Ситуация с ТБО. Алтайский край
31.01.2019 402 0 0 davydov-index

Ситуация с ТБО. Алтайский край

---
0
В закладки
Продолжаем цикл статей о специфике реализации “мусорной реформы” в регионах Российской Федерации. В этот раз поговорим о ситуации с ТБО в Алтайском крае.

Ситуация с ТБО. Алтайский край отходов, Алтайском, мусора, рублей, будет, регионе, отходами, реализации, можно, жители, системы, новой, человека, несколько, очень, накопления, мусор, которые, площадки, контейнеров


Алтайский край — субъект Российской Федерации. Входит в Сибирский федеральный округ, является частью Западно-Сибирского экономического района. Население 2 333 762 человек (2019).

31 января 2019 года алтайские СМИ подвели итоги первого месяца работы региональных операторов. В частности, сообщили, что для запуска новой системы в Алтайском крае проведена необходимая подготовительная работа.

Разработаны и утверждены: правила осуществления деятельности регоператоров, нормативы и порядок накопления ТКО. Также подготовлен основной документ новой системы – Территориальная схема обращения с отходами.

Согласно схеме, регион разделен на семь зон – Алейскую, Бийскую, Заринскую, Барнаульскую, Каменскую, Славгородскую и Рубцовскую. Регоператоры определены конкурсной комиссией по всем зонам, со всеми подписаны соответствующие соглашения.

Первый месяц для мусорной реформы стал непростым: не все муниципалитеты оказались готовы к ней. Были сложности с составлением графиков, заключением договоров как с физическими, так и юридическими лицами. Целый ряд проблем возникал из-за отсутствия контейнерных площадок.

– Основные вопросы возникают по устройству площадок для контейнеров и установке контейнерных баков. Ни в одном населенном пункте ничего нет. Мы будем обслуживать Бийск и Белокуриху, а также районы, относящиеся к Бийской, Заринской и Алейской зонам. Для реализации закона нашей компанией приобретено 23 мусоровоза, 10 из них для сельской местности – высокой проходимости. Взяли еще три машины для крупногабаритных ТКО, – заявил директор ООО “Спецобслуживание-Центральное” Алексей Щербатов.

Жители сел, где с 1 января региональный оператор вывозит мусор, независимо от наличия или отсутствия договора по обращению с ТКО, уже в феврале получат квитанцию за январь с графой “Обращение с твердыми коммунальными отходами”. В ней же будет указан лицевой счет, реквизиты регоператора. Оплатить услугу можно любым доступным способом – через банки, Почту России.

Во всех районах Барнаульской зоны составлены и согласованы с главами сельских администраций графики вывоза мусора. Они вывешены в общественных местах: в магазинах, банках, больницах. В “ЭКО-Комплексе” (регоператор, обслуживающий Барнаульскую зону) обращают внимание жителей: в зависимости от объемов образования отходов графики еще будут корректироваться.

Пока от жителей поступает достаточно много обращений. Большинство вопросов, так или иначе, связаны с разграничением ответственности между региональным оператором и органами местного самоуправления. Нужно понимать, что обязанность регионального оператора наступает с момента погрузки отходов в мусоровоз. Ответственность за определение мест накопления отходов, мусор вдоль дороги, лесном массиве и возле сел несут органы местного самоуправления.

В настоящее время большинством графиков предусмотрен вывоз мусора от частных домовладений один раз в неделю. В случае недостаточности кратность вывоза будет увеличена. Достаточность определяется объемом образования отходов, емкостью бункера транспортного средства, экономической целесообразностью транспортирования.

Ситуация может измениться кардинальным образом, если в селах появятся контейнерные площадки. Тогда вывоз мусора станет происходить чаще. А жителям не нужно будет опасаться, что выставленные пакеты растерзают бродячие собаки. Однако, далеко не во всех районных центрах контейнерные площадки есть даже возле многоквартирных домов. Хотя этой работой муниципалитеты должны были заниматься в рамках реализации мероприятий, предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами.

— Региональный оператор отвечает за весь цикл обращения с отходами, и часто местные власти просто уходят в сторону от решения спорных ситуаций, — рассказал научный сотрудник Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук Виктор Резников.

