К истории контрактов на поставку Китаю эскадренных миноносцев проектов 956Э и 956ЭМ
27.11.2016 526 0 0 bmpd

К истории контрактов на поставку Китаю эскадренных миноносцев проектов 956Э и 956ЭМ

---
0
В закладки
В статье Заслуженного конструктора Российской Федерации В.И. Голяка «Военно-техническое сотрудничество с Китайской Народной Республикой», опубликованной в пятом номере журнала «Судостроение» за 2016 год, приводятся некоторые интересные подробности, связанные с заключением и реализацией контрактов на поставку в Китай эскадренных миноносцев проекта 956Э и 956ЭМ в 1990-е годы.

Автор сообщает, что в конце 1980-х годов начала разрабатываться новая военно-морская доктрина КНР, в основу которой была положена «Стратегия активной обороны», подразумевавшей создание таких ВМС, которые были бы способны отразить агрессию со стороны моря. При этом не исключалась и возможность нанесения превентивных ударов по противнику. В результате китайские военно-морские специалисты остановили свой выбор на эскадренном миноносце (ракетно-артиллерийском корабле) проекта 956. Очевидно, главными критериями выбора были данные комплекса ударного вооружения и характеристики ЗРК коллективной обороны.

956

Эскадренный миноносец проекта 956Э "Фучжоу" (福州 , Fuzhou) ВМС НОАК (с) et97.com

В 1992 году был подписан указ президента РФ об экспортной комплектации и продаже Китаю двух эсминцев проекта 956Э. Комплектация по сравнению с базовым проектом изменилась мало. На корабле сохранилось все основное оборудование, часть оборудования предполагалось переработать в связи с переходом на новую элементную базу и с учетом эксплуатации российского оборудования в южных широтах, также необходимо было переработать всю эксплуатационную документацию для поставки в экспортном исполнении.

Одна из первых встреч по ознакомлению китайских специалистов с кораблями ВМФ России состоялась в 1993 году. По приглашению Бюро технического сотрудничества военных вооружений Главного управления вооружений Генерального штаба НОАК российские специалисты в составе ГК «Росвооружение» прибыли в Циндао на территорию Главной военно-морской базы Северного флота ВМС НОАК. Целью приезда наших специалистов было ознакомление высшего командного состава и старших офицеров ВМС НОАК с современными кораблями ВМФ России, которые пришли в Циндао с визитом дружбы. Это были эсминец проекта 956 ["Быстрый"] и БПК проекта 1155 ["Адмирал Пантелеев"].

Было понятно, что Китай проявляет особый интерес к кораблю проекта 956 и готов заключить контракт на поставку двух кораблей, а также контракты на поставку боезапаса, вертолетов Ка-28, ГСМ и ЗИП базового и длительной эксплуатации. Одновременно прорабатывался вопрос о заключении контрактов на обучение китайских экипажей и созданию береговой инфраструктуры с местами хранения, переосвидетельствования и транспортировки боезапаса, а также созданию стендов для проверки и ремонта блоков, узлов и деталей вооружения и технических средств.

На продажу были выставлены два корабля – эсминец «Важный» (зав. № 878), заложен 4 ноября 1988 г., спущен на воду 23 мая 1994 г.,  и «Вдумчивый» (зав. № 879), заложен 22 апреля 1989 г.

В июне 1997 г. было подписано Межправительственное соглашение между Россией и Китаем, а в ноябре 1997 г. был подписан контракт на строительство и поставку в Китай двух эсминцев проекта 956Э. В обеспечение эксплуатации кораблей и их технического обслуживания в это же время подписали еще пять контрактов, о которых говорилось выше.

В период строительства первого корабля проекта 956Э (зав.№878) китайские специалисты неоднократно посещали Северную верфь с целью проверки технического состояния корабля и подписания платежных документов, предусмотренных контрактом. В один из приездов, когда корабль уже находился на этапе швартовных испытаний, китайские специалисты поставили вопрос о снятии с корабля Герба СССР, расположенного на транце, наименования корабля и пятиконечной звезды. Корабль приобретал облик кораблей китайских ВМС. Особенно это стало заметно, когда вся надводная часть и надстройки были выкрашены краской светлых тонов. Тогда же мы узнали, что бортовой номер первого корабля будет «136», а второго – «137». Первая цифра в номере означает, что это корабль I ранга. Корабли должны были войти в состав Восточного флота ВМС НОАК с постоянным базированием на военно-морской базе Чжоу Шань (штаб флота в г. Нинбо)

25 декабря 1999 г. на корабле № 878 в торжественной обстановке был спущен Андреевский флаг и поднят флаг ВМС НОАК. Официальные лица ГК «Росовооружение» и ВМС НОАК подписали Акт приемосдаточных испытаний. В начале января 2000 г. корабль с б/н 136 ушел с завода. В г. Балтийске был загружен боезапас, и корабль ушел к месту постоянного базирования в Китай. В середине февраля 2000 г. в Китае на военно-морской базе Чжоу Шань была организована торжественная встреча корабля.

Строительство и передача второго корабля проекта 956Э шла по «накатанной колее». 25 ноября 2000 г. был подписан акт приема-передачи эсминца. Уже в конце января 2001 г. корабль пришел на Чжоу Шань. Отказов корабельной техники во время перехода не было.

В том же 2001 г. в конце февраля были подписаны межправительственное соглашение и контракт на оказание технического содействия по установке комплексов вооружения н общекорабельного оборудования на китайские эсминцы проекта 052В («Тема 958»).уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]