Войсковая ветеринарно - фельдшерская школа  Сибирского казачьего войска в Омске
28.02.2017 1 002 0 0 foto-history

Войсковая ветеринарно - фельдшерская школа Сибирского казачьего войска в Омске

---
0
В закладки
Оригинал взят у stariy_voin в Войсковая ветеринарно - фельдшерская школа Сибирского казачьего войска в Омске



 Начало становления ветеринарного образования в России относится к первой половине XVIII века. Недостаточно высокий уровень ветеринарного обслуживания животноводства из-за малочисленности ветеринарных врачей и слабой их специальной подготовки, непрекращающиеся эпизоотии различных заболеваний крупного рогатого скота способствовали назреванию проблемы острой нехватки ветеринарных кадров.



Ветеринарные врачи среднего звена выпускались специальными ветеринарно-фельдшерскими школами. Стационарные ветеринарно-фельдшерские школы в Сибири открылись только во второй половине XIX века: в Тобольске и Томске – в 1878 году, в Омске – в 1879 году. Они готовили ветеринарных работников для Тобольской и Томской губерний, Степного края и Восточной Сибири.

В 1879 году при Сибирском казачьем войске в Омске была учреждена ветеринарно-фельдшерская школа.


Фото: Здание где размещалась школа.

Первоочередная цель открытия школы - комплектование ветеринарными врачами непосредственно самого Сибирского казачьего войска.

Еще в 1873 году было разработано положение Военного ведомства о казачьих фельдшерах, введенное в действие с 1 января 1874 года. Войсковым хозяйственным правлением Сибирского казачьего войска 6 ноября 1874 года были утверждены «Правила для образования ветеринарных фельдшеров Сибирского казачьего войска» согласно которым для «комплектования Сибирского казачьего войска ветеринарными фельдшерами был учрежден курс для обучения казаков и малолетков при ветеринарном лазарете, открываемом при войсковой учебной сотни».



Число обучаемых ветеринарно-фельдшерскому делу определялось в 9 человек, т.е. по одному для каждого из 9 конных полков, которые войско должно было выставлять в военное время. Для обучения атаманами отделов избирались казаки строевого состава не старше 23 лет и малолетки с 17-летнего возраста «грамотные и способные, преимущественно из желающих заняться этим делом».
Курс обучения составлял 3 года. Контроль за обучением возлагался на Акмолинского областного ветеринарного врача, а также военно-окружного медицинского инспектора Западно-Сибирского военного округа. Все расходы на организацию ветеринарных курсов брало на себя Сибирское казачье войско.

В приказе по Сибирскому казачьему войску № 94 от 27 июля 1879 года указано: «Высочайше утвержденным 9-го минувшего июня положением Военного Совета постановлено: для образования ветеринарных фельдшеров в Сибирском казачьем войске учредить в Омске ветеринарно-фельдшерскую школу».
С открытием упомянутой школы образование ветеринарных фельдшеров Сибирского казачьего войска на основании утвержденных в ноябре 1874 года временных правил было прекращено, а обучавшихся на тот момент молодых людей и устроенный при учебной сотне ветеринарный лазарет были переведены в ветеринарно-фельдшерскую школу. Школа содержалась на средства общего войскового капитала Сибирского казачьего войска. Помещение для школы отводилось в свободном войсковом здании, отопление, освещение и ремонт которого относились на счет войска.
В ведомости расходам на содержание войсковой ветеринарно-фельдшерской школы в графе «предметы расходам» значится:
«На содержание 20 ветеринарных учеников (по сто рублей каждому);
на вознаграждение преподавателей специальных предметов;
на вознаграждение преподавателей общеобразовательных предметов;
на содержание воспитателя;
на приобретение учебников, медикаментов и учебных пособий;
на медикаменты для лошадей.
Итого – 3345 рублей».

Различные стороны деятельности учебного заведения детально регламентировались «Положением о войсковой ветеринарно-фельдшерской школе Сибирского казачьего войска», в соответствии с которым в учебном и воспитательном отношениях школа подчинялась главному надзору окружного военно-медицинского инспектора Западно-Сибирского военного округа, а в хозяйственном отношении – Войсковому хозяйственному правлению Сибирского казачьего войска.

