"Ромир": что важнее для россиян
08.09.2018 426 0 0 davydov-index

"Ромир": что важнее для россиян

---
0
В закладки
Исследовательский холдинг "Ромир" спросил у россиян, какие личностные качества и ценности они считают главными в жизни.



Как говорится в материалах исследования, респондентам предлагалось оценить каждую позицию из списка 25 ценностей и качеств личности по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 балл означал "совсем не важно", а 10 — "очень важно". Список приоритетов был сформирован на основе международных методик, которые традиционно используются в маркетинговых исследованиях для оценки эмоционального восприятия.

Аналогичное исследование важнейших ценностей и качеств, которыми руководствуются россияне, ранее проводилось в 2012 году, напоминает "Ромир". Как выяснилось, за эти годы система ценностей граждан осталась достаточно стабильной: приоритеты не изменились, однако распределение мест в топ-10 стало несколько другим.

Согласно результатам опроса, важнейшей ценностью для россиян является семья. Максимальный балл этой категории отдали 56% россиян, в т.ч. 51% мужчин и 61% женщин. Шесть лет назад семья находилась на второй строке списка, уступив первое безопасности, теперь же ценности поменялись местами. Категория "безопасность" получила высший балл от 51% опрошенных.

На третьем месте оказалась надежность — о ее максимальной важности заявили 42% опрошенных (38% мужчин и 46% женщин). В 2012 году надежность в списке приоритетов жителей страны также занимала третье место. Кроме того, свои позиции сохранила честность — и шесть лет назад, и сейчас в списке приоритетов ее поставили на четвертое место.

Пятую строчку среди самых важных жизненных ценностей занимает достаток. По сравнению с результатами 2012 года эта категория поднялась в рейтинге сразу на три строчки. Также три пункта прибавила образованность, которая поднялась с десятого на седьмое место. А вот оптимизм и окружение, наоборот, упали. В новом списке они заняли восьмое и девятое место, в то время как в 2012 году стояли на пятой и шестой позициях.

За пределами топ-10 приоритетов самую большую ценность приобрел патриотизм, который поднялся в списке сразу на восемь строк, заняв 11-е место. В 2012 году респонденты ставили его лишь на 19-ю строчку. Гораздо больше россияне стали ценить новаторство, которое оказалось теперь на девятнадцатом месте, поднявшись с предпоследнего, двадцать четвертого.

"В то же время такие качества и ценности, как духовность и щедрость, потеряли свои позиции — духовность опустилась в рейтинге на две строки вниз, а щедрость на три. Но лидерами падения оказались вдохновение и сексуальная привлекательность. Эти качества, которые ранее находились на шестнадцатом и семнадцатом месте соответственно, переместились на двадцать третью и двадцать четвертую позицию — в самый низ рейтинга, который, как и в 2012 году, замыкает непокорность", — отмечают аналитики "Ромира".

В опросе приняли участие 1500 респондентов старше 18 лет из всех типов населеных пунктов и всех федеральных округов России. Выборка репрезентирует взрослое население России, говорится в комментарии к исследованию.

Итоги опроса оценивает кандидат социологических наук Алексей Ручкин: "Указанное исследование вызывает сомнения в надежности данных, поскольку нарушено, на мой взгляд, основное требование к формулировке вопроса — точность. <...> Закладывались ли абстрактные понятия изначально в методику исследования, теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий — сказать сложно, поскольку сама методика не представлена. Также непонятны выборка и ошибка репрезентативности. <...>
Главной ценностью остается семья, причем неизменно на первой или второй позиции, что верифицируется результатами исследований других ученых. Семья как ценность всегда входила в топ-3, поскольку семейные узы в России, в отличие от западной культуры и ментальности, очень сильны. Особенно сейчас, когда мы ежедневно констатируем снижение уровня реальных доходов, невозможность большинства граждан обеспечить себя самостоятельно жильем и т.д. Кто обычно выручает в России в такой ситуации? Конечно, семья! Безопасность стоит рядом и отражает, вероятнее всего, аспект экономической безопасности. <...>
В целом опрос соответствует ранее проведенным исследованиям, коррекция по распределению ценностей в топ-10 оправдана, исходя из сравнения политической и экономической ситуаций в 2012 и 2018 годах."

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии факультета философии и социологии Башкирского государственного университета Рустем Вахитов связывает изменения в системе ценностей с рядом факторов, в т.ч. с изменением социально-экономической ситуации в стране: "Итак, россияне стали более патриотичными, большими сторонниками семейных ценностей, но они менее оптимистичны, чем 6 лет назад, больше ценят достаток, больше готовы вкладываться в образование — свое и детей — и меньше доверяют своему окружению, менее бережливы. Чем это объясняется? Для того, чтобы это понять, мы должны вспомнить, какой была Россия 6 лет назад. <...>
Это был пик недовольства властью населения больших городов. На улицу выходили тысячи горожан, обвиняя партию "Единая Россия" в фальсификациях на выборах, требуя отмены выборов и отставки правительства. Рейтинг президента упал до беспрецедентных 40 с небольшим процентов. Уровень доверия к российскому государству был крайне низок, в то же время западные ценности — свобода, демократия, права человека — пользовались популярностью и отношение к Западу было в целом положительным. <...> В то же время люди тогда жили в значительно большем достатке, чем сейчас: в 2012 году нефть стоила около 110 долларов за баррель, курс доллара был 31 рубль, зарплаты были высокие, россияне охотно брали кредиты, ипотеки и у них были деньги, чтобы платить банкам. Потому ценность достатка для них была не на первых местах, определенный достаток у них и так был. Не было чувства безопасности, уверенности, что это достаток удастся сохранить — и, увы, интуиция их не подвела. <...>
Теперь, в 2018 году, совсем другое дело: присоединение Крыма, конечно, сделало значительную часть россиян большими патриотами, чем раньше, а реакция на это Запада резко понизила уровень позитивной оценки Европы и США. Однако экономические проблемы (падение цен на нефть и рост цен на продукты и ширпотреб, повышение налогов) разобщили нас, заставили меньше верить друг другу, вывели на первый план ценности семьи, карьерного строительства, образования. В сложные времена людям вообще свойственно замыкаться в своей семье, как в коконе, доверять только самым близким. <...>
Итак, "Ромир" показал нам, какими мы были и какими стали."

Своим мнением о разнице в результатах опросов 2012-го и 2018-го годов делится доктор социологических наук, профессор, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета Мария Ефлова: "Семья и безопасность — ценности, близкие к пространству человека. То, что они поменялись местами, свидетельствует не о смене ценностей, а практически об их равнозначности. Для человека всегда практически остаются первыми ценностями семья и безопасность. Интерес вызывает то, что достаток поднялся в системе ценностей. Это как раз объясняют последние исследования "Ромира" и ФОМа, которые показывают, что россияне значительно сократили расходы на продукты, увеличился средний чек потребления. Соответственно доходы остались прежними, а расходы значительно возросли. В связи с этим ценность дохода и достатка стала более значима. Люди озабочены тем, что им не хватает денег на некоторые продукты питания.
Патриотизм относится ко второй группе ценностей, которая занимает небольшое количество процентов и небольшую значимость в сознании россиян. В этой группе патриотизм поднялся. Я считаю, что это связано с конструированием общественного мнения. В СМИ в последнее время очень много информации на эту тему, именно поэтому эта ценность увеличилась в процентах."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]