Покорители неба. Авиаконструкторы Второй мировой
18.03.2017 506 0 0 foto-history

Покорители неба. Авиаконструкторы Второй мировой

---
0
В закладки
Оригинал взят у sharikowa в Покорители неба. Авиаконструкторы Второй мировой


В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, в которой авиация применялась в невиданных доселе масштабах. Сегодня мы вспомним нескольких знаменитых создателей самолетов Второй мировой и расскажем об их творениях

«Оно и видно»

Советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940) Николай Николаевич Поликарпов родился в Орловской губернии и по примеру отца, который был священником, окончил духовное училище и поступил в семинарию. Однако батюшкой он так и не стал, а окончил петербургский политех и под руководством знаменитого конструктора Игоря Сикорского участвовал в создании бомбардировщика «Илья Муромец». Это был на тот момент самый мощный самолет в мире. Позже его И-1 стал первым в мире истребителем-монопланом – самолетом с одним, а не с двумя рядами крыльев.

В 1929 году конструктор был арестован по доносу и приговорен к расстрелу по стандартному обвинению – «участие в контрреволюционной вредительской организации». Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании казни. В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направили в «Особое конструкторское бюро», организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод №39 имени В.Р. Менжинского. Здесь совместно с Д.П. Григоровичем в 1930-м он разработал истребитель И-5.

Там же, в заключении, им был спроектирован самолет ВТ-11. «ВТ» расшифровывается как «внутренняя тюрьма». Тогда на создание самолета требовалось два года, это было общемировой практикой. Когда зэков собрали, им сказали: «Можете делать два года, но на свободу выйдете, когда сделаете». Они подумали, сообщили: «Полгода хватит». Наверху удивились: «Ах, так у вас есть внутренние резервы? Три месяца вам на все про все». Через месяц самолет был готов.

В 1931 году коллегия ОГПУ отменила расстрел и приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным…



Николай Поликарпов (в центре) с сотрудниками.



Май 1935 года. Чкалов с блеском продемонстрировал И-16 Сталину. Тот решил подвезти Поликарпова домой. Машина была семиместная. Сталин – на заднем диванчике, шофер и охрана – впереди, авиаконструкторы разместились на откидных сиденьях. Вождь благодушно говорит, попыхтев трубкой: «Вот, Николай Николаевич, вы знаете, что между нами общего?» «Не знаю», – отвечает Поликарпов. «Все очень просто: вот и ты учился в семинарии, и я учился в семинарии – вот что у нас общего. А знаешь, чем мы отличаемся?» «Нет», – откликается Поликарпов. «Ты семинарию закончил, а я – нет». Опять клубок дыма. Поликарпов невозмутимо брякает: «Оно и видно, Иосиф Виссарионович». Сталин насупился, погрозил трубкой и сумел лишь выдавить: «Ты там знай свое место».

А однажды в НКВД поступил донос на Янгеля – тогда еще мальчишку, работавшего у Поликарпова. Напомним, что Янгель наряду с Королевым, Челомеем и Глушко – отец советской космонавтики и ракетостроения. Так вот, его обвинили в том, что он – сын кулака, а его отец скрывается в тайге… Что бы сделал на месте Поликарпова почти любой в то время? И что сделал Поликарпов? Дал молодому сотруднику отпуск и отправил в Сибирь, собирать документы о невиновности отца.

Не менее известен и еще один самолет Поликарпова – самолет первоначального обучения У-2 (переименован в По-2 после смерти конструктора). По-2 строился до 1959 года. Машина побила все рекорды долгожительства в авиации. За это время было выпущено более 40 тысяч машин, на них подготовили более 100 тысяч летчиков. На У-2 до войны успели полетать все наши летчики без исключения. Во время Великой Отечественной войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков. Машина была настолько надежна, экономична и легка в управлении, что ее использовали и как пассажирскую, и как санитарную. Во время войны также обнаружилось, что самолет можно переоборудовать в ночной бомбардировщик. Немцы называли его «кофемолка» или «швейная машинка», потому что несколько тысяч У-2 практически непрерывно и с большой точностью бомбили их позиции. За ночь самолет делал пять-шесть вылетов, иногда больше. Бесшумно, с выключенным мотором, подкрадывался к окопам врага, железнодорожным станциям, колоннам на марше и сбрасывал на головы фашистов четверть тонны взрывчатки и стали. Очень часто пилотами были девушки, воевавшие в составе женских авиаполков. Двадцати трем из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

