Прогресс по магниту PF1 ИТЭР
16.03.2017 134 0 0 tnenergy

Прогресс по магниту PF1 ИТЭР

---
0
В закладки
  Изготовители магнита PF1 Средне-Невский судостроительный завод и НИИЭФА рапортуют о важном промежуточном моменте в жизни PF1 - окончании вакуумно-нагнетательной пропитки первой штатной сверхпроводящей двойной галеты магнита PF1.



Сначала о том, что произошло: катушка PF1 состоит из 8 вот таких блинов, уложенных стопочкой, каждый из которых изготавливается путем намотки на специальном станке блина из двух сверхпроводящих кабелей (сверхпроводник - NbTi) в металлической оболочке. При этом кабели обматываются слоеной изоляцией из сухого стекловолокна и каптона. Затем вся конструкция погружается в вакуумную камеру, откачивается и заполняется эпоксидной смолой. В итоге получается а) электрическая изоляция, которая нужна при потере катушкой сверхпроводящего состояния, когда напряжение на ней может достигать 15-20 киловольт б) жесткая конструкция, которая сопротивляется магнитным силам (которые для этой катушки будут достигать нескольких сот тонн) и не дает проводнику с током сдвинуться с места (что весьма плохо для термоядерного реактора, где необходимо прецизионно выдерживать конфигурацию магнитного поля).


Конструкция PF1

PF1 - один из самых маленьких магнитов ИТЭР (однако не самый простой в плане требований), однако вне ИТЭР он был бы одним из самых больших и сложных в мировых масштабах. Интересно, что "запеченная" галета на первой фотографии - это первая подобная из всех полоидальных магнитов, хотя PF1 будет устанавливаться последним из всей магнитной системы аж в 2023 году.


Характеристики полоидальных магнитов ИТЭР: Мегаампер-витки, количество витков в слое, количество слоев, всего витков, длина единичного кабеля из которого создается двойной блин.

Вообще ситуация с магнитами в ИТЭР довольно интересно. Дело в том, что это вторая по стоимости часть проекта (после проектирования и НИОКР, обошедшихся в 6 с лишним миллиардов долларов) - ~4 миллиарда долларов. При этом собственно производство магнитов довольно успешно и в срок идет везде (тороидальные в Японии и Италии, центральный соленоид в США), кроме двух самых критичных - полоидальных PF6 (наматываемого в Китае) и PF5 - наматываемого прямо на площадке ИТЭР, где для этого построен мини-завод. Критичные они, потому что PF6 необходимо поставить на площадку до 3 квартала 2019 года, т.е. всего через 2 года, а намотка штатных галет у китайцев еще не стартовала.


В феврале 2017 Китай успешно изготовил квалификационный двойной блин, но до старта производсва еще надо квалифицировать и технологию пропитки, что займет еще несколько месяцев.

Европейцы с PF5 тоже слегка отстают от намеченных сроков, хотя им в целом проще - квалификация производства почти пройдена, а логистика готовой катушки заключается в перевозке ее на 200 метров, а не на 11000 км, кроме того, сдать магнит для монтажа надо на несколько месяцев позже.


Завод на площадке ИТЭР и намотка квалификационного образца двойного блина PF5 на переднем плане.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
ИТЭР: почти готовая шахта реактора
Красивую фотографию выложили намедни на Iter.org, где видна оформившаяся шахта реактора, с забетонированными 3 уровнями (из 5) и начавшимся армированием 4 уровня.
Минутка статистики
В январе этого года была закончена кампания по производству ниобий-оловянных стрендов для ИТЭР. В общей сложности с 2007 по 2017 год (причем массовое производство
Намотан первый модуль центрального соленоида ИТЭР
Несколько дней назад американская компания General Atomics отрапортовала, что намотат первый модуль ЦС ИТЭР. На данный момент это самый большой в мире сверхпроводящий
ИТЭР в 2016 году
Проект Если 2015 год для проекта международного термоядерного реактора ИТЭР был полон драматизма и борьбы за спасение проекта, то про 2016 на его фоне сказать особо
Стоимость тральщика "Александр Обухов"
На сайте госзакупок была размещена небезынтересная информация о закупке АО "Средне-Невский судостроительный завод" (Санкт-Петербург) у единственного поставщика оказания
Построенный для Казахстана рейдовый тральщик "Алатау" на ходу
Сообщается, что 28 июля 2016 года в акватории Невы были начаты заводские ходовые испытания построенного на АО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ; входит в