Нэцкэ: европейцы, философы-обезьяны, маски
27.03.2017 1 097 0 0 vakin

Нэцкэ: европейцы, философы-обезьяны, маски

---
0
В закладки
Оригинал взят у gorbutovich в Нэцкэ: европейцы, философы-обезьяны, маски

Из собрания Эрмитажа


Нэцкэ: Три обезьяны, играющие в шашки "го". Япония, Середина - вторая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯР-610. Государственный Эрмитаж. Source

Нэцкэ: Три обезьяны, играющие в шашки "го". Место создания: Япония. Мастер: Синкэйсай Масатоси. Работал: середин - вторая половина XIX в. Время создания: Середина - вторая половина XIX в. Школа/Центр производства: Эдо. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 4,1 x 3,1 см. Поступление: Поступил в 1944 г. Передан из магазина № 10 Ювелирторга. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

В городском искусстве периода Токугава (1603-1868) обезьяна часто выступает в качестве пародийного "заместителя" того или иного персонажа. В данном случае возможно несколько интерпретаций. Правильнее всего считать это пародией на существовавшее пародийное изображение трех великих мыслителей Дальнего Востока: Конфуция, Будды и Лао-цзы. Обычно их изображают (часто в облике обезьяны) вокруг бочонка с сакэ, выражающими различные чувства по поводу выпитого. Это должно в "сниженной" форме иллюстрировать идею о едином источнике конфуцианства, буддизма и даосизма и различном их оформлении. В данном случае подтекст тот же.

Нэцкэ – это брелок, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро – коробочку для парфюмерии и лекарств. Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.д. Сложенный пополам шнур продевают за пояс таким образом, что на одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом – в качестве противовеса – нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в традиционном японском костюме.

Коллекция нэцкэ Государственного Эрмитажа – крупнейшая в России. Ее ядро составляет собрание барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884), переданное в Эрмитаж в 1926 г. Коллекция пополняется за счет покупок у частных лиц и в настоящее время насчитывает более 1500 предметов.

2.

Нэцкэ: Европеец. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-177. Государственный Эрмитаж. Source

Нэцкэ: Европеец. Япония. Мастер: Тадамаса. Работал: перв. пол. XIX в. Время создания: Первая половина XIX в. Школа/Центр производства: Киото. Материал: слоновая кость, рог. Техника: резьба, инкрустация. Размеры: 8,8 x 2,6 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

Европеец в этой нэцкэ представлен необычно. Чаще всего резчики изображали португальцев или испанцев в костюмах XVI в. В данном случае одежда европейца иная: несмотря на некоторую фантастичность наряда, в нем можно узнать костюм первой трети XIX в. Прежде всего это относится к длинным панталонам, которые были в моде в 1820-1830-х гг. В это же время стали носить и прическу со взбитым коком.

3.

Нэцкэ: Голландец с петухом. Япония, Вторая половина XVIII в. Инвентарный номер: ЯР-1139. Source

Нэцкэ: Голландец с петухом. Место создания: Япония. Время создания: Вторая половина XVIII в. Материал: дерево. Техника: резьба Размеры: 9,5 x 2,5 см. Поступление: Поступил в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

4.

Нэцкэ: Дворец. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-169. Source

Нэцкэ: Дворец. Место создания: Япония. Время создания: Первая половина XIX в. Школа/Центр производства: Киото. Материал: дерево. Техника: резьба. Размеры: 3 x 4,2 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

5.

Нэцкэ: Обдирка риса. Япония, Середина XIX в. Инвентарный номер: ЯР-1278. Source

Нэцкэ: Обдирка риса. Место создания: Япония. Авторы: Мастер: Рютин (Гёкугасай?). Время создания: Середина XIX в. Школа/Центр производства: Эдо. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 4 x 3,5 см. Поступление: Поступил в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского. Не представлено в постоянной экспозиции.

6.

Нэцкэ: Голова сушеной рыбы на блюде. Япония, XIX в. Инвентарный номер: ЯР-1085. Source

Нэцкэ: Голова сушеной рыбы на блюде. Место создания: Япония. Мастер: Охара Мицухиро (1810-1875). Время создания: XIX в. Школа/Центр производства: Осака. Материал: дерево, слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 1,1 x 3,2 см. Поступление: Поступил в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

7.

Нэцкэ: Голова сушеной иваси и две крысы. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-12. Source

Нэцкэ: Голова сушеной иваси и две крысы. Место создания: Япония. Время создания: Первая половина XIX в. Школа/Центр производства: Осака. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 4,5 x 4,5 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

8.

