АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК - ОДНИ ПОВТОРЫ
28.03.2017 276 0 0 m-khodarenok

АКАДЕМИЯ ВОЕННЫХ НАУК - ОДНИ ПОВТОРЫ

---
0
В закладки
На эту тему я уже писал. По сути дела, данный текст представляет собой некую модернизацию уже ранее выложенного. Но если ничего не меняется в Академии военных наук, то и мне, наверное, до определенной степени допустимо прибегнуть к самоцитированию.
Поэтому вашему вниманию предлагается несколько модернизированная версия раннего текста. Последний доклад президента АВН невольно навеял.

Ни для кого не секрет, что российская военная наука уже длительное время находится в глубоком кризисе и только в последнее время в этой сфере деятельности наметились некоторые положительные подвижки. Наиболее заметно печальное состояние современной российской военной мысли на примерах ежегодных докладов президента Академии военных наук Махмута Гареева на общих собраниях этой организации. Такое впечатление, что главный военный мыслитель государства зачитывает один и тот же доклад на протяжении уже многих лет.

В начале марта 2017 года президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев выступил на общем собрании АВН с очередным докладом. Присмотримся к сообщениям президента АВН за последние несколько лет и просто сравним их друг с другом.
Вот, к примеру, строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2011 г.:
«Это требует решения задач ВКО объединенными усилиями всех видов ВС с решительным применением активных способов действий, ударных средств и централизации управления в масштабе Вооруженных Сил под руководством ВГК и Генштаба ВС РФ, а не воссоздания отдельного вида ВС. Во время Великой Отечественной войны 89 процентов самолетов противника были уничтожены ИА и в результате ударов по аэродромам».
А это строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2013 г.:
«В Великую Отечественную войну 89 процентов самолетов противника были уничтожены ВВС в воздушных боях и в результате ударов по аэродромам. Это требует решения задач ВКО не только средствами ПВО и ПРО, но и объединенными усилиями всех видов ВС под руководством ВГК и Генштаба ВС РФ».
А это строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2014 г.:
«Это требует решения задач ВКО не только сугубо оборонительными средствами ПВО, ПРО, а объединенными усилиями всех видов ВС с решительным применением активных способов действий при централизации управления в масштабе Вооруженных Сил под руководством ВГК и Генштаба. Во время Великой Отечественной 89 процентов самолетов противника были уничтожены ИА и ударами по аэродромам».
Ну, что тут скажешь. Полюбилась Махмуту Гарееву эта цифра – 89 процентов. Ничего другого в нашей богатой военной истории найти нельзя.
А вот что по поводу организации воздушно-космической обороны государства сказал президент АВН уже в этом, в 2017 году:
«Это требует решения задач ВКО не сугубо оборонительными средствами ПВО-ПРО, а объединенными усилиями всех видов ВС РФ с решительным применением активных способов действий, ударных средств при централизации управления под руководством Верховного ГК и Генштаба ВС РФ».
Ну что тут скажешь? Завидная стабильность военной мысли. Но если попытаться найти в докладах Махмута Ахметовича ответы на самые злободневные вопросы организации воздушно-космической обороны нашего государства – что делали правильно, в чем ошибались, что требует корректировки в настоящее время, ничего не получится. Самые острые вопросы генерал Гареев старательно обходит и на протяжении многих лет отделывается только духоподъемными лозунгами, за которые в любом случае не придется отвечать.
Продолжим сравнивать ежегодные доклады президента АВН друг с другом. Вот, к примеру, строки из доклада генерала Гареева по итогам работы в 2011 г.:
«Совершенно по-другому встают вопросы охраны коммуникаций. По опыту Афганистана мы, например, знаем, что в некоторые периоды для этих целей приходилось выделять до 60–70 процентов сил и средств воюющих дивизий».
А это строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2012 г.:
«Совершенно по-другому формулируются и задачи охраны коммуникаций. По опыту Афганистана мы, например, знаем, что в некоторые периоды для этих целей приходилось определять до 60–70 процентов сил и средств воюющих дивизий».
А это строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2015 г.:
«Совершенно по-другому стоят задачи охраны коммуникаций. По опыту Афганистана мы знаем, что в некоторые периоды для этих целей приходилось выделять до 60–70 процентов сил и средств воюющих дивизий».
Что это такое? Повторение – мать учения?
Смотрим дальше. Вот, к примеру, строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2013 г.:
«Не удастся избежать также массированного применения артиллерии и танков. В зоне Персидского залива в 1991 году участвовало около 10 тысяч танков. Это больше, чем в Берлинской операции в 1945-м, где с обеих сторон имелось не более 6300 танков».
А это строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2015 г.:
«Сама объективная обстановка вынудит использовать все виды вооружения, в том числе и танки, для решения возникающих боевых задач. В зоне Персидского залива в 1991 году воюющие стороны имели свыше 10 тысяч танков. Это больше, чем в Берлинской операции 1945-го, где с обеих сторон действовало 6300 танков».
Верен себе Махмут Ахметович остался и в ежегодном докладе в 2017 году:
