Ещё те атомные "перцы" из Подольска
04.09.2017 526 0 0 zavodfoto

Ещё те атомные "перцы" из Подольска

---
0
В закладки
В городе Подольск, что в Московской области, расположено ещё одно уникальное предприятие относящиеся к атомной отрасли нашей страны. Между прочим, на всех атомных станциях, построенных в СССР (включая зарубежные в таких странах, как Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Восточной Германии, Финляндия) установлено то или иное оборудование завода. Сегодня ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) - специализируется на производстве теплообменного оборудования высокой сложности для атомной и тепловой энергетики, нефтехимической и газовой промышленности. Кстати, финальная сборка уже знакомой нам реакторной установки «РИТМ-200», предназначенной для суперсовременных ледоколов, проходит именно здесь.



2. Главные проходные завода


Подольский машиностроительный завод был основан по личной инициативе В.И. Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране на площадке недостроенного кабельного завода. 2 мая 1919 года из ворот предприятия вышел первый отремонтированный локомотив серии Щ-61. После принятия первого пятилетнего плана заводу был поручен выпуск продукции для нефтехимической промышленности. В 1931 году он был переименован в КЭС («Крекинг-электровозостроительный»), в том же году завод изготовил первый в СССР крекинг-аппарат. Кроме того, в 1930-е годы предприятие выпускало узкоколейные паровозы, промышленные и рудничные электровозы, железнодорожные платформы, буровые станки, тюбинги для московского метро, а также корпуса бронетехники - БА и танков Дыренкова, танкеток Т-27 и плавающих танков.

3.


4. 8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе, и он стал называться "Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе".


Во время Великой Отечественной войны завод был переориентирован на военное производство, в частности, ремонтировал танки Т-34. К октябрю 1941 года завод производил до 14 бронекорпусов в сутки для Т-40 и до 15 броневых корпусов для Ил-2. После войны, 21 декабря 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 3150-952сс «Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865», согласно которому в Подольске воссоздавался Машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗиО). Ему предписывалось выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности. Ещё одно постановление СНК СССР № 229-100 сс/оп «О проектировании и подготовке оборудования Горно-обогатительного завода» от 28 января 1946 года положило начало работам по созданию первого промышленного реактора на Урале.

5.


16 мая 1950 года принято постановление о строительстве Обнинской атомной электростанции. Заводу поручено участие в этом проекте практического использования атомной энергии для производства электричества под руководством И. В. Курчатова и Н. А. Доллежаля. 27 июня 1954 года осуществлён запуск первой в мире АЭС. В 1957 году на заводе началось производство парогенераторов ПГВ-1 и вспомогательного оборудования для первого блока Нововоронежской АЭС. Это была первая реализация горизонтального парогенератора с вертикальными цилиндрическими коллекторами теплоносителя. На его основе были разработаны ПГВ-3 для второго блока НВАЭС, ПГВ-4 с несколькими модификациями для серийных АЭС с ВВЭР-440 и ПГВ-1000 для блоков АЭС с ВВЭР-1000. Всего на ЗиО было изготовлено более 200 парогенераторов для АЭС с ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. В 1970-х годах завод выпускает уникальное оборудование для АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350 и БН-600: корпуса реактора, промежуточные теплообменники «натрий-натрий», парогенераторы. Одним из выдающихся проектов стало изготовление подвесного однокорпусного парового пылеугольного котла Т-образной компоновки для Берёзовской ГРЭС. Его производительность 2 650 тонн пара за час на закритические параметры.

С 2007 года завод входит в холдинг «Атомэнергомаш» - энергомашиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом». После этого работы у него сильно прибавилось.

6. На переднем плане днище корпуса реактора


Сегодня ЗиО-Подольск - это одно из крупнейших энергомашиностроительных предприятий России, который производит различные сепараторы-пароперегреватели, подогреватели высокого и низкого давления для системы регенерации паротурбинных установок, подогреватели сетевой воды, теплообменники различного назначения, ионообменные фильтры и фильтры-ловушки, блоки, детали и опоры для трубопроводов, баки, блочную съёмную теплоизоляцию, выпарные установки, системы контроля металла корпуса реактора и другое оборудование для атомных электростанций. Оборудование с маркой «ЗиО» работает более чем в 50 странах мира.

7. Обечайка с патрубками, рядом Камаз для понимания размера этой штуковины.


Строительство атомного ледокола - это крайне сложный процесс, в котором очень важна тесная координация между изготовителями различных узлов и элементов. Всего в кооперации принимают участие 15 предприятий. Что касается атомной тематики при изготовлении РУ РИТМ-200 - проектировщиком и комплектным поставщиком изделия, а также изготовителем ряда важных элементов силовой установки, выступает АО «ОКБМ Африкантов», на нём мы уже были: https://zavodfoto.livejournal.com/5980182.html. Изготовление же корпуса реактора и финальная сборка проходят как раз на заводе «Зио-Подольск».