При школе состоял педагогический совет из начальника школы, преподавателей и воспитателя.

Полный курс обучения составлял 3 года. Для практических занятий при школе полагался ветеринарный лазарет на 10 лошадей. Школа предусматривалась на 20 воспитанников войскового сословия. Сверх штатного числа воспитанников допускался прием в школу «пансионеров» частных лиц и обществ в таком количестве, которое позволяло помещение школы с оплатой по 200 рублей в год. В комплект штатных воспитанников поступали «малолетние Сибирского казачьего войска, имеющие не менее 17 лет от  роду, грамотные, хорошей нравственности и крепкого телосложения, изъявившие желание обучаться в школе».

Желающие поступить в школу должны были предоставить прошение на имя начальника школы с приложениями: «метрического свидетельства о рождении и крещении, медицинского свидетельства о привитии оспы и неимении физических недостатков, препятствующих исполнению обязанностей ветеринарного фельдшера, послужного списка или паспорта отца». По окончании полного курса ученики подвергались экзамену в особой комиссии, под председательством окружного военно-медицинского инспектора, из ветеринарных врачей или медиков, служивших в Сибирском казачьем войске, и в присутствии особого штаб-офицера по назначению войскового наказного атамана. Воспитанники казачьего сословия, успешно окончившие курс, утверждались в звании ветеринарных фельдшеров, производились в урядники и по распоряжению войскового начальства зачислялись в строевые части войска. Лица, не принадлежавшие к казачьему сословию, получали свидетельство об окончании курса за подписью окружного военно-медицинского инспектора.

В дополнение к «Положению» была разработана и утверждена 28 августа 1879 года «Инструкция ветеринарно-фельдшерской школы Сибирского казачьего войска». В ней оговаривались права и обязанности воспитателя школы, который назначался  в помощь начальнику школы для «ближайшего заведывания ею в учебно-воспитательном отношении». В его обязанности входило: руководить воспитанниками во время учебных занятий, во внеклассное время, вести всю письменную отчетность о поведении и успехах каждого из воспитанников, наблюдение за поддержанием порядка между воспитанниками, соблюдение ими всех правил, установленных в школе. Кроме того, воспитатель мог быть назначен и преподавателем одного или нескольких общеобразовательных предметов. В помощь воспитателю по надзору за воспитанниками и ведению их хозяйства назначался «дядька» из казаков, «испытанной нравственности». Кроме того, назначались два казака «для хлебопечения, приготовления пищи, прислуги и содержания в чистоте помещений школы и воспитанников».

Учебные программы специальных дисциплин включали довольно широкий круг вопросов. Воспитанники изучали анатомию и физиологию, фармакологию, общие сведения о различных заболеваниях и способах их излечения, обучались ковке лошадей. Кроме того, помимо теоретических занятий большое внимание уделялось практике. Ветеринарные ученики в продолжении всего обучения должны были заниматься, согласно расписаниям, в ветеринарных лазаретах: «уход за больными лошадьми, вскрытие трупов лошадей, убитых с научной целью для изучения, ковка копыт, приготовление лекарств, упражнения в расчистке копыт, операции на живых лошадях».



В основу преподавания была положена программа Томской ветеринарно-фельдшерской школы, согласно которой учениками  1 класса изучались – закон Божий, русский язык, латинский язык, арифметика, ботаника, зоотомия, физиология; 2 класса – общая патология, фармакогнозия, фармация, фармакология, рецептура, зоохирургия; 3 класса – эпизоотия, оперативная хирургия, акушерия.

Для практических занятий каждому воспитаннику под расписку выдавались карманные ветеринарно-фельдшерские наборы, которые специально изготавливались на заказ. Так, например, в 1881 году Войсковое хозяйственное правление оформило заказ «на изготовление 12 фельдшерских и 9 ветеринарно-фельдшерских карманных наборов последнего образца» у хирургического инструментального мастера К.Венцеля (г.С-Петербург) на сумму 205 рублей 5 копеек.

Из рапорта начальника школы военно-медицинскому инспектору Западно-Сибирского военного округа «Об успехах, поведении, прибыли и убыли учеников войсковой ветеринарно-фельдшерской школы Сибирского казачьего войска» следует, что на 1882 год в школе числилось 35 воспитанников по трем классам. Ведомости об успеваемости воспитанников велись за каждый месяц по пятибалльной системе оценки – по специальным предметам, по общеобразовательным предметам и по поведению. На время летних каникул с 1 июня по 1 сентября учеников увольняли в отпуск, «всех киргизских воспитанников отправляли для поправления здоровья на родину».