— Затраты на приобретение контейнеров и бункеров – колоссальные, а тариф – весьма ограничен. Кроме того, остаются сложности с ликвидацией имеющихся свалок. Есть непонимание со стороны населения того, что строительный мусор, шлак, растительные остатки – не относятся к твердым коммунальным отходам. Все эти проблемы нельзя перекладывать на одного регионального оператора, – добавил В.Резников.

СМИ отмечают, что в Алтайском крае официально установлены тарифы на вывоз мусора, по которым, с учетом нормативов, была рассчитана плата на одного человека. Плата составит от 36 до 111 рублей с человека в месяц, в зависимости от муниципального образования.

К примеру, жители Барнаула заплатят 67,95 рубля с человека, жители Бийска – 37,74 рубля, жители Славгорода – 111 рублей.

Выплаты льготникам компенсации в отношении данной коммунальной услуги осуществляются без приглашения получателей ЕДК и истребования от них каких-либо документов для ее назначения. Министерством социальной защиты Алтайского края разработаны и заключены необходимые соглашения о взаимодействии территориальных управлений с региональными операторами и управляющими организациями.

Эксперты отмечают, что в Алтайском крае нет системы по сортировке мусора, извлечению из него полезных фракций — отходов, которые можно переработать вторично. В регионе есть несколько десятков небольших предприятий, которые перерабатывают стекло, пластик, бумагу и резину, есть предприятия, которые занимаются утилизацией опасных отходов (энергосберегающие лампы, батарейки, градусники), но большая часть мусора так и уходит на полигоны и свалки без разбора.

Региональные власти планируют постепенное строительство необходимой инфраструктуры. На реализацию схемы потребуется 12 млрд 100 млн рублей.

В настоящее время в регионе насчитывается 1192 несанкционированных свалки. Их общая площадь составляет 3140 га. Чтобы их ликвидировать, понадобится 8,5 млрд рублей.

Также новая схема предусматривает создание в регионе четырех объектов временного размещения отходов. В частности в крае будут обустраивать площадки временного накопления отходов бункерного типа. Всего в регионе должны ввести в эксплуатацию 34 мусороперегрузочных станций и 22 мусороперегрузочных линии.
По оценкам специалистов, на эти работы понадобится порядка 3 млрд рублей.

Помимо этого в крае должно начаться строительство пяти новых полигонов размещения и захоронения отходов, также планируется реконструкция одного имеющегося полигона. На эти цели предусмотрено направить 540 млн рублей.

На реализацию новой схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами будут направлены средства, поступающие от плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду, а также экологический сбор, который вводит правительство России. Также в Алтайском крае надеются на федеральную помощь. Уже составлена заявка на 3,7 млрд рублей. Эти деньги планируют направить на строительство объектов переработки отходов.

Таким образом, “мусорная реформа” стартовала в Алтайском крае. Но в целом, как отмечают эксперты, ситуация довольно сложная, региону предстоит сделать очень многое для ее успешной реализации.

Политолог, политтехнолог (Барнаул) Константин Лукин рассуждает о ситуации с ТБО в Алтайском крае: "У нас из-за большого количества муниципалитетов и сложной логистической структуры края было принято решение о том, что будет работать не один регоператор, а несколько. И сама мусорная реформа у нас проходит тихо и спокойно.

Денег в крае нет. Край бедный. То, что он поделен на пять частей, не вызывает интереса у больших игроков".

Директор ООО ЮВА-Импэкс, директор ООО ВФИНТ и НТ “Сибирь Инновационная”, (г. Барнаул) Александр Алексенцев рассуждает о ситуации с ТБО в Алтайском крае: "Если честно, я на ситуацию с мусором смотрю с точки зрения заработать. Вижу, какие машины сейчас работают на сборе мусора. И рассматриваю возможность взять несколько машин в лизинг и начать вывозить его. Особенно из деревень. Там сейчас проблема вывоза мусора стоит очень актуально.

Лет 15 назад я был в Швеции. Тогда уже там стояли пять или шесть контейнеров для разного вида отходов. У нас до этого далеко. Была попытка сбора пластиковых бутылок. Но сами ящики для приема бутылок вызывают много вопросов, они очень неудобные".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]