Какгетман, не хотевший воевать с Россией, но победивший ее при Клушине, бесславно пропал в Молдавии
19.09.2018 661 0 0 valerongrach

Какгетман, не хотевший воевать с Россией, но победивший ее при Клушине, бесславно пропал в Молдавии

---
0
В закладки
Какгетман, не хотевший воевать с Россией, но победивший ее при Клушине, бесславно пропал в Молдавии поляков, татары, Посполитой, Жолкевский, около, молдавский, тысяч, армии, господарь, поляки, октября, решили, Днестру, против, турками, потом, турок, Грациани, почти, армией


В 1620 году великому гетману Станиславу Жолкевскому было уже 70 лет. Он много и славно воевал, в том числе и с Россией в годы Смуты. Удивительно, но командующий армией Речи Посполитой, устроивший один из самых позорных и жестоких разгромов русской армии в сражении при Клушине, всегда бы против войны с соседом, так как считал, что война с Россией ни в коей мере не интересна Речи Посполитой.

Впрочем, сейчас речь пойдет не о Смуте, где Жолкевский, конечно, тоже сыграл свою роль, например, увез в Пользу Василия Шуйского и добился избрания королевича Владислава царем. Но к 1620 году все это уже были дела других дней. Россия отбилась от Речи Посполитой, хоть и ценой больших потерь. А в Речи гремела другая война – с Османской империей.

К концу августа 1620 года полякам и литовцам удалось собрать на границе Молдавского княжества армии под командованием обоих польских коронных гетманов. На войну приехал польный гетман Станислав Конецпольский и коронный – Жолкевский.

Поначалу все было хорошо – поляки отбили набег татар. А потом к ним пришли известия, что молдавский господарь Гаспар Грациани решил тайно перейти на сторону поляков и выставит для войны на их стороне около 10 тысяч солдат. И тут на поляков нашло помутнение.

У самих поляков предложения господаря сомнений почему то не вызвали, хотя своя, коронная армия, была, как обычно, не очень большой – около восьми тысяч человек.

После того, как поляки перешли Днестр, молдавский господарь, что удивительно, не предал поляков, так же как перед этим предал турок. Его вызывал к себе султан, но вместо этого Грациани освободил польских пленных, в Яссах даже состоялся турецкий погром. Но потом вся смелость у Грациани неожиданно закончилась и он сначала собрался бежать в Германию, а потом все-таки пришел к полякам. Только сил у него было не 10 тысяч человек, как он обещал, а несколько сотен.

Дело сразу приняло дурной оборот, а с юга приближался Искандер-паша с турецкой армией и где-то в непонятных просторах еще находились крымские татары. Господарь говорил, что у турок мало, а татары далеко. Но ему уже не верили и, как оказалось, правильно. Поляки решили занять оборону около деревни Цецора, где имелись выкопанные в 1596 армией Яна Замойского укрепления. Их вполне могла удержать имевшаяся у поляков армия.

Так и получилось. Сначала. 13 сентября поляки начали укрепляться, а 17-го появились татары, захватившие в плен тех поляков, которые собирали фураж в округе. Следом подошли основные силы татар и турок. И выяснилось, что их около 40 тысяч. Но сначала поляки смогли отбить первый налет, воодушевились и начали требовать от Жолкевского дать генеральное сражение. Оно и состоялось 19 сентября. Поляки атаковали, но не наступление захлебнулось, пришлось отойти в укрепления.

В целом бой закончился вничью. После него Жолкевский собрал коло и сказал, что собирается завтра продолжить бой. И тут все пошло прахом. Многие командиры, часть из которых подкупил молдавский господарь, твердо решивший, что ему тут больше делать нечего и надо бежать, высказались против сражения. В результате вместо боя пришлось принимать решение отходить.

Но за ночь примерно половина армии под командованием тех самых командиров, которые выступали против сражения, бежали из лагеря. Польская вольница Речи Посполитой, где каждый шляхтич сам себе король проявила себя в самом худшем виде. Кстати, из тех, кто бежал, домой не вернулся почти никто, татары их почти всех переловили, а молдавский господарь погиб.
Те, кто остался, решили, что их бросили в лагере на съедение туркам. Начался бунт, который Жолкевский смог успокоить только с большим трудом, параллельно ведя переговоры с турками и собираясь отступать. С турками ни о чем не договорились и 29 сентября армия начала отступать к Днестру с турками и татарами на хвосте.

Постоянные стычки на марше, в которых и те, и другие продолжались до 4 октября. Турки вымотались не меньше поляков и после 4 октября отстали, во всяком случае не появлялись в поле зрения. К 7 октября остатки армии почти подошли к Днестру. И тут бывшие мятежники решили, что теперь турки отстали, а после перехода Днестра начнутся разборки, кто виноват в поражении. И вольная шляхта, шедшая до сих пор с Жолкевским, тоже рванула к Днестру, каждый сам за себя. А турки и татары были рядом.

Последний бой был коротким и бесславным. Жолкевский сложил голову, его сын попал в плен. Попали в плен и другие командиры и солдаты, в том числе молодой воин по имени Богдан Хмельницкий. Голова великого гетмана с седлом и саблей отправилась в Стамбул, к султану. 70 лет гетману было. Много где воевал, много побеждал. А голову сложил из-за раздолбайства и неорганизованности шляхты в Речи Посполитой.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]