В 1891 году начальник школы в рапорте Омскому окружному военно-медицинскому инспектору докладывал о бытовых условиях в школе, которые не позволяли осуществлять в полной мере полноценный учебный процесс: «В заведуемой мной войсковой ветеринарно-фельдшерской школе имеются следующие большие неудобства:
1) заразное отделение для животных устроено нецелесообразно, т.к. оно находится в одном конце сарая, служащего для склада сена, припасов и манежа для производства операции и приема амбулаторных лошадей. Зимой здесь очень холодно;
2) комната для малых животных (собак) устроена за деревянной перегородкой в комнате, где производятся вскрытия трупов животных (темный маленький чулан), в связи с чем, больные собаки содержатся на привязи в стойлах для лошадей в клинике;
3) манеж для производства операций и приема амбулаторных животных мал, холоден, двери узкие, порог очень высокий, в связи с чем им до сих пор не могли пользоваться по назначению.
4) особого анатомического покоя для вскрытия трупов животных в школе не имеется. По этой причине вскрытия трупов производились весьма редко, а воспитанники школы не могут быть достаточно ознакомлены с порядком вскрытия, с патолого-анатомическими изменениями на больных животных, со способами производства некоторых операций, с чем они знакомятся более теоретически по книгам …».



«Отчет о войсковой ветеринарно-фельдшерской школе Сибирского казачьего войска за 1892 год» позволяет детально ознакомиться с условиями содержания воспитанников школы, учебной, практической деятельностью и пр.

Школа размещалась в войсковом здании (ул.Тарская, д.4 / ул.Ленина, д.1 – ныне Прокуратура Омской области) и занимала 7 комнат – 3 были отведены под классы, 3 - под спальни воспитанников и 1 - под кабинет. В течение года в школе обучалось 28 воспитанников казачьего сословия из Сибирского и Семиреченского казачьих войск и пансионеров киргизских обществ. Обеспечение продовольствием каждого воспитанника школы обходилось 12 копеек в день.
Дневной рацион питания воспитанника мог выглядеть так:
«завтрак – варенный картофель или жидкая кашица с маслом или похлебка (из мяса или осердия), с ржаным хлебом. Обед – из двух блюд: горячего супа, щей или борща и жаркого, полагая на каждого на обед по 1 фунту мяса и раз в неделю каша с маслом. Квас. В высокоторжественные (праздничные) дни давать улучшенную пищу. В светлое Христово Воскресенье – каждому по 5 крашенных яиц, пасхи из творога по ? фунта, сдобного кулича по 1 фунту, сливочного масла  по 1/8 фунта и окорок свинины для русских воспитанников, а для киргизских воспитанников баранины по 1 фунту на каждого. Ржаной хлеб выдавать с лотка, сколько потребуется».

На каждого воспитанника полагалось: «3 пары тельного белья, 3 простыни, 3 наволочек, 2 носовых платка, 2 полотенца. Из верхнего платья – плащ, фуражка, суконная пара (для праздников) и классная пара (из мельтона), 2 пары сапог. Срок этим вещам положением о школе не определялся и таковые заводились по мере их действительной надобности …».

С воспитанниками школы регулярно проводились практические занятия в клинике ветеринарно-фельдшерской школы, где они занимались изучением методов исследования больных животных, распознаванием и лечением болезней животных как амбулаторных, так и находящихся в стационарной клинике. «Для наблюдения за ходом болезни стационарных больных животных воспитанники 3 класса назначались кураторами и дежурными в клинике. … Занятия в аптеке при школе заключались в ознакомлении воспитанников с приготовлением лекарств, воспитанники 3 класса занимались составлением лекарств для больных животных в клинике по официальным и магистральным формулам, а воспитанники 2 класса назначались дежурными по аптеке… Практические занятия по оперативной хирургии заключались в проведении операций на стационарных и амбулаторных больных животных, причем некоторые из операций были проведены воспитанниками 3 класса. Кроме того велись практические занятия частью на трупах, частью на иных мелких животных. Окончившие курс воспитанники были наглядно ознакомлены со многими заразными болезнями (сап, чума рогатого скота, чесотка). Для ознакомления воспитанников 2 и 3 классов с патологической анатомией производилось вскрытие крупных и мелких домашних животных … В учебной кузнице школы воспитанники 1 класса занимались изготовлением подков сначала из свинца, а затем из железа…».