Нэцкэ: Щупальце осьминога. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-299. Source

Нэцкэ: Щупальце осьминога. Место создания: Япония. Время создания: Первая половина XIX в. Школа/Центр производства: Тамба. Материал: дерево. Техника: резьба. Размеры: 3,5 x 1,5 см. Не представлено в постоянной экспозиции.

9.

Нэцкэ: Осьминог в корзине. Япония, Середина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-187. Source

Нэцкэ: Осьминог в корзине. Место создания: Япония. Время создания: Середина XIX в. Школа/Центр производства: Нагоя. Материал: дерево, слоновая кость. Техника: резьба, инкрустация. Размеры: 1,5 x 4 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

10.

Нэцкэ: Два седзе с бутылкой сакэ. Япония, Конец XVIII - начало XIX вв. Инвентарный номер: ЯД-14. Source

Нэцкэ: Два седзе с бутылкой сакэ. Место создания: Япония. Мастер: Хидэмаса Тингэндо I. Работал: кон. XVIII - нач. XIX вв. Время создания: Конец XVIII - начало XIX вв. Школа/Центр производства: Киото. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры:
2,5 x 3,7 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

Седзе - мифическое существо китайского происхождения. В основе его облика лежат внешний вид и повадки большой человекообразной обезьяны. Почти во всех источниках отмечаются такие привычки седзе, как пристрастие к одежде и обуви, а также к вину. Упоминается и то, что седзе понимают человеческую речь. В Японии слово "седзе" часто используется для обозначения пьяниц, что нашло отражение и в иконографии нэцкэ. Как правило, седзе изображаются длинноволосыми человекообразными существами, в богатых одеждах, с большой бутылкой сакэ, пляшущими или спящими.

11.

Горожанин с бутылкой сакэ. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯР-37. Source

Я так понимаю, что эта фигурка – (?) не нэцкэ.

Горожанин с бутылкой сакэ. Место создания: Япония. Время создания: Первая половина XIX в. Материал: слоновая кость. Размеры: 4 х 2,6 см. Поступление: Поступил в 1933 г. Передан из Русского музея. Не представлено в постоянной экспозиции.

12.

Нэцкэ: Чихающий. Япония, Конец XVIII в. Инвентарный номер: ЯД-180. Source

Нэцкэ: Чихающий. Место создания: Япония. Мастер: Хокэй. Работал: кон. XVIII в. Время создания: Конец XVIII в. Школа/Центр производства: Эдо. Материал: дерево, слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 3,6 x 3,4 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

13.

Нэцкэ: Потягивающийся. Япония, Конец XVIII в. Инвентарный номер: ЯД-46. Source

Нэцкэ: Потягивающийся. Место создания: Япония. Время создания: Конец XVIII в. Школа/Центр производства: Осака. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 5,9 x 3,9 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

14.

Зевающий. Япония, Вторая половина XIX в. Source

Не нэцкэ? (Не написано, что нэцкэ).

Зевающий. Место создания: Япония. Время создания: Вторая половина XIX в. Материал: дерево. Размеры: 3,5 х 3,1 см. Поступление: Поступила в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

15.

Причесывающийся. Япония, Конец XVIII - начало XIX в. Инвентарный номер: ЯД-150. Source

Не нэцкэ? (Не написано, что нэцкэ).

Причесывающийся. Место создания: Япония. Время создания: Конец XVIII - начало XIX в. Материал: дерево. Размеры: 3,3 х 3,2 см. Не представлено в постоянной экспозиции.

16.

Нэцкэ-Маска театра Но "Хёттоко". Япония, Вторая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-326. Source

Нэцкэ-Маска театра Но "Хёттоко". Место создания: Япония. Мастер: Масакадзу. Работал: втор. пол. XIX в. Время создания: Вторая половина XIX в. Школа/Центр производства:
Нагоя (?). Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 4,4 x 3,5 см. Не представлено в постоянной экспозиции.

17.

Нэцкэ-маска "Окамэ" (Амэ-но Удзумэ). Япония, Конец XIX в. Инвентарный номер: ЯД-145. Source

Нэцкэ-маска "Окамэ" (Амэ-но Удзумэ). Место создания: Япония. Время создания: Конец XIX в. Школа/Центр производства: Осака. Материал: дерево. Техника: резьба. Размеры:
3,8 x 3,5 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

Амэ-но Удзумэ – синтоистское божество, упомянутое в цикле мифов о богине солнца Аматэрасу. В народных верованиях Японии Амэ-но Удзумэ считалась божеством, приносящим счастье, в связи с чем и получила в просторечии имена Офуку, Отафуку ("счастье", "большое счастье") или Окамэ ("черепаха" - животное, являвшееся благопожелательным символом).

18.

