Как снимали фильм "Пятый элемент"
25.07.2018 732 0 0 kak-eto-sdelano

Как снимали фильм "Пятый элемент"

---
0
В закладки
Идея фантастической любовной истории, замешанной на античной философии, комиксах и подростковых мечтах, родилась у Люка Бессона на пороге шестнадцатилетия. В ней будущий реформатор французского кино, которому воображение помогло не умереть от скуки в провинциальной глуши без друзей и телевидения, соединил увлечение футуристическими графическими работами Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера («Валериан и Лорелин»), теорию четырех стихий Эмпедокла и Платона, а также собственные грезы об идеальной девушке.

Как снимали фильм


Первый источник подсказал Бессону центрального персонажа — водителя летающего такси будущего; второй — драматургический двигатель повествования: атаку космического зла здесь пытаются остановить с помощью набора жизнеобразующих элементов; третий — существо-элементаль в теле совершенной красавицы-инопланетянки, в которую невозможно не влюбиться.

Как снимали фильм


По замыслу автора, юношеские фантазии должны были стать зрелищным фантастическим фильмом голливудского масштаба, поэтому их реализацию пришлось отложить на неопределенный срок. Первый шанс поставить «Пятый элемент» замаячил в 1991 году после выхода «Никиты», но тогда инвесторы посчитали неподъемным сценарий, разросшийся до 400 страниц, и заморозили проект. Успех следующего бессоновского хита «Леон» заставил Gaumont вернуться к амбициозной затее и дать зеленый свет детской мечте французского вундеркинда.

Как снимали фильм


Тогда Бессон вновь вернулся к работе над сценарием, и вместе с Робертом Марком Кэменом сократил его до 120 страниц. Результатом стала антимилитаристская притча о всепобеждающей силе любви с мощными комедийными репризами, карикатурными персонажами, пародийным переосмыслением серьезного сай-фая и бодрым приключенческим экшеном. Одним словом, эклектичный жанровый микс, полностью соответствующий канонам постмодернизма, царившим в 90-е.

Как снимали фильм


При этом, композиционно «Пятый элемент» развивается по классическим законам сказки, где переживающий определенные лишения герой (в данном случае Корбен Даллас, потерявший семью и сменивший профессию на менее престижную) проходит ряд испытаний и за их успешное выполнение (ни много, ни мало — спасение всего человечества) получает сердце красавицы (самой совершенной девушки в целой Вселенной).

Как снимали фильм


В высшей степени сказочными являются и периферийные персонажи фильма: недалекий правитель, инфернальный злодей со слабостями, благородные сверхумные мондошаваны в «сияющих доспехах», способные оборачиваться людьми оркообразные мангалоры, сиреноподобная оперная дива и эпатажный скоморох Руби Род.

Как снимали фильм


Кастинг: модели, друзья, камео и подвиг Йовович

Воплощать на экране всю эту пеструю компанию пригласили столь же разномастных артистов. Так роль туповатого, но сурового президента Линдберга досталась бывшему рестлеру Томми Листеру, а его коллега по культовой комедии «Пятница» Крис Такер заполучил роль радиоведущего Руби Рода, отвергнутую поп-идолом Принсом.

Как снимали фильм


Крупнейшие звезды проекта — Брюс Уиллис и Гэри Олдмен, сыгравшие антагониста и протагониста, которые ни разу не встречаются в кадре, – попали в фильм без проб и согласились сниматься, что называется, «по дружбе». Уиллис, отказавшийся от роли Далласа еще в 92-ом, через несколько лет сам предложил Бессону свою кандидатуру, так как «рискованный» сценарий ему очень нравился, да и играть «проблемного героя боевика» ему было не привыкать еще со времен Джона МакКлейна. Более того, актер предложил урезать собственный гонорар в обмен на проценты от будущей прибыли.

