Реструктуризация: сколько сэкономят регионы
18.10.2017 490 0 0 davydov-index

Реструктуризация: сколько сэкономят регионы

---
0
В закладки
Рейтинговое агентство АКРА выяснило, что проводимая реструктуризация долгов регионов положительно скажется на их кредитном качестве.

Акра

По данным агентства, объявленная властями реструктуризация набранных регионами бюджетных кредитов затронет 70% субфедерального долга. На конец третьего квартала задолженность регионов перед Минфином составляла чуть более 1 трлн рублей, из которых 700 млрд рублей подлежат реструктуризации со сроком 7 или 12 лет — в зависимости от темпов роста экономики субъекта, говорится в материалах агентства

"Пересмотр графика погашения части региональных долгов перед федеральным бюджетом снизит долговую нагрузку на региональные бюджеты и положительно скажется на кредитоспособности отдельных субъектов. Особенно тех, которые имеют значительную долю бюджетных кредитов в структуре долга," — говорится в исследовании АКРА.

В агентстве также отмечают, что новация сократит расходы регионов на погашение долга перед центром с 250-300 млрд рублей до 36,8 млрд рублей в 2018-2019 годах (5% ежегодно от накопленного долга). Последующие погашения в размере 10% (73,7 млрд рублей) в 2020 году и 20% (147,4 млрд рублей) ежегодно до 2024 года не представляют существенной угрозы для региональных бюджетов, полагает агентство.

Помимо реструктуризации долга регионы также выиграют от частичного инфляционного списания бюджетных кредитов. С учетом фактически беспроцентного характера реструктурируемого долга (бюджетные кредиты выдаются по ставке 0,01% годовых) экономия для субъектов федерации составит от 108 до 181 млрд рублей при официально прогнозируемой инфляции в 4%. При этом, отмечают авторы исследования, в случае ускорения роста цен реструктурированные бюджетные кредиты обойдутся регионам еще дешевле.

Заявленные послабления могут изменить текущую стратегию отдельных субъектов РФ на долговых рынках, снизив их потребность в привлечении коммерческого долга с целью замещения истекающих федеральных займов. Вместе с тем АКРА не ожидает существенного снижения активности регионов на облигационном рынке в долгосрочной перспективе.

"Хотя сумма предоставляемых регионам в 2018 году бюджетных кредитов до сих пор не определена в проекте бюджета, учитывая тенденцию постоянного снижения ассигнований по данной статье в предыдущие годы, расходы на кредитование субфедеральных властей не превысят 100 – 150 млрд рублей," — уверены аналитики.

Наибольшую выгоду от реструктуризации получат регионы, имеющие максимальные доли бюджетных кредитов в общем объеме долга. Так, у Калужской области под реструктуризацию подпадет 88% накопленного на 1 сентября 2017 года долга — у этого региона соотношение задолженности к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2016 года было равно 85%. Объем реструктурируемого долга области — 26,6 млрд рублей. У Чукотки эти цифры 84% и 76% соответственно, сумма — 9,4 млрд рублей, у Тверской области — 78% и 66%, сумма — 13,7 млрд рублей.

При этом АКРА напоминает, что нынешняя реструктуризация долгов — не первая. Так, в 2015 году были продлены выданные в 2011 году бюджетные кредиты на строительство и содержание автомобильных дорог на общую сумму 50 млрд рублей. После этого период их погашения изменился на 2025-2034 годы.

Кроме этого, были также случаи реструктуризации бюджетных кредитов, которые выдавались отдельным регионам на определенные цели. Например, Краснодарскому краю были пролонгированы бюджетные кредиты, выданные в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года.

Как сообщал "Давыдов.Индекс", с 1 января 2018 года в России запускают программу реструктуризации бюджетных кредитов для регионов. Благодаря ей регионы смогут выплачивать всего по 5% задолженности в год.

Своим мнением о программе реструктуризации делится кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета Алексей Белостоцкий: "Считаю, что данная программа, безусловно, отразится на социально-экономическом развитии регионов в лучшую сторону, позволит, будем надеяться, вкладывать высвободившиеся региональные финансы в строительство крупных инфраструктурных и социальных объектов. Данная программа поможет в первую очередь регионам с наибольшим уровнем долга по отношению к собственным бюджетным доходам.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры со стороны государства по улучшению финансового состояния регионов, полагаю, что федеральный центр должен осуществлять необходимый государственный финансовый контроль по эффективности расходования бюджетных ресурсов строго в разрезе программно-целевого подхода и выдавать дотации только в самых крайних случаях, так как именно предоставление дотаций регионам лишает их перспективы развития."

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления Дальневосточного института управления РАНХиГС Владимир Норин отмечает, что у программы есть как плюсы, так и минусы: "Я как экономист считаю программу реструктуризации долгов отчасти популистской мерой. <...> Центр переложил все бремя социальных расходов на плечи регионов, при этом дав им кредиты, которые нужно возвращать с процентами. В результате субъекты РФ оказались в долгах, как в шелках. Кредиты брали регионы под социальные задачи, под выполнение "майских указов" президента. <...>
Сейчас мы переходим на новую систему по налогам на имущество, которые сегодня растут. Их увеличивают субъекты федерации. В результате чего нагрузка на население увеличивается примерно в десять-двенадцать раз. За счет этих налогов регионы пытаются выйти из сложного положения. <...> Региональные экономики не вышли еще на стабильный этап развития и бизнес не получает еще таких доходов, налоги с которых позволили бы субъектам РФ гасить свою задолженность перед центром. <...> Программа реструктуризации — это своего рода палка о двух концах. Если бы правительство приняло решение списать депрессивным субъектам РФ долги и дало шанс вновь избранным губернаторам начать работу с чистого листа, было бы гораздо лучше."

О потенциальной эффективности программы рассуждает кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета Марат Салимов: "Возвращение долгов — это принципиальный вопрос для президента и правительства. Например, Мордовия набирала деньги в кредит, в результате чего накопила много долгов. По большому счету регион уже давно живет по типу Кипра или Греции, если сравнивать с Евросоюзом. <...>
Федеральный центр не может бесконечно выделять деньги регионам. <...> Для губернаторов программа реструктуризации долга — это сигнал о том, что поток денег сокращается и необходимо перестраивать работу. Регионы должны начать считать деньги и не надеяться на постоянные вливания из федерального бюджета. Справятся с такой задачей регионы или нет — сказать сложно. К сожалению, в некоторых субъектах РФ нет такой управленческой команды, которая смогла бы зарабатывать деньги."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]