Нэцкэ-маска "Усофуки". Япония, Середина - вторая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-273. Source

Нэцкэ-маска "Усофуки". Место создания: Япония. Мастер: Хомин. Работал: сер. XIX в. Время создания: Середина - вторая половина XIX в. Материал: грецкий орех. Размеры: 3,4 х 2,8 см. Не представлено в постоянной экспозиции.

19.

Нэцкэ-маска театра Но "Кобэсими". Япония, Середина - вторая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-132. Source

Нэцкэ-маска театра Но "Кобэсими". Место создания: Япония. Мастер: Рюкосай Дзюгёку. Работал: сер. - втор. пол. XIX в. Время создания: Середина - вторая половина XIX в. Материал: слоновая кость. Размеры: 3,5 х 3 см. Не представлено в постоянной экспозиции.

20.

Нэцкэ: Волк с головой казненного. Япония, Конец XVIII - начало XIX вв. Инвентарный номер: ЯР-1086. Source

Нэцкэ: Волк с головой казненного. Место создания: Япония. Время создания: Конец XVIII - начало XIX вв. Материал: дерево, слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 5,4 x 6 см. Поступление: Поступил в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

Этот сюжет довольно часто встречается в нэцкэ. Общепринятой его трактовкой является следующая: в Японии существовал обычай выбрасывать тела казненных преступников диким зверям.

21.

Нэцкэ: Обезьяна, разглядывающая нэцкэ в виде обезьяны с персиком. Япония, Конец XIX - начало XX вв. Инвентарный номер: ЯР-1022. Source

Нэцкэ: Обезьяна, разглядывающая нэцкэ в виде обезьяны с персиком. Место создания: Япония. Мастер: Масатами Коя. Работал: кон. XIX - нач. XX вв. Время создания: Конец XIX - начало XX вв. Школа/Центр производства: Ямада. Материал: слоновая кость, перламутр. Техника: резьба, инкрустация. Размеры: 4,3 x 2,6 см. Поступление: Поступил в 1972 г. Приобретен у частного лица. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

22.

Нэцкэ: Мальчик с шариком. Япония, Вторая половина XIX - начало XX вв. Инвентарный номер: ЯД-203. Source

Нэцкэ: Мальчик с шариком. Место создания: Япония. Время создания: Вторая половина XIX - начало XX вв. Школа/Центр производства: Эдо. Материал: дерево, слоновая кость. Техника: резьба, лак Размеры: 5,5 x 2,7 см. Не представлено в постоянной экспозиции.

23.

Нэцкэ: Мальчик, рисующий Амэ-Но Удзумэ. Япония, Конец XVIII - начало XIX вв. Инвентарный номер: ЯР-833. Source

Нэцкэ: Мальчик, рисующий Амэ-Но Удзумэ. Место создания: Япония. Мастер: Хасэгава Икко. Работал: кон. XVIII - нач. XIX вв. Время создания: Конец XVIII - начало XIX вв. Школа/Центр производства: Цу и Ямада. Материал: слоновая кость. Техника:
резьба. Размеры: выс. 3,3 см. Поступление: Поступил в 1951 г. Передан из Гохрана (Государственного хранилища ценностей). Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

24.

Нэцкэ: Три крысы. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-176. Source

Нэцкэ: Три крысы. Место создания: Япония. Время создания: Первая половина XIX в. Школа/Центр производства: Киото. Материал: слоновая кость, раковина. Техника: резьба, инкрустация. Размеры: 3 x 5 см. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

25.

Нэцкэ: Лошадь. Япония, Конец XVIII - начало XIX вв. Инвентарный номер: ЯР-1113. Source

Нэцкэ: Лошадь. Место создания: Япония. Время создания: Конец XVIII - начало XIX вв. Школа/Центр производства: Киото. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 5,9 x 4,4 см. Поступление: Поступил в 1984 г. Дар семьи С.П. Варшавского. Расположение: Зимний дворец. Зал: 358.

26.

Нэцкэ: Лошадь. Япония, Конец XVIII в. Инвентарный номер: ЯД-400. Государственный Эрмитаж. Source

Нэцкэ: Лошадь. Место создания: Япония. Время создания: Конец XVIII в. Школа/Центр производства: Киото. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 5,1 x 4,7 см. Не представлено в постоянной экспозиции.

27.

Нэцкэ: Лошадь. Япония, Конец XVIII в. Инвентарный номер: ЯР-87. Source

Нэцкэ: Лошадь. Место создания: Япония. Время создания: Конец XVIII в. Школа/Центр производства: Киото. Материал: слоновая кость. Техника: резьба. Размеры: 7,7 x 5 см. Поступление: Поступил в 1933 г. Передан из Государственного Русского музея. Не представлено в постоянной экспозиции.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]