Как снимали фильм


Олдмен же подружился с энергичным французом еще на «Леоне», куда его уговорила попробоваться подруга, когда-то встречавшаяся с Бессоном. Второй раз сыграть центрального злодея в картине товарища было для актера привычным делом, хотя позже он жаловался, что ношение экстравагантного резинового костюма Зорга было настоящим мучением. К слову, тогдашняя гражданская жена Люка Бессона, исполнившая в картине роль Дивы Плавалагуны, на свой сложносочиненный наряд не сетовала.

Как снимали фильм


По дружбе снялся в «Пятом элементе» и Матьё Кассовиц. Звезда «Амели» и постановщик мрачных триллеров появился в эпизодической роли чудаковатого грабителя на пороге квартиры Далласа. Другие камео в фильме исполнили британский комик Ли Эванс (Фог, помогавший Корбену вести переговоры на борту круизного лайнера), гуру трип-хопа Трики, сыгравший помощника Зорга, топ-модель Ева Салвэйл, перевоплотившаяся в «человеческий вариант мангалора», и еще несколько манекенщиц, задействованных в качестве экранных стюардесс.

Как снимали фильм


Как снимали фильм


Впрочем, главная женская партия в картине также досталась фотомодели — 21-летней Милле Йовович, для которой роль Лилу стала прорывом после нескольких менее выдающихся работ, самая крупная из которых — «Возвращение в Голубую лагуну». Ради съемок у Бессона актрисе пришлось пройти масштабный кастинг, в ходе которого режиссер просил претенденток без запинок произнести имя героини «Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат» и тестировал их на верное понимание образа.

Как снимали фильм


Первые пробы Йовович постановщика не впечатлили, но в ходе «случайной встречи», подстроенной самой артисткой, ей удалось доказать, что иной Лилу быть просто не может. Актриса готовилась к роли с тотальной самоотдачей, четыре месяца осваивая приемы карате, работая над хореографией и изучая движения животных и птиц в зоопарке. Кроме того, именно Йовович придумала добрую половину слов древнего божественного языка своей героини.

Как снимали фильм


Последнее обстоятельство — одно из подтверждений оригинальной режиссерской манеры Люка Бессона, который всячески поощряет актерскую импровизацию. В частности, он никогда не репетирует с исполнителями во время съемок, заставляя их работать самостоятельно вдали от посторонних взглядов.

Локации: Пайнвуд, Ковент-Гарден и Мавритания

Как снимали фильм

Британская студия Pinewood

Бессон позвал в проект уже привычную съемочную группу, но вот подходящих локаций в Париже, увы, не оказалось. Большая часть съемок прошла на знаменитой британской студии Pinewood в городке Айвер-Хит неподалеку от Лондона, где команда арендовала семь павильонов.

Как снимали фильм

Royal Opera House

Немногочисленные натурные сцены снимали в пустынях Мавритании и на исландском леднике, а еще одна подходящая локация нашлась в британской столице, где в Royal Opera House на площади Ковент-Гарден создавались эпизоды в опере.

Визуальное решение: графика, макеты, пиромания, аллюзии и костюмы от Готье

Футуристические пейзажи города будущего создавали частично с помощью компьютерной графики и анимации, частично — с применением миниатюр. Один из примеров смешанной техники, использованной специалистами по визуальным эффектам из студии Digital Domain, — виды Нью-Йорка, где летающие автомобили были компьютерными (за исключением такси Корбена Далласа, которое соорудили в натуральную величину и установили на карданов подвес), а небоскребы представляли собой модели в масштабе 1:24.

Как снимали фильм


Как снимали фильм


С одного из таких шестиметровых макетов прыгает Лилу в одной из ярчайших сцен фильма, причем в кадре на самом деле не Милла Йовович и даже не ее дублер Мирьям Монтадон, а цифровая модель.

Как снимали фильм


Как снимали фильм


Еще один знаковый эпизод фильма — взрыв в главном зале космического круизного лайнера, признанный самым мощным киновзрывом внутри помещения из всех ранее демонстрировавшихся на экране. При его подготовке использовались огнемет, пусковые тросы, пружинящие агрегаты, чучела пострадавших и взрывчатка с «эффектом гранаты», которую Бессон выбрал из десятка вариантов, предложенных пиротехниками. Съемочная площадка была буквально заминирована, а декорации со всех сторон окружили пожарные с огнетушителями.