«Откуда взялся вывод, что более не будет танковых сражений? В зоне Персидского залива в 1991 году воюющие стороны имели свыше 10 тысяч танков – больше, чем в Берлинской операции в 1945-м, где с обеих сторон их участвовало 6300».
Анализируем тексты докладов президента АВН дальше. Вот, к примеру, строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2013 г.:
«В 1945-м в ходе Висло-Одерской стратегической наступательной операции командующий 1-м Украинским фронтом Иван Конев планировал окружить и уничтожить немецкую группировку в Силезии. Сталин не согласился с ним и приказал в ходе окружения противника оставить коридоры и дать возможность противнику отступить. Делалось это с целью избежать ожесточенных сражений в Силезском промышленном районе и не допустить его разрушения».
А это строки из доклада президента АВН по итогам работы в 2015 г.:
«Да и на полях сражений следует учитывать экономические, политические интересы. Так, в Сандомирско-Силезской операции командующий 1-м Украинским фронтом маршал Конев решил окружить и уничтожить немецкую группировку в Силезии. Но Ставка его поправила, потребовав оставить узкую полосу для выхода противника без затяжных боев, чтобы было меньше разрушений в этом промышленном районе».
А вот строки из доклада уже этого, 2017 года:
«Так, в Сандомирско-Силезской операции командующий 1-м Украинским фронтом маршал Конев решил окружить и уничтожить немецкую группировку в Силезии. Но Ставка поправила, потребовав оставить узкую полосу для выхода противника из этого промышленного района без затяжных боев, чтобы было меньше разрушений».
Вот к примеру, абзац из доклада президента АВН от 2014 года:
«…создать Центр научно-технической информации Министерства обороны, чтобы оперативно обобщать, анализировать и доводить до заинтересованных органов управления и научных учреждений информацию о последних достижениях отечественной и зарубежной научно-технической мысли».
А это строки из доклада от 2017 года:
«…создать Центр научно-технической информации МО РФ, призванный оперативно анализировать, обобщать и доводить до заинтересованных органов управления и учреждений информацию о последних достижениях».
В 2014 году генерал Гареев предлагал:
«Преобразовать Военно-научный комитет ВС в Главный военно-научный комитет Минобороны, поднять его роль и статус, возложив планирование и координацию всей научной работы в интересах обороны. Повысить роль и ответственность главнокомандований (командований) видов (родов войск) ВС в руководстве научной работой в области развития, технического оснащения и боевого применения. Вполне естественным является подчинение им соответствующих научно-исследовательских организаций и вузов.
Это же он повторил и 2017 году:
«Преобразовать Военно-научный комитет ВС в Главный военно-научный комитет Минобороны, поднять его роль и статус, возложить на него ответственность за планирование и координацию всей соответствующей работы в Вооруженных Силах и в интересах обороны страны в целом».
Скажем, в 2014 году президент АВН предлагал:
«Учредить в РАН научное отделение оборонных проблем».
Это же он рекомендовал сделать и в этом, 2017 году:
«Учредить в РАН РФ научное отделение оборонных проблем».
То есть много лет президент АВН докладывает об одном и том же, а его никто не слушает. Никаких мер и решений не принимается. Возникает вопрос, если к мнению Академии военных наук не прислушиваются, значит, оно не так важно и не так уже много и весит. Или же руководителю АВН надо проанализировать, почему не принимаются необходимые решения, и что он лично для этого сделал.
Или же прямо заявить – «много лет подряд я говорю одно и то же, меня никто не слушает, меры не принимаются, я ухожу в отставку». Однако не сделано ни первого, ни второго, ни третьего.
И эти примеры далеко не единичны. Из года в год на ежегодных собраниях АВН заслуженные военные академики повторяют одно и тоже, а никаких мер по этим заявлениям не принимается. Может быть, тогда вообще нет никакого смысла в существовании АВН?
И наконец, еще один момент – сугубо моральный.
Махмут Ахметович в докладе 2017 года ссылается на слова командующего войсками Западного фронта генерала армии Дмитрия Павлова, якобы произнесенные им в июле 1941 на допросах в НКВД. Этот абзац изложен президентом АВН следующим образом:
«Когда командующего Западным фронтом Павлова арестовали, во время судебного процесса судья спрашивал, почему он не докладывал Сталину о развертывании германских войск у наших границ. Тот ответил: «Я докладывал ему то, что он от меня хотел услышать».
Генерал Павлов, как известно, принял мученическую смерть. Его вина в страшной катастрофе июне-июля 1941 года на Западном фронте – минимальна. Вполне возможно, что эти слова военачальник произнес под пытками. Выливать очередной ушат грязи на командующего войсками Западного фронта и обвинять его во всех смертных грехах означает использовать дурно пахнущий прием, к которому прибегали советские историки на протяжении многих послевоенных лет. Но хотя бы в 2017 году от этого можно было бы и воздержаться.
В общем, в этой консерватории надо что-то подправлять. Пластинки хоть изредка, но все же надо менять. Это, кстати, далеко не все примеры повторов генерала армии Гареева. На самом деле их куда как больше. Но не это самое главное. Тезисами докладов президента АВН нельзя руководствоваться в ходе практического строительства Вооруженных сил и планирования их боевого применения. И это в целом неудивительно. Ведь нельзя же строить серьезную вдумчивую работу на основании хотя бы и правильных, но все же лозунгов.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]