Работы Поликарпова прервала смерть, случившаяся 30 июля 1944 года на 52-м году жизни. В тот момент Поликарпов трудился над созданием первого советского реактивного самолета. Только в 1956 году, через 12 лет после смерти конструктора, Военная коллегия Верховного Суда СССР прекратила дело в отношении Поликарпова…

После смерти конструктора территория ОКБ-51 перешла к Павлу Осиповичу Сухому, еще одному знаменитому инженеру, создавшему за свою карьеру более 50 конструкций машин. Сегодня ОКБ Сухого – одна из ведущих российских авиакомпаний, чьи боевые самолеты (например, многоцелевые истребители Су-27 и Су-30) состоят на службе в десятках стран.

Где посмотреть

У-2, в просторечии именовавшийся «кукурузником», хорошо показан в фильмах «Небесный тихоход», «В бой идут одни «старики», «В небе «ночные ведьмы».

Легендарный «мессершмитт»

Без сомнения, Вильгельм Эмиль Мессершмитт был одним из самых талантливых конструкторов в истории мировой авиации. Из-под его руки вышло много оригинальных проектов, нашедших свое воплощение в металле, но всемирную славу ему принесли только два – Bf-109 и Me-262.

В 1909 году во время летних каникул вместе с отцом он посетил Международную авиационную выставку. Там мальчик впервые увидел самолеты и на всю жизнь заболел авиацией.

Одной из наиболее значительных разработок конструктора стал цельнометаллический истребитель сопровождения «мессершмитт» Bf-109. В 1934 году стальную машину с хищным профилем, наводившую ужас на всю Европу, стала выпускать компания Bayerische Flugzeugwerke (Баварский авиазавод), отсюда такое название. В 1939 году Me-109 установил мировой рекорд скорости. Этот истребитель стал главным оплотом немецкой авиации во время Второй мировой войны. В ходе военных действий как французам, так и англичанам удалось заполучить образцы новейшего немецкого истребителя. Но если первым это уже было ни к чему, то британцы доставили Bf-109Е-3 в свой испытательный центр Боскомб Даун. Проведенные испытания показали, что ведущий на тот момент английский истребитель «Харрикейн» уступает «немцу» по всем параметрам.

На счету «мессершмиттов» оказалось большинство из 322 советских самолетов, сбитых в первый день войны.



Мессершмитт Bf 109.



Вильгельм Мессершмитт стоял у истоков реактивной авиации. Разработанный его фирмой турбореактивный истребитель и бомбардировщик Me-262 в 1944 году стал первым в мире серийным реактивным самолетом и первым в мире реактивным самолетом, участвовавшим в боевых действиях. Кроме того, истребитель-перехватчик с жидкостно-реактивным двигателем Me-163 в 1941 году впервые в мире перешагнул рубеж 1000 км/ч.

После войны, поскольку Германии запретили создавать самолеты, компания выпускала микроавтомобили, швейные машинки и бытовую технику. Только с 1952 года возобновился выпуск гражданских самолетов – транспортных и учебных. Они поставлялись государственной компании «Люфтганза».

После организации НАТО заводы Мессершмитта вновь переориентировались на военную продукцию. Началось производство реактивного самолета Ме-262.

С конца 60-х компания пошла по рукам в серии слияний и поглощений. В результате в 1989 году имя Messerschmitt окончательно исчезло из обращения. Фирма стала частью холдинга DaimlerChrysler Aerospace, позднее после очередного слияния превратившегося в «Европейский аэрокосмический и оборонный концерн» (EADS). Самый известный ее продукт – пассажирские лайнеры Airbus.

Что интересно, в мае 1945 года, после капитуляции Германии, Чехословакия неожиданно стала обладательницей большого количества деталей, позволявших изготовить более 500 самолетов Bf-109 различных модификаций. Поэтому было принято решение, что первым самолетом возрождающихся чехословацких ВВС станет «стодевятый». Так «мессершмитт» стали производить заводы фирм Avia и Letov. Увы, летные качества чешских «мессершмиттов» оставляли желать лучшего. Но несмотря на это, самолет состоял на вооружении ВВС Чехословакии до начала 50-х годов.