Как снимали фильм


Всем членам группы, кроме режиссера, приказали покинуть территорию, Бессон же до последнего продолжал репетировать с дублером Брюса Уиллиса, с энтузиазмом заядлого пиромана предвкушая мощный «биг бада бум».

Как снимали фильм


Но, конечно, не взрывами едиными жив «Пятый элемент». Главное в его визуальном оформлении — футуристический антураж, отсылающий к «Бегущему по лезвию бритвы» Скотта и «Метрополису» Ланга и при этом отличающийся от серьезной кинофантастики, снятой в мрачных тонах, яркостью цветового решения.

Как снимали фильм


Мир будущего у Бессона, хоть и страдает от вражды, бедности и перенаселения, но все же полон ярких красок и обаятельных деталей, вроде летающей китайской закусочной в виде корабля, дизайн которой создал знаменитый художник комиксов Жан Жиро (Мебиус), работавший над концепт-артом картины вместе с упомянутым ранее Жан-Клодом Мезьером. Их кисти принадлежат и инопланетяне, итоговый облик которых режиссер выбрал из десятков вариантов. За воплощение мондошаванов, мангалоров и других пришельцев отвечала команда Ника Дадмена — мастера по гриму, воплотившего Йоду и персонажей «Лабиринта» и «Легенды».

Как снимали фильм


Колоритный визуальный ряд китчевой пародии немыслим без экстравагантных нарядов от Жан-Поля Готье, авторству которого принадлежат все 900 костюмов персонажей, собравшихся на корабле Fhloston Paradise. В своей работе кутюрье ориентировался на референсы, указанные Бессоном: для Корбена Далласа, например, он выбрал образ «типичного героя боевика» (учитывая бэкграунд и фактуру Брюса Уиллиса, воплотить данное задание было совсем несложно), а для Зорга — «злодея в стиле Гитлера» (здесь было важно не перегнуть палку). В образе едва народившейся на свет Лилу угадываются черты Марии из «Метрополиса» и художницы-музы Готье Фриды Кало с автопортрета «Сломанная колонна».

Как снимали фильм


Ну а наряды Руби Рода напоминают гипертрофированную версию сценических костюмов Принса, которому эскизы дизайнера, по иронии судьбы, показались слишком женственными, что и стало одной из причин его отказа от участия в проекте.

Как снимали фильм


Эскизы одежды для фильма «Пятый элемент»

Как снимали фильм


Саундтрек: постмодернистская эклектика Эрика Серра

Могло ли что-то измениться в музыкальном оформлении фильма, снимись в нем Принс, остается только гадать, но саундтрек, созданный постоянным соавтором Бессона Эриком Серра и без того стал культовым. В нем композитор соединил такие разнородные элементы, как пышные оркестровки с гобоем, струнными и фанфарами, регги и мотивы полинезийских аборигенов. Венчает это постмодернистское пиршество номер космической Дивы Плавалагуны, начинающийся с арии «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» и переходящий в вокализ под бодрые танцевальные ритмы, придуманные Серра. Голос оперной звезде будущего подарила албанская певица Инва Мула, а цифровая обработка звука, произведенная Марком Манджини, придала богатому сопрано исполнительницы поистине нечеловеческий диапазон.

Как снимали фильм


С тех пор тема Плавалагуны стала для вокалистов своеобразным челленджем, недостижимой вершиной, которую артисты то и дело пытаются покорить. Мы же не советуем повторять подобные непосильные для связок упражнения в домашних условиях, а рекомендуем еще раз пересмотреть «Пятый элемент», который сейчас воспринимается едва ли не как эталонное произведение процветавшего в 90-е развлекательного постмодернизма.

Источник

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене
Как снимали фильм


и как обычно в инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Как снимали фильм


Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Как снимали фильм


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]