Следует отметить, что в лазарете при войсковой ветеринарно-фельдшерской школе принимались на лечение домашние животные «частей войск, квартировавшихся в Омске, и жителей всех сословий, с платой за продовольствие овсом и сеном по заготовительным ценам на фураж для лошадей учебной сотни, а также с платой по утвержденной таксе за медикаменты». Так в течение 1893 года в клинику школы было доставлено 478 больных животных, из которых стационарным лечением пользовались 121 животное, амбулаторным – 357.

В течение всего учебного года проводились заседания педагогического совета школы, на которых рассматривались не только вопросы, касающиеся учебной и хозяйственной частей школы, но и поведение воспитанников. Воспитанников, которые были замечены в каких-либо нарушениях, довольно строго наказывали. Так, например, в постановлении педагогического совета № 1 от 12 февраля 1892 года значатся следующие меры пресечения плохого поведения: «за дурные успехи, вследствие лености, посадить в карцер на воскресенье …, сделать строгое внушение, с предупреждением, что если не исправится в поведении, то будет исключен из школы …».

Ветеринарно-фельдшерская школа при Сибирском казачьем войске была закрыта в 1894 году после пожара, который уничтожил все ее помещения. 29 августа 1894 года Военный совет постановил: «войсковую ветеринарно-фельдшерскую школу Сибирского казачьего войска с начала 1894/95 учебного года закрыть».


Фото: Здание где размещалась школа.

Одновременно с этого времени в Томской ветеринарно-фельдшерской школе учреждались 20 стипендий для Сибирского и две – для Семиреченского казачьих войск. В рапорте начальника школы Омскому окружному военно-медицинскому инспектору от 9 сентября 1894 года указано: «В следствие последовавшего распоряжения о закрытии войсковой ветеринарно-фельдшерской школы и о переводе состоящих в ней воспитанников в Томскую ветеринарно-фельдшерскую школу, воспитанники вверенной мне школы в числе: 15 стипендиатов Сибирского казачьего войска, 2 Семиречинского казачьего войска и 1 пансионера киргизского общества, итого 18 человек – отправлены 3 и 4 числа сего сентября в две партии в сказанную школу в сопровождении старшего ветеринарного фельдшера школы».

Ситуация изменилась в 1905 году. Томский губернский ветеринарный инспектор 16 июля 1904 года уведомил Войсковое хозяйственное правление, что Томская ветеринарно-фельдшерская школа «подлежит переносу в 1905 году в г.Омск». В то же время Окружное военно-ветеринарное управление сообщало в Войсковое хозяйственное правление: «По сведениям, имеющимся в Окружном военно-ветеринарном управлении с 1 сентября [1905 года] в Омске открывается ветеринарно-фельдшерская школа, в которую переведены по случаю закрытия ветеринарно-фельдшерской школы в Томске, стипендиаты Сибирского казачьего войска в количестве 6 человек …». Вновь открываемой Омской ветеринарно-фельдшерской школе от Войскового хозяйственного правления были переданы в 1906 году, оставшиеся от войсковой школы медикаменты, инструменты, посуда, модели, чучела, скелеты и другие предметы (всего около трехсот наименований).

Ветеринарно-фельдшерская школа Сибирского казачьего войска оказала неоценимый вклад в развитии ветеринарного образования в Сибири, обеспечивая квалифицированными кадрами Сибирское и Семиречинское казачьи войска.



В «Памятной книжке Сибирского казака» (автор подъесаул Тарыкин) дается следующая характеристика того, как казак должен относиться к своей лошади: «ты должен знать ее название, год привода, ее нрав, привычки и пороки. Следи чтобы она выедала весь корм, положенный ей, … помни, что на не кормленной лошади далеко не уедешь. Конь – твой верный боевой товарищ. С ним ты все и всюду, а без него ничто…».



Доклад окончен.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]