Так бы и не оставил чешский «мессершмитт» сколь-нибудь заметного следа в истории авиации, если бы не развернувшиеся в конце 40-х годов события на Ближнем Востоке. Дурная репутация чешского самолета не испугала отчаянно нуждавшихся в авиационной поддержке израильтян, и 23 апреля 1948 года была достигнута договоренность о поставке первых одиннадцати машин. В начале мая на обучение в Чехословакию было послано 12 летчиков, в том числе и Эзер Вейсман, ставший впоследствии президентом Израиля. Вскоре, 15 мая, было объявлено о создании государства Израиль, и началась так называемая война за независимость. К тому времени обстановка на фронте складывалась не в пользу евреев – танковые колонны противника рвались к Тель-Авиву, а вражеские самолеты безнаказанно бомбили города. Впервые только что собранные израильтянами чешские «мессершмитты» были брошены в бой 29 мая. Самолеты поднялись с авиабазы Тель-Ноф, чтобы остановить египетские войска. Появление в воздухе теперь уже израильских «мессершмиттов» оказалось полной неожиданностью для противника. Несмотря на то, что один самолет упал и разбился, психологический эффект был огромен – арабы больше не господствовали в воздухе. 3 июня 1949 года была одержана и первая воздушная победа. Командир первого истребительного подразделения ВВС Израиля Моди Элон сбил две египетские «Дакоты», возвращавшиеся после бомбежки Тель-Авива.

Сегодня несколько этих машин можно увидеть в авиамузеях Чехии и Израиля.

Где посмотреть

«В бой идут одни «старики». В качестве советских истребителей в фильме используются учебно-тренировочные самолеты Як-18П, а роль «мессершмитта» играет чехословацкий спортивно-пилотажный «Злин Z-326 Акробат». Настоящие самолеты времен Второй мировой появляются только в кадрах с кинохроникой.

Создатель «черной смерти»

Сын бедного крестьянина из Вологодской губернии Сергей Владимирович Ильюшин начал работать в 15 лет, а в Первую мировую стал мотористом на аэродроме. Затем он окончил солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба и летом 1917 года получил права пилота. С тех пор его жизнь навсегда была связана с авиацией.

Когда грянула Октябрьская революция, Ильюшин недолго размышлял, чью сторону принять. В 1918 году он вступил в партию большевиков, а в 1919-м стал бойцом Красной армии.

В 1921 году Ильюшин обратился к командованию с просьбой разрешить ему поступление в Институт инженеров Красного воздушного флота. Многие сомневались – какое тут высшее образование? Ильюшину к тому времени было уже 27 лет, а за плечами всего три класса школы. Но Ильюшин отличался невероятным упорством и работоспособностью. Там, где не хватало знаний, помогал опыт механика. К концу 30-х он уже возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ. Главное творение Сергея Владимировича – самый массовый боевой самолет в истории, знаменитый штурмовик Ил-2.

Машины Ильюшина вошли в историю Великой Отечественной войны. Уже летом 1941 года бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4) нанесли бомбовый удар по Берлину.

Знаменитый штурмовик Ил-2 был прозван у нас «летающим танком» за уникальную броневую защиту и огневую мощь, а у фашистов – «черной смертью»… Выдающееся конструкторское решение заключалось в том, чтобы броню, обеспечивающую боевую живучесть самолета, использовать как каркас фюзеляжа.

После войны ОКБ продолжило разрабатывать бомбардировщики и штурмовики, но в серию они по разным причинам не пошли. Зато транспортный Ил-76 и пассажирский Ил-86 стали одними из самых распространенных машин в советские времена.

Последним самолетом, созданием которого руководил Ильюшин, стал Ил-62 – первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолет.

После развала СССР спрос на продукцию отечественных авиастроителей резко снизился, и, например, современных лайнеров Ил-96 на сегодня построено немногим больше двух десятков.

Старший сын конструктора Владимир Ильюшин стал настоящим «королем неба». Летчик-испытатель Владимир Ильюшин установил несколько мировых рекордов, в том числе первым достигнув на боевом самолете высоты в 28 километров. За этот полет он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Где посмотреть

«Размах крыльев» – фильм об Ил-18. «Торпедоносцы» с Ил-4 и Родионом Нахапетовым.

«Летающая кобра»

В 1912 году авиамеханик Лоуренс Белл чуть не покончил с самолетами навсегда, когда его старший брат, пилот-каскадер Грувер Белл, погиб в катастрофе. Но друзья уговорили Лоуренса не зарывать талант в землю, и в 1928-м появилась компания Bell Aircraft, создавшая самый известный американский истребитель Второй мировой войны P-39 Airacobra.

Занятный факт: благодаря поставкам в СССР и Великобританию и подвигам асов этих стран у «Аэрокобры» высокий показатель индивидуальных побед среди всех когда-либо созданных американских самолетов.

