлую жизнь. РЖД-шные проблемы плавно приходят и сюда.


На станции Рудница, кстати, останавливается не так много поездов. уехать отсюда может быть проблемой, особенно летом. Я же, не найдя билетов практически никуда, смог уехать только в Винницу.

Ну а узкоколейке "Гайворон - Рудница" пожелаем долгой жизни и процветания. А её пассажирам - ездить по ней по более радостным поводам и с менее тяжёлыми грузами.



ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]