Как ленинградские реставраторы отошли от истинного замысла В. В. Растрелли в Большом Тронном зале.
18.10.2018 547 0 0 architectstyle

Как ленинградские реставраторы отошли от истинного замысла В. В. Растрелли в Большом Тронном зале.

---
0
В закладки
   В 1983 году был в городе Пушкине ( Царском Селе ) на экскурсии в Екатерининском дворце.
Тремя годами ранее был открыт после многолетней реставрации Большой Тронный зал.
   Встреча с гениальным творением архитектора Бартоломео Растрелли не вызвала восторга.
Только спустя много, много лет я понял почему...

   Вот две фотографии зала рядом, левая раскрашенная фотография американского фотографа Branson
DeCou 1931 года - http://digitalcollections.ucsc.edu/cdm/singleitem/collection/p265101coll30/id/3926/rec/50,
правая современная с просторов Интернета:

Как ленинградские реставраторы отошли от истинного замысла В. В. Растрелли в Большом Тронном зале. плафона, плафон, Большого, реставрации, фотографии, Валериани, Растрелли, много, сохранившиеся, падуга, Штакеншнейдер, время, живописный, отделки, обнаружены, значительно, части, Падуга, плоскости, переход


   Разница очевидна.
На левой фотографии зал немного выше, живописный плафон значительно меньше по площади, есть
эффектный переход от плоскости стен к потолку, так называемая падуга. Сам плафон с точки фотосъемки смотрится светлее и жизнерадостнее.
На правой фотографии громадный тёмный плафон, который начинается прямо от стен производит тяжелое впечатление. Зал получился значительно ниже и кажется гигантским коридором.
Как так получилось?
На сайте
https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-bolshoi-zal.html

можно прочитать про перипетии в многовековой судьбе зала.
Краткое изложение:

   Первоначальный живописный плафон был написан в 1752–1754 годах по эскизу Д. Валериани, известного венецианского художника-декоратора, приехавшего в Россию по приглашению Растрелли.
Падуга — переход от плоскости стен к плафону — украшала зал со времен Растрелли.
   В 1790-х были обнаружены конструктивные неполадки в потолке зала. Из-за провисания нижнего пояса стропильных ферм деформировался потолок, [...]. Подрамники с живописными полотнами были сняты, живопись свернута на валы и сдана в фонды дворцовых хранилищ. Падуга была восстановлена по проекту В.П. Стасова в стилистике барочной отделки парадного растреллиевского интерьера, но в процессе восстановительных работ площадь потолка была сужена.
   Потолок был оставлен белым, а падуга декорирована золоченой орнаментировкой.
   В 1856 году работы во дворце начал  арх. А.И. Штакеншнейдер, Изготовление плафона было затем отложено на 1858 год. Новый плафон для Большого зала написали художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли, и одновременно с его созданием Штакеншнейдер переделал падугу зала, связав изысканными вьющимися орнаментами средние и угловые мотивы рокайля.
   В таком виде падуга просуществовала до войны.  При последующей реконструкции отделки Большого зала она была сбита, и ныне ее сохранившиеся фрагменты представлены в выставочной комнате.
   Плафон погиб во время пожара во время войны.
Во время реставрации Тронного зала встал вопрос о плафоне. Но в В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены боковые части плафона Валериани — «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Благодаря этой находке было решено воссоздать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции.
  Центральная часть плафона была написана заново.  Возрождению центральной части плафона послужили сохранившиеся наброски и описание композиции с расшифровкой всех аллегорий, сделанные Валериани, а также рисунок, выполненный А.И. Штакеншнейдер в 1857 году, когда по эскизам придворного зодчего создавалось новое оформление потолков в нескольких залах парадной анфилады. Над воссозданием плафона Большого зала работали художники-реставраторы под руководством А.Я.Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.
   Но площадь нового плафона оказалась больше и было решено отказаться от падуги.
Огромная работа живописцев завершилась в 1976 году и была принята Художественным Советом, который, уместно будет вспомнить, собирался в течение всего времени восстановления плафонной живописи Большого зала Екатерининского дворца ни много, ни мало 56 раз. Весь зал открылся после реставрации  1980 году.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]