Airacobra – «Эйракобра» (но обычно просто «Аэрокобра»). Этот самолет невозможно спутать ни с одним другим. Мотор посредине фюзеляжа, автомобильного типа двери кабины, футуристически выглядевшее трехколесное шасси с несоразмерно длинной передней стойкой – на самом деле все эти необычные конструкторские решения имели свои резоны, они были нацелены на повышение боевой и эксплуатационной эффективности машины. Как уже было сказано, двигатель располагался сзади кабины пилота. Из-за смещения центра тяжести назад истребитель был очень маневренным. Истребитель Р-39 «Аэрокобра» стал самым массовым и самым известным из поставлявшихся в СССР по ленд-лизу – такой же символ помощи западных союзников, как грузовик «Студебекер», «Додж три четверти» и банка американской тушенки. «Кобра» была очень популярна у советских летчиков, ее ценили и любили. Многие «сталинские соколы» львиную долю побед одержали именно на «Аэрокобре».

Советские и американские пилоты около Р-39.

Лучшей рекламой этому истребителю были боевые счета А.И. Покрышкина и летчиков его дивизии. Многие из них имели на своем счету более 20 сбитых вражеских машин. Рекордсменом считается Г.А. Речкалов, за которым числятся ровно 50 одержанных на «Кобре» побед. Около сотни пилотов, воевавших на Р-39, были удостоены высшей награды Родины – «Золотой Звезды» Героя Советского Союза. Некоторые из них удостоились этой чести дважды, а сам Покрышкин стал трижды Героем Советского Союза, одержав на Р-39 20 из своих 59 побед.



Летчик-истребитель Г.А. Речкалов возле своего самолета Р-39 «Аэрокобра».



Со временем компания Northrop Grumman, выпускавшая Р-39 «Аэрокобра», переключилась на аэрокосмические разработки. Именно она создала посадочный модуль «Аполлон», на котором американские астронавты впервые высадились на Луну в 1969 году. Сегодня это часть корпорации Northrop Grumman, занимающейся созданием баллистических ракет, спутников, радаров и, конечно же, авиационной техники для армии США и NASA.

Где посмотреть

Самолет показан в художественном фильме Александра Рогожкина «Перегон». Снят в 2006 году в России.

Документальный фильм «P-39 Airacobra» из цикла «Great Planes». «Дискавери».

Прорыв «Прототипа»

Дзиро Хорикоси – японский авиаконструктор. Наиболее известен как конструктор A6M Zero – очень удачного истребителя времен Второй мировой войны.

Дзиро Хорикоси родился в 1903 году в поселке Фудзиока. Учился в Фудзиокской средней школе. В школьные годы заинтересовался авиастроением, читая газетные репортажи о воздушных боях Первой мировой войны в Европе. Впоследствии Хорикоси поступил на технологический факультет Токийского университета по направлению авиационной инженерии. Его товарищами по университетской учебе были такие известные впоследствии японские авиаконструкторы, как Хидэмаса Кимура и Такэо Дои. Завершив университетское образование, Хорикоси в 1926 году устроился инженером в подразделение компании «Мицубиси», занимавшееся двигателями внутреннего сгорания. Компания владела самолетостроительным заводом в Нагое, куда и попал Хорикоси.

В 1937 году Хорикоси начал работать над самолетом «Прототип-12», который был запущен в производство в 1940 году под названием A6M Zero. Zero был палубным истребителем с одной несущей поверхностью. До 1942 года Zero превосходил самолеты стран антигитлеровской коалиции по маневренности, скорости и дальности полета и до конца Второй мировой войны оставался основой японской флотской авиации.



A6M. Zero



После войны Хорикоси вместе с Хидэмасой Кимурой участвовал в конструировании пассажирского лайнера YS-11. Уволившись из «Мицубиси», он с 1963 по 1965 год читал лекции в Институте астронавтики, с 1965 по 1969 год преподавал в Академии обороны, с 1972 по 1973-й – на инженерно-строительном факультете Университета Нихон. Хорикоси написал несколько книг об истребителе Zero.



Где посмотреть

«Ветер крепчает» (2013) – полнометражный анимационный фильм режиссера Хаяо Миядзаки, снятый на студии «Гибли».

«Перл-Харбор» (2001).

Спасибо за предоставленный материал автору текста: историку, журналисту Владимиру Шарикову.
Использование текста возможно только с указанием ссылки на первоисточник (Сайт "СССР. Под знаком качества")



уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]