8. Токарно-карусельный станок


Весь процесс производства РУ РИТМ-200 проходит примерно за 27 месяцев. На протяжении этого периода будут проведены 682 технологические операции, плюс к этому его не меньше чем 70 раз проверят на качественные характеристики. Перед нами же схема изготовления лишь корпуса реактора, который делают здесь, в Подольске. Вкратце, весь производственный процесс тут можно разделить на следующие основные этапы: Отливка заготовок и производство обечаек (так, для справки, общий вес всех заготовок составляет 547 тонн), Механическая обработка отверстий фланца под установку кассет парогенератора, Антикоррозийная наплавка (общая продолжительность процесса наплавки – 8 месяцев), Сварка кольцевого шва (4-5 дней, на это примерно уходит 600 кг наплавленной металлической проволоки), Приварка патрубков и термообработка (на это уходит примерно трое суток), Замыкающий шов, т.е. соединение двух корпусов и далее сварка швов под флюсом и наплавка на зону швов, после чего идёт приварка гидрокамер (это удовольствие длится 20 дней, толщина каждого сварного шва – 82 мм), и наконец Производство и сборка внутрикорпусных устроиств и крышки реактора. После окончательной проверки его можно отгружать.

9.


10.


11. Участок антикоррозийной наплавки деталей коруса РИТМ-200


12.


13.


14. Четырёхкоординатный горизонтальный фрезерно-расточный станок.


15. Одна из деталей корпуса РУ РИТМ-200 для ледокола "Сибирь".


16. Здесь осуществляется механическая обработка отверстий фланца. Время обработки лишь одного отверстия порядка 39 часов.


17. Участок чистой сборки РИТМ-200


Напомню, РИТМ-200 - это новейшая реакторная установка для головного атомного ледокола «Арктика». Установка включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Такой мощности вполне хватает, чтобы обеспечить жизнедеятельностью небольшой город. Основное преимущество новой силовой установки в её компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ.

18.


РИТМ-200 имеет высокий ресурс, коэффициент использования установленной мощности и период непрерывной работы, минимальное количество перегрузок активной зоны (топливо нужно перегружать не раз в три года, а раз в семь-десять лет). К тому же установка обладает низким уровнем собственного энергопотребления, что, в конечном счете, обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики ледокола в целом. Срок её службы составляет 40 лет.

19.


Кстати, благодаря таким характеристикам, сами ледоколы теперь можно строить двухосадочными, т.е. универсальными, способными успешно работать, как на глубоководных, так и на мелководных участках. Самый большой и мощный ледокол «Арктика» как раз из таких. Его рабочая осадка составляет - 10,5 м, наименьшая осадка - 8,65 м. За счет уменьшения осадки этот ледокол может работать не только в океане, но и в устьях рек, таких как Енисей. Длина ледокола составляет 173,3 м, ширина - 34 м. Запланированное водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. «Арктика» сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до 2,9 метра. А к 2020 году флот России пополнится ещё двумя серийными атомными ледоколами «Урал» (заложен в 2015 году) и «Сибирь» (2016 год), на которых также будет установлена РУ РИТМ-200.

20.


21. Установка корпуса РУ в специальный стапель в вертикальном положении.


Вот так выглядит готовый корпус РУ РИТМ-200. Как мы видим, тут уже приварены четыре гидрокамеры (вес каждой из них - 4 500 кг), которые присоединяются к патрубкам с использованием специальных технологий сварки в среде аргона. Кстати, корпус реактора в Подольске собирается из двух частей, причём каждая из них весит 98 тонн. Состыковка и дальнейшая сварка проходят просто с невероятной точностью. Процесс сварки занимает примерно пять суток и при этом на протяжении всего этого времени температура металла не должна опускаться ниже 175 С. Это достигается благодаря постоянной работе газовых горелок. В результате на выходе мы получаем корпус размером в 12 метров, высотой - 7,3 м., а диаметром - 4 м. Его масса 146 тонн.

22.


23. Транспортировка ПГБ РИТМ-200


24. Большое спасибо пресс-службам Госкорпорации «Росатом», АО «Атомэнергомаш» и ПАО «ЗиО-Подольск» за столь интересную и познавательную поездку! Отдельный респект Артёму Шпакову за организацию.


Вся наша история с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»:

АО «Атомэнергомаш»:

Атоммаш.jpg Как отгружали корпус реактора для Белорусской АЭС.jpg Омск, встречай ценный груз!.jpg Музей Атоммаша.jpg ОКБМ Африкантов.jpg ЗиО-Подольск.jpg

АО «Концерн Росэнергоатом»:

Ленинградская АЭС.jpg Ленинградская АЭС-2.jpg Смоленская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС-2.jpg Ростовская АЭС.jpg Информационный центр Ростовской АЭС.jpg

Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:

Атомфлот.jpg Ледокол «Ленин».jpg

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

icon_16.Формат ПНГ

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]