25 лет непонятно чего
25.01.2019 435 0 0 think-head

25 лет непонятно чего

---
0
В закладки
В январе свое 25-летие отмечает Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска». Дата солидная, но говорит ли она о каких-то серьезных достижениях и широком признании в театральном сообществе? К сожалению, нет. В данном случае 25 лет – это не история успеха, а история деградации.

25 лет непонятно чего премии, культуры, только, Тогда, премию, «Золотая, театрального, «Золотую, премия, «Золотой, которую, Маску», министерства, деньги, Маска», России, какойто, Маски», режиссеры, интересуют


Создавалась «Золотая маска» в далеком 1994 году под началом председателя Совета Театральных деятелей России, народного артиста СССР Михаила Ульянова. Идея премии изначально была максимально благой – никаких спонсоров, чтобы избежать давления и вкусовщины, кроме того претендентов выдвигали сами артисты и режиссеры и не какой-то узкий кружок, а максимально широкий состав, буквально все, кто хотел. Однако уже в 1997 году разразился первый крупный скандал, когда у театрального сообщества возникли первые вопросы к номинантам и жюри конкурса. К тому времени в кресло председателя СТД РФ и, соответственно, учредителя премии на долгие годы сел Александр Калягин.

1997 год стал переломным, именно в этот год на «Золотой Маске» в Доме актера на Арбате со сцены матерились, выкрикивали нацистские приветствия, рвали российский флаг и анонировали резиновым членом. Тогда все это было чем-то очень новым и по началу кроме смеха ничего не вызывало, но прошли годы и такие перфомансы вдруг неожиданно стали классикой отечественного театрального искусства и все чаще получали не такую уж и заветную «Золотую Маску». Таким образом, просуществовав всего несколько лет, премия из общенациональной скатилась в специфическую и узконаправленную, разделяя театральное сообщество на две неравные половины – немногочисленных но шумных сторонников, которые раздавали и сами же получали премию, и весь остальной театральный мир, который во всем этом просто не участвовал. А ореол скандальности более не оставлял «Золотую Маску» и ни о какой объективности при выборе номинантов больше речи не шло, деньги на премию брали от всех. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.

В 2015 году ситуацию с премией, которую также финансировало и государство в лице Министерства культуры РФ, попытался переломить новый министр культуры России Владимир Мединский. На ведомственном совещании руководство министерства раскритиковало присуждении премии скандальной постановке «Тангейзер» в Новосибирске. Тогда чиновники пригрозили, что если устроители премии и дальше будут покровительствовать творениям с низкой морально-этической оценкой, то государство может прекратить поддерживать «Золотую маску». Тогда и стала наглядно видна та пропасть театрального мира, которую породила премия. В поддержку критики министерства высказались многие именитые режиссеры и актеры, назвав премию «междусобойчиком» и «доходным промыслом». Однако подали голос и те, кто в этой схеме активно участвовал, в сторону Минкультуры РФ посыпались упреки в «травле» искусства и цензуре. А почувствовав свою безнаказанность, эти представители свободной профессии даже позволили себе освистать министра культуры на итоговой церемонии награждения. Также много шума вызвало включение в экспертный совет премии нескольких консервативных экспертов, но сбалансировать конечный состав все равно не удалось, так как на организаторов было оказано давление и с другой стороны - из премии демонстративно самоустранились Серебенников и Богомоловым, которых не устроила перспектива лишиться уже насиженного местечка на скамейке лауреатов. Кроме того, в данной ситуации постоянную поддержку своим протеже в руководстве «Золотой Маски» оказывал председатель СТД Александр Калягин, сначала тайно, а в последние годы все громче и публичнее.

Все это привело к тому, что театральная премия «Золотая Маска» в конец растеряла остатки уважение и признание зрителей и театрального сообщества. На проведение фестиваля и вручение премии тратятся колоссальные деньги – 250 миллионов, из которых только на поездки экспертов премии по стране тратятся 22 миллиона, при этом отобранное ими «искусство» остается непонятым и недоступным большинству зрителей. На Западе, который активно поддерживает российский либерально-радикальный театр, постановки, получившие «Золотую Маску» также, почему-то, остаются невостребованными. За рубежом неизменной популярностью пользуются только классические постановки и выступления балетных труп. Тогда для кого создаются спектакли – обладатели театральной премии? И что ценного они в себе несут?

Понятное дело, что о какой-то нравственности и традициях в «Золотой Маске» говорить не приходится. Даже в весьма дипломатичном поздравлении от имени президента говорится не об устоях, истории, развитии культуры и тд, а об «амбициозных и смелых замыслах», таким образом подчеркивается суть «Золотой Маски», которую интересуют практически только новые формы и содержание, далекое от понимания подавляющей массой россиян.

Но Минкультуры России нашло способ, как достойно ответить на это форменное безобразие. В октябре 2018 руководство министерства уведомило устроителей премии, что ведомство выходит из числа ее учредителей, так как не хочет участвовать в однобоком присуждении премии, выдаваемой в интересах узкой группы лиц. Правда, в ответной реакции дирекции премии «Золотая Маска» больше прослеживался другой вопрос – финансовый. Министерство культуры РФ вышло из числа соучредителей, однако это не влечет за собой автоматический отказ в финансировании.
Поэтому историю с псевдопремией можно легко остановить, достаточно только перевести фестиваль на самоокупаемость и отлучить от государственной казны. Тут сразу и станет ясно чего стоит «актуальное искусство» на самом деле – готов ли зритель платить за это рублем и поддерживать общенациональную премию или это действительно «междусобойчик», организаторов которого интересуют только деньги и продвижение чуждого русской культуре действа, называемого современной культурой.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]